Самый длинный в истории сезон «Ф-1» – ультракоротко: один гонщик и команда – одно предложение
Резюмируем.
Вот и закончился новый сезон «Формулы-1» – и он вышел рекордным по количеству Гран-при (24!) и победителей: 7 пилотов, 4 команды, дубли, многократные триумфы…
Гонщики и прочие главные действующие лица уже описывали его в одной фразе:
«Безумие, сумасшествие» – и это только цензурные слова!
В итоге Макс Ферстаппен все равно стал чемпионом – уже в четвертый раз…
Среди команд первенство впервые с 1998-го забрал «Макларен», прервав сплошное – с 2010-го – доминирование двух команд: «Ред Булл» и «Мерседеса».
Но с чем же в принципе уходит «Ф-1» на зимний отпуск? В формате «одно (ладно, иногда чуть больше) предложение на команду» мы подчеркнули самое важное/яркое/определяющее сезон. А кое-где – ироничное и забавное.
Команды
1. «Макларен»
Каждый аспект многолетней работы по возвращению в топ наконец принес плоды: перестройка на четыре года ( в нее вошли реновация базы, новая аэротруба, реструктуризация технического штаба, рискованная смена дорогущего Дэна Риккардо на новичка Оскара Пиастри) и стратегия по жертве старта сезона ради активного внедрения точно заработающих обновлений в середине и конце.
2. «Феррари»
Кажется, шанс на Кубок конструкторов и как минимум вице-чемпионство Леклера застал их врасплох.
3. «Ред Булл»
Чуть не развалился в самом начале, потерял главного гения и половину высшего технического штаба, гонял одной машиной, мечтал куда-то сбыть второго пилота, испортил доминирующую машину и переживал ссору босса с отцом примы – и все равно сражался за Кубок конструкторов до предпоследнего Гран-при.
4. «Мерседес»
Тесты в прямом эфире, реалити-шоу с подводкой новичка, ситком «квалификации Хэмилтона» – говорят, этого все была рекламная кампания собственного шоу для Netflix со следующего года.
5. «Астон Мартин»
А помните, в начале сезона мелькала в топ-10 такая команда? Так вот, Эдриан Ньюи перешел именно туда!
6. «Альпин»
Лауреат премии «всплытие года». Кажется, впервые за десятилетие в Энстоуне наконец появились люди, знающие смысл слова «стратегия» и вообще что-то понимающие в своей работе – пожалуйста, не спугните!
7. «Хаас»
Взяли бы титул «всплытие года», если бы не «Альпин» – у французов в начале сезона все выглядело ну совсем безнадежно.
8. «РБ»
Все та же вторая команда «Ред Булл» с тем же смыслом и выхлопом, зато теперь сколько денег на маркетинге зарабатывает!
9. «Уильямс»
17 больших аварий за год минимум на 25 миллионов ущерба – спасибо, что вообще доехали, и не последними!
10. «Кик Заубер»
А ведь это будущая заводская «Ауди», которую строил архитектор восхождения «Макларена», теперь допиливает бывший топ «Феррари», а на очереди приход важнейшего топа «Ред Булл»!
11. «Кадиллак»
Добро пожаловать, бывшая «Андретти» без Андретти и со спасавшим «Марусю» от банкротства боссом во главе! У вас все же получилось.
Гонщики
1. Макс Ферстаппен
Чемпион, король, доминатор, злодей, задира, «как Сенна», лучший друг Норриса, миротворец внутри «Ред Булл», защитник Марко, бунтарь против ФИА, больше не лучший друг Норриса, сменщик Матешица в роли «цемента» «Ред Булл» и просто будущий батя – кем только ни представал лидер «Ф-1»!
2. Ландо Норрис
Вообще-то он сам говорил, что будет полностью готов к битве за титул только в 2025-м – в интервью GQ еще в январе 2023-го!
3. Шарль Леклер
Временами казалось, что наконец повзрослел и готов к настоящему лидерству. Временами.
4. Оскар Пиастри
Его менеджер (бывший мистер «неплохо для №2» Марк Уэббер из «Ред Булл») уже ищет способы избежать обращения протеже в №2 – или потенциальные заходы на другую команду.
5. Карлос Сайнс
Минимум полгода ждал приглашений от «Ред Булл» и «Мерседеса» на 2025-й, назывался в пуле претендентов, трафик в прессе с нарративами «его должны туда взять», не дождался и подписался с «Уильямсом» – на треке все прошло примерно так же: и побеждал, и приезжал на подиумах, и долго удерживался впереди Леклера, но завершил сезон только 5-м.
6. Джордж Расселл
Как президент на первом году первого срока – и на трассе, и в команде, и во внутренней политике «Ф-1».
7. Льюис Хэмилтон
Кажется, от снов про будущий переход в «Феррари» его время от времени отвлекали (и мотивировали) только подначивания от шефа про «срок годности» и контракт. Но в середине сезона случился момент «а пошло оно» – и семикратный даже в интервью начал говорить «я больше не быстрый».
8. Серхио Перес
Ездил так мощно и эффектно, что весь год обсуждали способы его увольнения, ухода на пенсию, потенциальную замену, сумму компенсаций и его спонсоров.
9. Фернандо Алонсо
От «как же приятно управлять этой машиной» в первой гонке сезона до «худшая машина по балансу в истории» в последней.
10. Пьер Гасли
Выбил бывшего лидера-француза из французской заводской команды, которая фактически строилась им несколько лет подряд – «Альпин» предпочла оставить Пьера после двух совместных лет с Оконом.
11. Нико Хюлькенберг
Говорят, старого пса новым трюкам не научить – но «Хаас» сумел! С самых тестов начал бесконечные шинные накаты ради обретения контроля над износом – и оказалось, что Нико всю карьеру именно здесь и проседал, страдая в гонках: в итоге 37-летний немец парой квал и гонок впечатлил еще больше обычного и получил призом 3-летний контракт с заводской «Ауди».
12. Юки Цунода
С одной стороны, вчистую побеждал Риккардо, а с другой, новичок Лиам Лоусон вновь сходу поехал как минимум вровень – но мечты о Ред Булл уже перешли к стадии фрустрации.
13. Ланс Стролл
Команда все еще принадлежит его отцу.
14. Эстебан Окон
В начале рассуждал о «Мерседесе», затем подписался с «Хаасом», а заканчивал без машины – вот насколько в современной «Ф-1» важны и личные отношения.
15. Кевин Магнуссен
Бился за контракт на следующий год до дисквала за перебор штрафов – так защищал очки команды. Не сработало.
16. Алекс Албон
Доезжал на болиде, в котором изоленты и клея было чуть ли не больше, чем карбона – спасибо, что вообще на что-то претендовал и кого-то обгонял.
17. Даниэль Риккардо
Его грозили отправить на диван уже после шестой гонки, а продержался почти до конца сезона – вот что сейчас творят спонсоры, узнаваемость и маркетинговая сила в «Ф-1».
18. Оливер Бермэн
Открыватель «Ф-1» для новичков вообще без опыта – причем провел всего пару гонок. Аминь.
19. Франко Колапинто
Моментально превратился в новую суперзвезду и снес статус Албона как главного актива рынка пилотов середины пелотона.
20. Чжоу Гуаньюй
Про современную «Ф-1» много говорят в стиле «здесь все решают деньги и маркетинг», но вот Чжоу: у него есть собственный домашний Гран-при, теперь битком набитый безумными фанатами, увлечения модой и контракты с модными домами, миллионы подписчиков в китайских соцсетях, сделка с китайским автозаводом ZEEKR, даже очки на, казалось бы, безнадежном «Заубере»… Только места в «Ф-1» больше нет.
21. Лиам Лоусон
Просто новый Жак Вильнев – и правдорубом в прессе, и локтями на трассе: лучше смотрите повнимательнее.
22. Валттери Боттас
Все больше превращается в комика, ню-модель, и вообще гравийном велоспорте выступил успешнее, чем в Гран-при – он теперь заводской гонщик Canyon и участвовал в чемпионате мира. What’s next?
23. Логан Сарджент
Его дядя Гарри Сарджент III – флоридский магнат, поставляющий армии США топливо и стройматериалы для возведения баз – оказывается, огромный спонсор кампании Трампа и главный лоббист снятия санкций с Венесуэлы по части закупки нефти и асфальта в новой администрации нового президента. И даже ТАКИЕ связи не помогли парню сохранить место в «Ф-1» или заполучить кокпит «Индикара» – Логан ушел в прототипы LMP2 в надежде на место в заводском гиперкаре «Хедндэ» Genesis в 2026-м.
24. Джек Дуэн
Недоумеваете, кто это? Можете пока не разбираться – с учетом подхода Флавио Бриаторе этот новичок «Альпин» и сын легенды MotoGP с контрактом на 2025-й может больше вам на глаза и не попасться.
25. Санни Хейз
Та самая легенда, которая гонялась еще против Айртона Сенны – то есть ему минимум 48 лет. Не удивляетесь теперь, почему про него снимают целый голливудский фильм?
26. Джошуа Пирс
Тот самый парень, которого постоянно фоткали рядом с Хейзом.
Что еще почитать о финале сезона «Ф-1»?
«Макларен» – снова лучшая команда «Формулы-1». Шла к вершине 26 лет!
Хэмилтон проваливает квалификации в «Ф-1» – возненавидел болид. А в чем дело?
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Rose, Alex Bierens de Haan, Andrew Ferraro, Chris Graythen, Clive Mason, Rudy Carezzevoli, Dean Mouhtaropoulos; George Hitchens/Keystone Press Agency, Alessio De Marco/Ipa Sport, Panoramic/Keystone Press Agency, Hasan Bratic/Keystone Press Agency, Li Mengxin/XinHua, Aloisio Mauricio/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, IMAGO/Xavi Bonilla, Diogo Cardoso/Keystone Press Agency/Global Look Press
Макс доказал, что может взять титул без самовоза и даже без помощи напарника. он окончательно и безоговорочно встал в ряд с самыми великими. в то же время, в конце сезона он начал понимать, что это может стать последним титулом.
Ред Булл закончил ещё один период доминирования. завоевали 4 личных титула и два КК, но в этот раз заплатили очень дорого. команда в руинах, Ньюи и несколько важных специалистов ушли, Хорнер и Марко грызут друг другу глотки, из нормальных пилотов остался только Макс, который весь сезон намекал, что скоро свалит. думается, что скоро Хорнеру придётся заново перестраивать команду. уже в третий раз. 2026-ой идеально подходит для этого - без Марко, без Макса, с чистого листа.