Финал «Ф-1» интригует: «Макларен» ⚔️ «Феррари» за титул и звание вице-чемпиона у гонщиков
Считаем шансы!
«Формула-1» финиширует на этапе в Абу-Даби. Чемпион среди пилотов уже известен (да здравствует М4кс!), но сохраняется много интриг и в личном зачете, и в Кубке конструкторов. Вот главные!
Норрис и Леклер – кто станет вторым в общем зачете?
Предыдущую гонку выиграл свежеиспеченный четырехкратный чемпион мира Ферстаппен, Шарль Леклер же финишировал вторым, а Ландо Норрис – только десятым: пропустил момент показа двойных желтых флагов, не успел сбросить скорость и получил от принципиальных судей суровые 10 секунд стоп-энд-гоу (остановка в боксах без права смены шин).
И если раньше №4 из «Макларена» претендовал на титул, то теперь внезапно оказался всего в 8 баллах от Леклера – так можно и упустить звание вице-чемпиона!
Норрис по итогам сезона еще не забирался так высоко, а Леклер был вторым однажды – в 2022-м. Кто и на каком месте финиширует – станет понятно по итогам этапа в Абу-Даби.
На победу в нем расклад следующий:
Букмекеров здорово впечатлил рывок «Ред Булл» и Ферстаппена в понимании и настройке болида в Катаре – теперь Макс вновь вернулся в число фаворитов. Норрис остается обладателем самой сбалансированной и универсальной машины пелотона, и потому сохраняет место среди главных претендентов. А вот в Леклера совсем не верят по сравнению с его соседями по топ-3.
Выходит, Норрис – фаворит в борьбе за вторую итоговую строчку.
Но, кстати, схватка Хюлькенберга и Гасли за 10-е место тоже выглядит хоть и не слишком важным на долгий срок, но достаточно принципиальной для обоих пилотов и их команд. Ведь они же соперничают и в Кубке за высочайшее 6-е!
«Макларен» лидирует в Кубке конструкторов c приличным запасом
Здесь интрига могла закончиться еще в Катаре, но ошибка Норриса все испортила – при этом Леклер финишировал вторым, а Карлос Сайнс – шестым. Так что «Феррари» сократила отставание от «Макларена» до 21 очка.
У «Ред Булл» нет шансов на титул, да и на второе место, скорее всего, тоже. Кубок конструкторов он удерживал два последних года, но теперь останется третьей командой пелотона.
Букмекеры не видят интриги и в битве за победу: фактически оценивают в 90% вероятность того, что «Макларен» выиграет Кубок конструкторов. Только 15% отдают «Феррари» (проценты формируются в переводе из коэффициентов, больше 100% в сумме выходит из-за маржи букмекеров).
При этом Сайнс оптимистичен: «Мы отправляемся в Абу-Даби с целью выиграть Кубок конструкторов. Понятно, что нам потребуется определенный сценарий –нужно набрать как можно больше очков самим, а «Макларен» при этом должен набрать мало очков. Но мы все равно сделаем все возможное».
Для победы Скудерии действительно должно сложиться очень многое: «Макларену» достаточно заработать 24 очка из 44 возможных, чтобы обеспечить титул. Команду устроит победа Ландо Норриса или Оскара Пиастри вне зависимости от результата напарника и пилотов «Феррари».
Кроме того, британцы могут заработать 24 очка другими способами. При дубле Скудерии с лучшим кругом лидерам сезона надо завершить гонку третьим и четвертым или третьим и пятым.
Если «Феррари» не добьется максимального результата, «Макларену» хватит и более низких позиций.
Минимальный результат «Феррари», при котором возможен титул – 22 балла. Таким образом, Шарль Леклер и Карлос Сайнс должны финишировать по меньшей мере четвертым и пятым и надеяться, что соперники не попадут в топ-10.
Если «Феррари» сделает дубль с лучшим кругом, а гонщики «Макларена» пересекут финишную черту третьим и шестым, команды завершат сезон с одинаковым количеством очков. Чемпионство при таком сценарии достанется Скудерии за счет большего количества побед.
«Феррари» последний раз была победителем в 2008 году во главе с Кими Райкконеном. «Макларен» не побеждал вообще с 1998-го – со времен Дэвида Култхарда и Мики Хаккинена. Для «Макларена» титул станет девятым в истории, для «Феррари» – 17-м.
Из других интриг – да, все то же важнейшее и для «Хааса», и для «Альпин» 6-е в Кубке конструкторов. Американская команда давно не забиралась так высоко и мечтала только о 8-й позиции в начале сезона, а французский автопроизводитель начал год с худшим болидом и попал в адскую перестройку. Технический штаб и руководство зачистили дважды, по ходу чемпионата решили закрыть программу разработки моторов, работники бастовали на треке и на базе… Дошло даже до внезапной досрочной смены пилота: вместо Эстебана Окона в Абу-Даби дебютирует подписанный на 2025-й новичок Джек Дуэн (сын легендарного многократного чемпиона MotoGP Мика Дуэна). Стороны сражались с обменом позициями всю последнюю треть сезона – и в финале у американцев еще есть безумный шанc, если кто-то из них дотерпит на 7-й позиции, а соперники не наберут очков.
Главные факторы Гран-при Абу-Даби: кто же на самом деле будет фаворитом?
Сайнс не просто так целил в Кубок и успех на финальном этапе: ведь конфигурация автодрома вместе с условиями по идее должны больше всего подойти именно «Феррари».
Трек в Абу-Даби снаряжен всеми возможными деталями для усложнения выбора настроек: секции с длинными прямыми, техничными отрезками, поребрики, 90-градусные повороты, виражи любого типа...
Правда, повороты в основном медленные или быстрые, и медленных больше. Также важны прямые и вопрос контроля за температурами шин на очень скользком неабразивном асфальте: требуется именно механическое сцепление.
Главная особенность: чрезвычайно быстрое улучшение трека с каждым кругом наката и температурные различия в тренировках. Часть практик проходит под солнцем в более теплых условиях, часть вместе с зачетными сессиями – в сравнительно холодных и ветреных вечерних.
Потому большинство команд все равно рассчитывают стратегии на агрессивные два пит-стопа – ведь обогнать можно через особенно мощную здесь «подрезку» с более ранней остановкой. Плюс для команды с лучшей бригадой механиков – и здесь «Макларен» с «Ред Булл» весь сезон выглядели сильнее и стабильнее всех.
Вообще «Ред Булл», казалось бы, должен был слегка уступить соперникам – к середине года RB20 потерял и внятный контроль над износом шин, и остатки баланса. Но теперь все не так. К финалу сезона три команды подошли с относительным равенством по уровню болидов: «Ред Булл» после провала в Италии все-таки нашел истоки технических проблем и большую часть сумел устранить. Этап в Катаре это доказал: когда команда получает больше трекового времени для проработки настроек по новому вектору, все получается. И в Абу-Даби у них как раз будет целые три практики против спринтерского уик-энда на «Лусаиле».
Общая средняя форма различается незначительно – в пределах 0,1-0,2 секунды – и преимущество раскрывается прежде всего за счет совпадения сильных сторон машины, подбора настроек и формы пилотов.
У «Феррари» действительно выходит больше совпадений лучших характеристик болида с требованиями трека: Леклер и Сайнс получат преимущество как минимум на двух секторах. «Макларен» и «Ред Булл» смогут отыгрываться в секциях с быстрыми и затяжными виражами, но в них невозможно обгонять – только обороняться или готовить атаки. Проводить же маневры проще на прямых или точках торможений – и здесь алый болид сильнее обоих соперников.
Следовательно, важнейшее значение приобретет квалификация, стартовая очередность и рывок к первым метрам: кто возглавит пелотон к концу второго круга и переживет первые атаки с DRS, тот и будет диктовать темп. А лучшие старты в этом году вновь выходили у Леклера и Ферстаппена (Норрис их чаще проваливал).
Даже удивительно, почему Шарля котируют так низко в смысле претендентов на победу.
А вот с Кубком конструкторов все ясно: даже при триумфе на Гран-при отыгранных очков может не хватить. «Феррари» требуются не просто места выше «Макларена», а разгром прямых конкурентов.
Что же насчет шансов «Альпин» против «Хааса»? Французская команда фактически завершает остаток сезона одной машиной: только Гасли получил все обновления со стабилизированным аэропакетом, вменяемым балансом и повышением уровня прижимной силы. К тому же, розово-лазурная машина все еще страдает от нехватки мощности – только в последних гонках облегченное шасси с улучшенной аэроэффективностью позволило выжимать приличную скорость на прямых без снова всей прижимной силы.
У «Хааса» более универсальная в настройках машина и мотор «Феррари», но и менее высокий потолок возможностей. А еще на низкоабразивном асфальте контроль за перегревом шин может оказаться не такой сложной задачей для Гасли – и тогда именно он станет главным претендентом на позицию за болидами «большой четверки».
«Хаасу» нужна чудесная квалификация (Хюлькенберг такое умеет), волшебный старт (сложнее, но и такое получалось), а затем удачная стратегия и просто удача.
Сумеют ли? Узнаем 8 декабря!
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Joe Portlock