Real Election Day: превью финала сезона 2024 в NASCAR
Последний и решающий эпизод в сражении за чемпионский титул
Дисклеймер: текст будет тяжело восприниматься человеком, который в этом сезоне не был вовлечён в NASCAR, но внезапно решил посмотреть его финал. Что уж говорить о людях, что никогда не смотрели эти гонки.
К сожалению, писать такие тексты в общедоступном стиле для болельщиков любого стажа я не могу. Так что приношу извинения, если во время прочтения у вас округлятся глаза, и тем более, если из них пойдёт кровь. В данном случае прошу снисхождения к себе, ведь это мой дебютный текст на Спортсе, и надеюсь, что в будущем я смогу улучшить уровень своих работ.
Всё хорошее когда-нибудь подходит к концу – грустная, но неизбежная правда жизни. К счастью, в случае с сезоном высшего дивизиона NASCAR этого года его конец означает лишь конец борьбы на трассе. Вплоть до февральского «Клэша» будут слышны обсуждения всех спорных, а то и вовсе скандальных эпизодов прошедшего чемпионата.
Более того, они будут слышны ещё громче. Вряд ли при стабильном регламенте кто-то сможет найти в межсезонье что-то, за счёт чего можно будет вырваться вперёд относительно конкурентов. Да и откровенно интригующих переходов гонщиков, не считая уход Чейза Бриско в «Гиббс», не было.
Поэтому сомнительно, что болельщики будут ждать следующий сезон с ожиданиями в духе «вот бы кто-то из топ-команд провалился в нём» или «интересно, как проявит себя гонщик N в команде N?». Скорее всего, они будут (я уж точно буду) осмыслять всё то, что происходило в сезоне прошлом и проецировать это на новый чемпионат. Благо, осмыслять есть что.
Но к этой картине для размышлений осталось добавить последний штрих. Возможно, он будет самым ярким и самым обсуждаемым.
В это воскресенье, в славном городе Финикс, гоночным богам предстоит выбрать чемпиона сезона 2024. Из-за этого, несмотря на то, что гонщики и их команды, по сути, сами себе избиратели, а фанаты вряд ли смогут повлиять на выявление лучших из них, очень символичен тот факт, что американские президентские выборы прошли на той же неделе, на которую запланирован финал NASCAR. Ведь гонщики, претендующие на титул, подобно кандидатам на должность президента, тоже пережили своего рода праймериз, предвыборную кампанию, дебаты с оппонентами и многочисленные скандалы.
Отличие одно – реальных кандидатов на выборах было два. В финале же главного гоночного турнира США таковых аж целых четыре штуки. Выходит, в автоспорте более высокая конкуренция, чем в политике и здесь проходят более интригующие выборы?
Видимо, в данном случае так и есть! Давайте-ка познакомимся с участниками этих самых выборов!
Джоуи Логано
Самый именитый из четырёх претендентов.
И самый незаслуженный, как сказало бы немалое число болельщиков. Но проклятие (хотя сам Джоуи наверняка скажет, что это благословение) чётных годов, в которых Логано всегда выходит в финал, имеет другие взгляды на тему заслуженности/незаслуженности.
Если отставить эту конспирологию, то с фанатами нетрудно согласиться – стоит только сделать вид, что системы плей-офф не существует и считать результаты в духе условных «Формулы-1» или «Индикара», как выясняется, что по своим меркам Логано провёл слабый сезон. И тут не сделаешь скидку на чемпионское похмелье, как в 2023 году.
Впрочем, говорить о том, что Джоуи всё, закончился, думается, преждевременно. У него осталось одно очень важное для потенциального чемпиона качество – умение хвататься за любой шанс.
Именно гонщик «Пенске» вырвал победу в том безумном Нэшвилле. Именно он был подобрал билет Боумана в следующий раунд, когда Алекса дисквалифицировали на ровале. Именно Джоуи взял столь нужные для него победы в Атланте и Лас-Вегасе, которые выводили его в следующие раунды напрямую. Всё это сделал Логано, а не кто-то другой.
В Финиксе он может стать трёхкратным чемпионом NASCAR. В XXI веке этого добивались только Тони Стюарт и Джимми Джонсон. Своей победой Логано может внести себя в пантеон не просто великих, но и величайших гонщиков высшего дивизиона. И даже если он вновь будет проводить среднюю гонку, едва ли это снизит его шансы на титул.
Тайлер Реддик
А вот насчёт заслуженности прохода Реддика в финал у фанатов (да и у меня в том числе) сомнений меньше. Всё-таки Тайлер в довольно плотной борьбе выиграл регулярный сезон, и, что называется, наиграл на более высокое положение в чемпионате, чем у Логано.
Но и к дебютанту «Финалов четырёх» имеются вопросы. В плей-офф у Тайлера явно снизилась скорость, а каждый его раунд он хоть и проходил, но с явным скрипом. Ему бы вообще не светил финал, если бы не победа в Хоумстеде.
С другой стороны, Реддик, как и Логано, цеплялся за любой шанс продлить свой сезон до последней гонки. Это умение, конечно, в силу опыта развито у Джоуи куда лучше, но Тайлер тоже смог воспользоваться всеми преимуществами системы плей-офф. Вернее сказать, он подчинился её главному закону – «победитель получает всё», а подчинение, в свою очередь, в данном случае дало возможность насладиться её дивидендами.
Какая ирония – лидер самой несистемной команды NASCAR, 23XI, которая буквально судится с Ассоциацией, именно за счёт системности и оказался в финале. Впрочем, едва ли их это колышет.
Как и то, что те, кто вылетел из борьбы за титул, могут жаловаться на несправедливость системы. Какое до этого дело команде и гонщику, которые впервые в своей короткой гоночной истории прошли в финал?
А если Тайлер и вовсе выиграет чемпионат, то ответ на этот вопрос станет ещё более риторическим. И, думается, у него есть все возможности для этого.
Уильям Байрон
Если бы не откровенная командная (хотя в данном случае скорее производительская) тактика в Мартинсвилле, участие Байрона в финале не вызывало столь ярких перессудов. Более того, скорее всего, Уильяма бы котировали как чуть ли не главного его фаворита. Благо, потрясающий прошлый сезон с множеством побед и проходом в финал позволял утверждать такое.
Но щиты имени Честейна и Диллона надёжно защитили финал от отсутствия в нём автомобиля «Шевроле», а фанатов серии заставили сомневаться – а может ли Байрон в самом деле стать чемпионом в этом году?
С момента взмаха клетчатым флагом в «Дейтоне-500», которую выиграл именно Уильям, ответ казался очевидным: да! В начале сезона Байрон показывал высокую скорость на разных типах трасс, выделялся на фоне очень быстрых напарников. Но где начало сезона, а где его финал...
Именно Байрон является единственным из гонщиков-финалистов, который ни разу не побеждал в плей-офф. Да, возможно, глядя на его всё ещё продолжающуюся серию из 5 гонок в ТОП-6, кто-то сочтёт это случайностью. Но в финале никому из его соперников не будут интересны эти «случайности». И в отличие от них, Уильям в плей-офф не проявил то самое умение «цепляться», важность которого проходит лейтмотивом из сезона в сезон. Он просто проходил дальше за счёт запаса очков за счёт стабильных выступлений. Это тоже надо уметь, но в нынешнем NASCAR стабильность далеко не самый главный козырь сильного гонщика.
С другой стороны, последний из нынешних претендентов на титул доказал, что можно стать чемпионом, не выиграв финальную гонку. Если Байрон сделает это, то, подобно этому парню, он поглумится и над «системными» Логано и Реддиком в частности, и над всей системой плей-офф в целом.
Правда, вряд ли руковядящие лица серии в таком случае будет горевать – они получат красивую историю про «#24 in 2024». Но получат ли?
Райан Блейни
А вот и тот самый последний из претендентов. Разумеется, не по значению.
Действующий чемпион Кубка, судя по всему, окончательно договорился с госпожой Фортуной. По крайней мере, больше нет ситуаций, когда можно сказать, что «Блейни опять боролся за титул, но снова чего-то не хватило для прохода в финал».
Два последних сезона доказали, что Райан наконец-то сформировался в первоклассного гонщика, которому не нужны никакие оправдания. Он просто берёт и получает своё.
Когда нужно, то Райан пользуется подушкой безопасности в виде заработанных очков. Если всё совсем плохо, то просто берёт и побеждает. В этом плане, конечно, он скорее похож на первых двух претендентов на чемпионство, чем на Байрона.
Но относительно Блейни и всех остальных есть одно существенное отличие – на голову Райана, в отличие от конкурентов, давит чемпионская корона. Давит тем фактом, что никто с 2010 года не может оставить её у себя на второй год. И каким бы психологически устойчивым не был Блейни, ему будет тяжело от этого абстрагироваться.
Но если сможет (а перспективы на это есть), то Райан станет не просто двухкратным чемпионом, а легендой. А ради этого, несмотря на весь гнёт ситуации, стоит попробовать защитить титул.
Заключение
Напоследок – немного полезной статистики.
Средняя позиция на финише в гонках на овале в Финиксе в эру некст-гена:
Блейни: 3
Байрон: 9,4
Реддик: 12,2
Логано: 14,4
В борьбе за титул в NASCAR, помимо психоустойчивости и умения вертеться в плей-офф, важна ещё и банальная предрасположенность гонщика к тому или иному автодрому. И если в «Формуле-1» она не особо влияет на результаты, то за океаном, где (особенно в эру нынешнего регламента) крайне высока плотность команд, это может оказаться решающим фактором.
Но в таком чемпионате относиться к ней очень серьёзно крайне чревато. Поэтому я и не нагружаю вас статистическими выкладками –многие просто рискуют оказаться бесполезными. Статистику надо иметь в виду, но не строить на ней все прогнозы, дабы не удивляться 30-му месту того же Блейни. В конце концов, если продолжать развивать политическую параллель, на любых выборах бывают сенсации, не так ли?
Тем будет интереснее смотреть в воскресенье в 23:00 на то, какого рода они будут в этот раз!