Подиум полуразваленной «Альпин» – чудо, двойной – безумие. Но вот он – а как думали букмекеры?
Главный шок года в «Ф-1».
Один из самых драматичных сюжетов всего сезона – двойной подиум «Альпин» на Гран-при Сан-Паулу по легендарному «Интерлагосу». Аутсайдер чемпионата за счет одной гонки набрал 33 очка – больше, чем за двадцать этапов до этого. И совершил рывок с девятого на шестое место в Кубке Конструкторов!
До Гран-при в Бразилии – безнадежная полуразваленная команда с новым сомнительным шефом, скандальным советником, перспективой продажи и без моторов на 2026-й. Половина штата протестует, технический штаб зачистили дважды вместе с менеджментом, а рабочие новинки едва-едва появились и начали вытаскивать болид из совсем подвальных позиций.
Перспективы сражения за топ-6 казались нулевыми.
Эпичное супервоскресенье в Бразилии: очки в спринте, лидирование Окона, битва за подиум, побег от «Мерседеса», шокирующий триумф.
Первый двойной французский подиум с 1982-го!
И новая обстановка: апгрейды работают, команда больше не допускает просчетов, прямые конкуренты сильно позади. Рывок стоимостью 30 миллионов долларов одних только призовых, а уж сколько потенциальных бонусов от спонсоров и новых партнерских сделок!
Без шуток: «Альпин» справедливо завершила написание главной голливудской драмы сезона – под стать звездным инвесторам с Райаном Рейнольдсом во главе. Так что к эйфории в боксах мысленно подсоединяешься из любой точки планеты!
«Вряд ли кто-то понимает – между Эстебаном и мной очень личные отношения. Но мы прошли через столько всего. Скажем, зимой, в минус 5 мы были единственными, кто появлялся на трассе для картинга, мы выезжали в дождь, в снег на сликах, когда нам было 9, 10, 11 лет.
Мы действительно тренировались в таких условиях. Должен сказать, в такой день вся эта практика действительно сказалась.
Помню, как мы возвращались в фургон и пытались отогреться после нескольких кругов, потому что были абсолютно замерзшими.
У нас были свои взлеты и падения. Но после двух лет в качестве напарников, думаю, мы можем сильно гордиться тем, как продвинули команду вперед», – сказал Гасли.
«Я невероятно рад и горд Пьером и собой, честно говоря. У нас есть свои истории, но было невероятно проехать этот круг возвращения в боксы – всплыли многочисленные воспоминания о гонках под дождем в картинге и даже в снег на сликах.
Мы выступали вместе и ждали подиума или победы. Сейчас ощущения похожие. Это прекрасная история, и она навсегда останется в памяти», – отреагировал Окон.
Прочувствовали?
Достижение Окона и Гасли – одна из главных сенсаций всего спортивного года
Второе и третье место «Альпин» по коэффициентам выходит за рамки рекордов «Формулы-1» в 2024 году. Понятно, что в нынешнем сезоне такого и близко не было: Эстебан Окон и Пьер Гасли – вообще первые пилоты на подиуме не из первой четверки лидеров Кубка Конструкторов. Даже «Астон Мартин» до призовых позиций так и не доехал.
Букмекеры уже давно расслабились, оценивая шансы аутсайдеров на попадание в топ-6, подиум и победу – ведь среди лидеров начался такой близкий замес, что мест и в топ-6 теоретически на всех не хватало. Коэффициенты предлагались стандартные, без учета вероятности сенсаций на конкретной трассе. А ведь в Бразилии еще за неделю до гонки предупреждали о серьезной вероятности осадков. В итоге мокрая трасса и перевернула расклады.
А теперь к статистическому безумию.
Зашли коэффициенты, которые в «Формуле-1» проходят далеко не каждый год. Даже на попадание в десятку Пьера Гасли давали 7.00; финиш в топ-6 котировался уже за 29.00 и 41.00 соответственно. Неудивительно с учетом старта сезона – в шестерку пилоты «Альпин» в нынешнем сезоне ни разу не заезжали, а начали год вообще с худшей машиной.
Подиум – уже ближе к вероятности выигрыша в честную лотерею. Не зря Пьер Гасли после гонки сравнивал ситуацию с бинго: «Невероятный результат. Мы проводили такой трудный сезон, с трудом набирали очки. В подобных условиях возможно все. Мы верили до самого конца. Две машины на подиуме – вряд ли у кого-то было такое в бинго перед сезоном. Фантастика».
Букмекеры настолько не верили в двух пилотов «Альпин», что даже не дали им преимущества над «Зауберами» в контексте попадания в тройку – просто выкатили на всех комичный коэффициент 401.00.
То есть вероятность попадания на подиум хотя бы одного гонщика из французской команды – 0,24%.
Окон и Гасли – эксперты по сенсациям: у них уже проходили коэффициенты и больше
Гонщики «Альпин» не в первый раз сокрушают коэффициенты. Окон и Гасли – редкий пример в «Формуле-1», когда оба гонщика в команде-аутсайдере имеют опыт побед. Эстебан в 2021 году до исторического триумфа в Венгрии только один раз заезжал на подиум. Победа француза стала возможной на фоне многочисленных технических проблем у фаворитов. Окон до гонки располагал коэффициентом 600.00.
Гасли свое чудо-выступление совершил в 2020 году в рамках Гран-при Италии. Тогда француз был пилотом «Альфа Таури» и заставил сыграть коэффициент 900.00 в плотной борьбе с Карлосом Сайнсом.
Сохранит ли «Альпин» шестое место?
Теперь в Кубке Конструкторов, помимо главной интриги, обострилась и второстепенная – сразу три претендента на шестое место. «Альпин» имеет запас над «Хаас» в три балла, а «РБ» отстают от французов на пять пунктов.
И шанс на сохранение позиции теоретически есть: теперь болид хотя бы стабильно работает, и Гасли теперь его хвалит вместо постоянного пинания. Гонка в Бразилии доказала: в условиях большей зависимости от эффективности шасси и прижимной силы антикрыльев вместо пиковой мощи мотора и сложности днища у них будет шанс. Трасса в Катаре или Абу-Даби вполне располагает хотя бы к равной схватке с прямыми соперниками.
Но впереди еще три полноценные большие гонки и один спринт. Очевидно, что три команды в плотной компании дойдут до финиша сезона, если только в Вегасе или Катаре не будет еще одного чудесного подиума.
Фото: Panoramic/Keystone Press Agency, Hasan Bratic/Keystone Press Agency, IMAGO/FLORENT GOODEN/Global Look Press; x.com/AlpineF1Team
В Хоккенхайме 1994 были Панис и Бернар на подиуме, при этом - на Ligier