10 мин.

Промывка двигателя – как она делается и насколько необходима

Любого автолюбителя часто можно поставить в тупик разными вопросами. Один из них — как давно вы промывали двигатель своего автомобиля? Тут впору, действительно, задуматься, ведь о промывке многие и вовсе не слышали. Эксплуатируют свою машину годами, и о такой процедуре не задумываются. Если обратиться к автопроизводителям, то и они прямо не ответят на вопрос о необходимости промывать мотор при замене масла. В инструкциях по эксплуатации автомашины такой пункт вообще отсутствует. Если взять перечень работ, которые выполняют на станциях технического обслуживания, то и там промывки двигателя нет. Так в чем же тогда проблема, и есть ли она вообще? Нужно ли промывать мотор, есть ли преимущества у этой процедуры? Какие могут возникнуть недостатки, если водитель все же на нее решился? Как правильно делать промывку? На все эти вопросы вы найдете ответы в нашем материале.

Камера на полосу – штраф, как работает, за что штрафует водителей

Какие существуют «за» и «против» в отношении промывки двигателя

Попробуйте опросить опытных водителей, чей стаж насчитывает ни один десяток лет. Стоит ли промывать двигатель при замене масла? В большинстве случаев сторонники ответят вам, что вреда от такой процедуры не будет. На всякий случай нужно. Так почему тогда эту услугу не предлагают сервисные центры? Нет ее и в перечне работ при ТО1, ТО2 и так далее.

Те же автомобилисты ветераны скажут, почему ранее нужна была промывка двигателя. Еще несколько десятилетий назад качество топлива, горючесмазочных материалов, да и конструкция самих моторов была совершенно другого качества, уровня и сильно отличалась от нынешнего. Не было речи ни о Евро1, Евро 2 и т.д. В ту пору требовалась гораздо более частая замена масла. Причем отработанное оставляло в моторе мелкие частицы грязи, нагара, поэтому двигатель нуждался в промывке. С ее помощью остатки всего ненужного очищались.

Ну, хорошо, тут речь идет о старых моторах тридцати и сорокалетней давности, но с тех пор конструкторская мысль шагнула далеко вперед, да и масло стало совсем другого качества. Разные производители добавляют в свой продукт моющие присадки, которые уже помогают избавиться от лишней грязи и нагара. Автолюбители прекрасно знают, что чем выше качества масла, тем лучше работают эти присадки. В идеальном варианте при смене масла в моторе не должно оставаться вообще никаких отложений. Самим двигателям во время работы нужно к тому же гораздо меньшее количество масла, нежели в старые времена, что тоже сказывается на чистоте агрегатов. Отсюда и промывка как таковая исчезла за ненадобностью, и считается лишь пустой тратой средств.

Наконец, есть опасения, связанные с наличием в промывочных маслах агрессивных присадок. Их функция заключается в том, чтобы избавиться от всех отложений, растворив их. Но сделать это непросто, поскольку отложения могут не раствориться в масле, а оставаться в нем в виде мелких хлопьев. Они могут запросто забить сетку маслозаборника или фильтр. К тому же агрессивная среда может негативно воздействовать на сальники, а поменять их будет стоить очень дорого. Так что вновь встает вопрос, — а так ли нужна эта промывка двигателя?

Когда промывка двигателя перед заменой масла может быть полезной

И все же в промывке двигателя есть необходимость. Одно дело, когда автолюбитель следит за состоянием своей машины, регулярно и вовремя меняет масло, акцентирует внимание на его качестве, вовремя проходит техобслуживание. В данном случае нет никакой необходимости в промывке. Однако есть ситуации, когда она нужна. Рассмотрим наиболее распространенные.

Автомобиль куплен с рук

Частая ситуация возникает, когда автомобиль приобретается с рук, у частника, и достоверной информации о том, как часто проводилось ТО, какие совершались процедуры, менялось ли масло, какое использовалось, нет. Хорошо, если вы покупаете автомашину у продавца с сервисной книжкой. Там должны быть указаны все процедуры. Если же нет, то в какой-то степени это получается кот в мешке. Даже если есть сервисная книжка, в ней все записи сделаны в период гарантийного обслуживания автомобиля, после никто пометок не оставляет. Остается только верить на слово бывшему владельцу. В таких случаях процедура промывки двигателя никогда не будет лишней.

Принято решение перейти с минерального масла на синтетику

Минеральные и синтетические масла отличаются друг от друга принципиально. Тут речь идет о разных присадках, базовых основах. Никто не сможет гарантировать, что такие продукты окажутся совместимыми. Кто-то может возразить, ведь если приобрести масло одного и того же производителя, то никаких проблем подобного рода быть не должно. И все же стоит подстраховаться даже в таком случае. Зачем лишние проблемы?

Пропущен срок очередной замены масла

Такое тоже случается. Не каждый может держать в голове необходимую информацию. Или же бывает так, что автовладелец отправляется в длительное путешествие, где не рассчитал с километражом и пропустил очередной срок замены масла. Двигатель работает на старом определенное количество времени. Больших проблем это не создает, но грязи появляется больше. Тут речь, конечно, идет не о пробеге в лишнюю 1000 километров, а о десятке тысяч. В таком случае промывка мотора тоже не будет лишней.

В систему смазки двигателя попал антифриз или иное масло

Подобный случай явление редкое, поскольку антифриз может попасть в масло только в случае какой-то поломки. Для начала все нужно исправить и отремонтировать машину, а затем совершить промывку двигателя, чтобы устранить образовавшуюся смесь. Масло другой марки может попасть в двигатель чаще всего в длительных поездках. Если происходит небольшая утечка, то возникает необходимость долить масло до нужного уровня. Не всегда под рукой оказывается продукт одного и того же производителя. На этот счет существуют соответствующие инструкции. Нужно долить масло, которое больше всего подходит по характеристикам оригиналу. Когда длительная поездка завершена, стоит отправиться на станцию технического обслуживания и промыть двигатель, залив в него нужное масло.

Варианты промывки мотора

Процедур промывки двигателя существует несколько, и у каждой есть свои нюансы и особенности. Расскажем о наиболее распространенных.

Промывка, с которой можно ездить

Такие промывки сегодня можно встретить нечасто, но они на рынке есть. Суть в том, что жидкость заливается в систему и после можно эксплуатировать автомобиль как правило около тысячи километров пробега. Правда, этому существуют ограничения в виде резкой перемены скорости, обороты двигателя не должны быть на пределе. К тому же нужно исключить любые нагрузки в виде буксировки других транспортных средств, прицепов, подъемов в гору или спусков, частому передвижению по пересеченной местности.

Промывки-пятиминутки

Такие средства заливаются в систему и добавляются к маслу, которое требует замены. После нужно дать мотору поработать на холостых оборотах от пяти до пятнадцати минут. Более подробно обычно производитель пишет в инструкции. После все старое масло вместе с пятиминуткой сливается. Двигатель промыт, и можно заливать новое масло.

Промывочное масло

Специально разработанное масло для промывки двигателя. Его часто можно встретить на полках автомагазинов в четырехлитровых канистрах. Жидкость представляет собой самое простое минеральное масло с моющими присадками. Для его использования в машине нужно полностью слить старое масло, залить промывочное и завести мотор. Он должен работать на холостых оборотах около получаса. Остается просто ждать. Затем нужно полностью слить промывку, поменять масляный фильтр и залить свежее масло. Иногда задают вопрос, а можно ли ездить на промывочном масле? Теоретически такая возможность есть, но пробовать лучше не стоит. Во-первых, у него низкая вязкость, во-вторых, практически отсутствует защита. Вывод — лучше подождать полчаса и только потом отправляться в путь, залив новое масло.

Промывка мотора обычным маслом

Так тоже можно. К тому же этот способ точно не сулит никаких проблем и надежно защищает двигатель. Правда, на оборотной стороне медали цена. Ведь по сути автовладельцу предстоит двойная замена масла. Нужно слить старое масло и залить новое. Далее автомобиль эксплуатируется непродолжительное количество времени или пробега. Масло вновь сливается и заливается еще раз новое. Но заплатить за данную процедуру придется фактически двойную стоимость. Просто посчитайте. В 2024 году цена простого промывочного масла доходит до полутора тысяч рублей за четыре литра. За тот же объем обычного масла нужно было заплатить как минимум в два раза больше. То есть такая промывка обойдется в четыре раза дороже, а то и более. К тому же под вопросом остается эффективность.

В любому случае, если решитесь на промывку двигателя, то выбирать только вам. У каждого из четырех перечисленных вариантов есть положительные и отрицательные моменты. В первом варианте не каждый захочет ездить с массой различных ограничений. К тому же если водитель сторонник активной езды, то вариант полностью исключается. Пятиминутки, как правило, очень агрессивны, и многие водители опасаются за состояние различных деталей и механизмов своего автомобиля, пусть производители и гарантируют безопасность. Промывочное масло в этом случае гораздо безопаснее, но и качество очистки будет не таких хорошим как с пятиминутками. Ну, а двойная замена масла дело дорогостоящее и не всегда гарантирующее эффект.

Как применять промывочное масло для мотора

Вообще обо всем этом подробно написано на этикетке емкости с промывкой. Но есть ряд универсальных шагов, которые необходимо применять. Все они достаточно простые и справится с этим может любой начинающий водитель:

  • следует прогреть мотор до рабочей температуры, открутить пробку, слить масло, сделать паузу до пяти минут, завернуть пробку;

  • залить промывочное масло. Его объем должен быть таким же, как и в случае с маслом, которое вы обычно используете;

  • заведите мотор, пусть он поработает на холостых оборотах от пятнадцати до двадцати минут;

  • теперь можно слить промывочное масло, заменить масляный фильтр и залить новое масло.

Краткие выводы

  1. В промывке двигателя нет никакой необходимости, если вы используете масло высокого качества и регулярно его меняете.

  2. Если автомашина приобретается на вторичном рынке, а у прежнего владельца нет никаких достоверных сведений о замене масла (с каким интервалом менялось, какого качества было), то хотя бы в самом начале стоит один раз промыть двигатель.

  3. Все современные производители масел позаботились о том, чтобы они были предельно совместимы. Если в процессе эксплуатации вам пришлось долить в двигатель масло другого производителя, то двигатель промывать не обязательно, но тут как раз можно воспользоваться принципом «на всякий случай».

Что такое FM-трансмиттер – для чего нужен, как пользоваться

Почему сигнализация срабатывает сама по себе – причины, как исправить проблему