7 мин.

Из-за чего берется черный налет на свечах зажигания авто, причины, как убрать

Свечи зажигания, несмотря на свою кажущуюся простоту, являются одним из ключевых компонентов бензиновых двигателей внутреннего сгорания, обеспечивая их запуск и эффективную работу. По сути, это высоковольтные электрические разрядники, генерирующие искру, необходимую для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания.

Цены на Ладу Гранта в 2024 – сколько стоит, реальная цена на комплектации

В момент, когда поршень находится в верхней мертвой точке (ВМТ) в конце такта сжатия, система зажигания подает на свечу высоковольтный импульс. Между центральным и боковым электродами свечи возникает электрический разряд – искра, которая воспламеняет сжатую смесь. Расширяющиеся газы толкают поршень вниз, совершая рабочий ход, и этот цикл повторяется в каждом цилиндре двигателя. Запчасть состоит из нескольких основных элементов:

  • Металлический корпус с резьбой для вкручивания в ГБЦ и обеспечения герметичности камеры сгорания.

  • Керамический изолятор, защищающий центральный электрод от высокого напряжения и предотвращающий утечку тока.

  • Центральный электрод, изготовленный из специального сплава, устойчивого к высоким температурам и электрической эрозии.

  • Боковой электрод (или электроды), также выполненный из жаропрочного сплава.

  • Уплотнительное кольцо, обеспечивающее герметичность соединения свечи с головкой блока цилиндров.

Без искры, создаваемой свечой, топливовоздушная смесь не воспламенится, и двигатель не запустится. Качество искры напрямую влияет на полноту сгорания смеси, что определяет мощность, экономичность и экологичность мотора. Неисправные свечи могут вызывать пропуски зажигания и более серьезные проблемы в будущем. В статье рассмотрим, что делать, если на свечах появился черный налет – что это, почему образовалось и как избавиться.

Черный налет на свечах зажигания: причины и последствия

Черный налет — это симптом, который не должен игнорироваться автовладельцами. Он образуется в результате неполного сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя. Вместо того чтобы полностью превратиться в энергию, часть топлива остается в виде сажи, которая оседает на электродах свечи. Это может быть вызвано рядом факторов:

  • Переобогащенная топливовоздушная смесь. Если в смеси слишком много топлива и недостаточно воздуха, оно не сгорает полностью, оставляя черный нагар.

  • Сбои системы зажигания. Слабая искра или некорректный момент зажигания – причины неполного сгорания смеси.

  • Износ или неисправность ДВС. Проблемы с компрессией, износ поршневых колец или направляющих клапанов также способствуют попаданию масла в камеру сгорания, что вызывает образование налета.

  • Использование некачественного топлива. Дешевое горючее содержит примеси, которые затрудняют сгорание и способствуют образованию нагара.

  • Частые короткие поездки. При кратковременных поездках двигатель не успевает прогреться до рабочей температуры, что способствует неполному сгоранию топлива и образованию нагара.

Налет может иметь разный вид и консистенцию, что может указывать на конкретную причину проблемы. Например, сухой черный налет обычно указывает на переобогащенную топливовоздушную смесь. Если на свечах маслянистая сажа, это говорит о попадании масла в камеру сгорания. Бархатистый налет может быть вызван как переобогащенной смесью, так и проблемами с системой зажигания.

Появление сажи – довольно опасная ситуация, которая может привести к ряду серьезных проблем. В частности, к трудностям при запуске двигателя, неровной его работе, повышенному расходу топлива, повреждению двигателя и катализатора.

Как долго служат свечи зажигания

Срок службы свечей зажигания определяется несколькими факторами, среди которых:

  • Материал электродов. Медные и никелевые свечи работают 30 000 – 50 000 км, платиновые прослужат 80 000 – 100 000 км, а иридиевые могут продержаться 100 000 – 120 000 км.

  • Качество топлива. Использование низкокачественного топлива с большим количеством примесей приводит к ускоренному износу электродов свечей и сокращению их ресурса.

  • Условия эксплуатации. Агрессивный стиль вождения, частые поездки на короткие расстояния и эксплуатация автомобиля в тяжелых условиях (например, в условиях сильной запыленности или экстремальных температур) также способствуют сокращению срока службы свечей.

Большинство автопроизводителей рекомендуют проводить замену свечей зажигания в рамках планового технического обслуживания, периодичность которого указывается в сервисной книжке автомобиля. Как правило, ТО проводится каждые 10 000 – 15 000 км пробега или раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше.

Однако, даже если автомобиль эксплуатируется в щадящих условиях и используется качественное топливо, рекомендуется проверять состояние свечей зажигания не реже, чем раз в 30 000 км пробега. В большинстве современных автомобилей свечи зажигания скрыты от глаз под капотом. Они обычно находятся под пластиковой крышкой двигателя или другими компонентами, такими как катушки зажигания или впускной коллектор. Поэтому визуальный осмотр зачастую не доступен. Понять, что на свечах, вероятно, образовался налет, можно по поведению машины. Если появились трудности с запуском двигателя, ДВС плохо работает на холостом ходу или наблюдается потеря мощности – пора провести диагностику или самому почистить свечи.

Как убрать черный налет со свечей зажигания самостоятельно

Чистка свечей от налета – процедура, которую вполне можно выполнить самостоятельно. Ниже представлен подробный алгоритм действий.

Важно! Работайте в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе. Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора перед началом процесса. Избегайте попадания очистителя на кожу и в глаза. При попадании промойте большим количеством воды. Не используйте острые металлические предметы для очистки свечей, чтобы не повредить электроды.

  • Шаг 1: подготовка. Необходимые инструменты и материалы: ключ для свечей зажигания соответствующего размера, щетка для очистки свечей (желательно с латунной щетиной), очиститель карбюратора или специальный очиститель для свечей. Также нужны чистая тряпка или бумажные полотенца, защитные перчатки и очки.

  • Шаг 2: демонтаж. Определите расположение свечей зажигания в вашем автомобиле. Обычно они находятся на верхней части двигателя, по одной на каждый цилиндр. Очистите область вокруг свечей от грязи и мусора, чтобы предотвратить попадание посторонних частиц в цилиндры при снятии свечей. Используя ключ, аккуратно выкрутите свечи по одной. Будьте осторожны, чтобы не повредить резьбу. Внимательно осмотрите свечи. Если вы заметили серьезные повреждения или износ свечей, возможно, потребуется их замена.

  • Шаг 3: очистка. Нанесите очиститель карбюратора или специальный очиститель для свечей на нагар. Дайте очистителю подействовать в течение нескольких минут. Используя щетку для свечей, аккуратно удалите нагар. Уделите особое внимание электродам и зазору между ними. Протрите свечи чистой тряпкой или бумажными полотенцами. Убедитесь, что свечи полностью высохли перед установкой.

  • Шаг 4: проверка и установка. Проверьте зазор между электродами свечи с помощью щупа. Зазор должен соответствовать спецификациям вашего автомобиля. При необходимости отрегулируйте зазор, аккуратно подгибая боковой электрод. Вкрутите свечи обратно в цилиндры вручную, чтобы избежать повреждения резьбы. Используя ключ, затяните свечи с рекомендуемым моментом затяжки. Подсоедините отрицательный кабель аккумулятора.

  • Шаг 5: проверка работы двигателя. Запустите ДВС и дайте ему поработать несколько минут. Проверьте, улучшилась ли работа двигателя после очистки свечей. Если проблемы остались, возможно, потребуется обратиться к специалисту для диагностики и ремонта автомобиля.

Чтобы не допустить более серьезных проблем, регулярно проверяйте и очищайте свечи зажигания в соответствии с рекомендациями производителя вашего автомобиля. Если вы не уверены в своих навыках, обратитесь к специалисту для очистки или замены свечей зажигания.

Что будет, если не чистить свечи зажигания?

Несвоевременная чистка свечей зажигания, несомненно, влечет за собой каскад негативных последствий для двигателя и автомобиля в целом. Рассмотрим подробнее, как это сказывается на различных аспектах работы автомобиля помимо вышеперечисленных проблем.

  • Ухудшение эксплуатационных характеристик, особенно на холодном двигателе. В результате пуск может потребовать нескольких попыток или даже вовсе не произойти.

  • Автомобиль становится менее отзывчивым на нажатие педали газа, разгон замедляется, обгоны становятся более рискованными.

  • Нагар может способствовать возникновению детонации – преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси. Это явление сопровождается характерным стуком и может привести к серьезным повреждениям двигателя.

  • Сажа вызывает перегрев электродов свечей, что ускоряет их износ и сокращает срок службы.

  • В крайних случаях, сильное загрязнение свечей может привести к пробою изолятора или даже к поломке электрода. Это может вызвать серьезные повреждения двигателя, требующие дорогостоящего ремонта.

Чистка свечей зажигания – это простая и недорогая процедура, которая позволяет избежать множества проблем и сохранить двигатель в хорошем состоянии. Помните, что своевременное обслуживание – это залог долгой и беспроблемной эксплуатации вашего автомобиля.

Топ самых продаваемых автомобилей в России в 2024

Подорожание запчастей и ремонта авто в 2024 – причины, на сколько подорожало