6 мин.

Топ самых продаваемых автомобилей в России в 2024

Начало 2024 года ознаменовалось резким ростом продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи выросли на 62,3%, достигнув 249,1 тысячи единиц. Однако, по статистике компании «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК), динамика еще более впечатляющая: плюс 85,6% и 341,6 тысячи единиц техники.

Что делать, если на автомобиль упало дерево

Такой существенный рост продаж автомобилей в первом квартале 2024 года объясняется несколькими факторами, среди которых:

  • Отложенный спрос: в 2022-2023 годах из-за санкций и логистических проблем многие россияне отложили покупку нового автомобиля. В 2024 году, с постепенным восстановлением рынка и появлением новых каналов поставок, этот отложенный спрос начал реализовываться.

  • Государственная поддержка: российское правительство активно поддерживает автомобильную отрасль, предоставляя льготные кредиты и субсидии на покупку автомобилей. Это также стимулирует спрос.

  • Инфляционные ожидания: в условиях высокой инфляции россияне стремятся вложить свои сбережения в материальные активы, в том числе в автомобили.

  • Расширение параллельного импорта: несмотря на слухи о возможном подорожании, параллельный импорт остается важным источником новых автомобилей в России. По данным аналитического агентства «Автостат», доля параллельного импорта в продажах новых автомобилей в первом квартале 2024 года составила около 30%.

Разница в данных АЕБ и ППК объясняется разными методологиями учета продаж. АЕБ учитывает только официальные продажи через дилерские сети, в то время как ППК включает в свою статистику также продажи через альтернативные каналы, такие как параллельный импорт и прямые поставки от производителей. Несмотря на впечатляющий рост в начале года, эксперты прогнозируют замедление темпов роста продаж автомобилей во второй половине 2024 года. Это связано с рядом факторов, таких как рост цен, снижение реальных доходов населения и ужесточение условий кредитования. Тем не менее, эксперты сохраняют осторожный оптимизм и ожидают, что в целом по итогам 2024 года российский авторынок покажет положительную динамику, хотя и не такую высокую, как в начале года.

Статистика по брендам

За первый квартал продажи авто в РФ выросли на 71%, достигнув 237 тысяч автомобилей. При этом 95% рынка сосредоточено в руках десяти ведущих брендов.

  • Безусловным лидером остается отечественная Lada, продажи которой выросли на 43% по сравнению с прошлым годом, достигнув 91,6 тысячи автомобилей. Это значительно превосходит показатели других российских производителей, таких как ГАЗ (+24%) и УАЗ (+19%).

  • Наиболее впечатляющую динамику демонстрируют китайские автопроизводители, чьи продажи за год увеличились более чем вдвое (133,4 тыс. шт.). Этот феномен обусловлен активным расширением китайских компаний на российском рынке, представляющих как новые модели уже известных марок, так и совершенно новые бренды, такие как Ora и Wey.

  • Наибольший рост продаж среди китайских брендов демонстрирует GAC, продажи которого увеличились более чем в 60 раз. Tank также показывает впечатляющую динамику, увеличив продажи в 51 раз в первом квартале 2024 года. Лидером среди китайских марок остается Haval, продажи которого выросли на 125% (37,5 тыс. шт.). Второе и третье места занимают Chery (+74%, 33 тыс. шт.) и Geely (+130%, 29,1 тыс. шт.) соответственно.

  • Отдельного внимания заслуживает успех автомобилей бренда Solaris (Hyundai и Kia), которые производятся из оставшихся на местном заводе компании машинокомплектов. Всего за месяц с момента старта продаж было реализовано 750 автомобилей Solaris, что свидетельствует о высоком спросе на эту модель. В то же время продажи «настоящих» Kia сократились на 46%, составив 2,4 тысячи штук.

Несмотря на положительную динамику, российский автомобильный рынок продолжает сталкиваться с рядом вызовов, включая сохраняющиеся проблемы с поставками комплектующих и логистикой.

Статистика по моделям

  • Первые три строчки рейтинга самых продаваемых автомобилей по-прежнему занимают модели Lada: Granta, Niva и Vesta. При этом Vesta показала впечатляющий 30-кратный рост продаж по сравнению с прошлым годом, хотя и с низкой базой. Ожидается, что с появлением версий с автоматической трансмиссией Vesta поднимется еще выше в рейтинге, возможно, даже обогнав Niva.

  • Среди иномарок наибольшим спросом пользуются китайские модели. Chery Tiggo 7 Pro продемонстрировал феноменальный рост продаж на 144%, заняв лидирующую позицию. Haval Jolion лишь немного отстал от лидера, увеличив продажи на 111%. Geely Monjaro также показал рекордный 30-кратный рост продаж.

  • Интересно отметить, что суммарные продажи Geely Coolray, включая дорестайлинговую версию и ее белорусский аналог BelGee X50, составили почти 11 тысяч автомобилей, что говорит о сохраняющейся популярности этой модели, несмотря на снижение спроса на дорестайлинговую версию.

  • Впервые в топ-25 самых продаваемых моделей попал GAC GS8, большой внедорожник второго поколения, который за три месяца приобрели 2,9 тысячи человек. Новинка рынка Jaecoo J7 также уверенно вошла в середину рейтинга с 4,6 тысячами проданных автомобилей.

Концентрация рынка и перспективы

На 25 самых продаваемых моделей в начале 2024 года пришлось 63% рынка, а спрос на них вырос вдвое по сравнению с прошлым годом. Это говорит о том, что рынок становится более концентрированным, и покупатели все чаще выбирают проверенные и популярные модели.

Российский рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в марте 2024 года продемонстрировал уверенный рост, достигнув отметки в 8,2 тысячи проданных единиц, что на 13% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Эта динамика отражает стабильный спрос на коммерческий транспорт в условиях оживления экономики и роста объемов грузоперевозок. Лидером роста стал отечественный Sollers Argo, продажи которого взлетели на впечатляющие 731%, достигнув 241 экземпляра. Этот успех можно объяснить несколькими факторами:

  • Активная государственная поддержка: программы субсидирования и льготного кредитования стимулируют спрос на отечественную технику.

  • Локализация производства: Sollers Argo собирается в России, что обеспечивает стабильность поставок и снижает зависимость от импорта.

  • Адаптация к российским условиям: модель разработана с учётом особенностей эксплуатации в России, включая суровый климат и состояние дорог.

На противоположном полюсе расположился Ford Transit, продажи которого рухнули на 76%, до 35 штук. Причины такого спада могут быть связаны с:

  • Уходом Ford с российского рынка: прекращение официальных поставок и сервисной поддержки негативно сказывается на продажах.

  • Высокой стоимостью: рост цен на импортные комплектующие и колебания курса валют делают Ford Transit менее доступным для покупателей.

  • Конкуренцией со стороны отечественных аналогов: появление более доступных и адаптированных к российским условиям моделей, таких как ГАЗель NN и УАЗ Профи, усиливает давление на Ford Transit.

В целом, российский рынок LCV демонстрирует положительную динамику, несмотря на сложности, связанные с уходом некоторых иностранных брендов и ростом цен на импортные комплектующие. Отечественные производители активно занимают освободившиеся ниши, предлагая конкурентные по цене и качеству модели, адаптированные к российским условиям.

Geely Coolray – цена в России, обзор, плюсы и минусы

История бренда Cherry – википедия, модельный ряд, популярность в России