Дорога с реверсивным движением: как её распознать и как по ней ездить
В крупных городах как никогда актуальна проблема выбора нужной полосы для движения в час пик, чтобы добраться до конечного пункта как можно быстрее и без происшествий. Иногда просто невозможно совершить маневр под названием «опережение» (то есть объехать идущую впереди машину по соседней полосе), люди пытаются совершить обгон (опередить идущего впереди, выезжая на встречную полосу). Но часто это чревато большими опасностями.
Увеличился расход топлива причины – почему поднялся расход бензина
Правилами дорожного движения предусмотрено такое явление, как «реверсивное движение» — возможность движения в обе стороны по одной и той же полосе. Иначе говоря, одна и та же полоса может быть как попутной, так и встречной — время от времени, и это не прихоти автомобилистов, а действительно регулируемый момент в ПДД. Именно в крупных городах встречаются соответствующие знаки, разметки и даже светофоры, указывающие не только на то, где находится полоса для реверсивного движения, но и на то, можно ли сейчас по ней двигаться. Как же выглядят эти знаки и как правильно совершать перестроения, чтобы не попасться на нарушении правил?
Краткое определение
По своей сути, реверсивное движение — это явление, представляющее собой изменение направления движения на противоположное в пределах одной специально выделенной полосы. Дополнительная полоса увеличивает пропускную способность дороги в часы пик или на время ремонтных работ. Реверсивные полосы разгружают транспортный поток и ускоряют движение на занятых участках дороги, позволяя тем самым бороться с пробками и заторами разной сложности.
Положения в ПДД
В Правилах дорожного движения прямого определения реверсивного движения нет. Зато описаны дорожные знаки, разметка и светофоры на дорогах с реверсивным движением. Разметка для полосы с реверсивным движением представляет собой две параллельные прерывистые линии (номер 1.9 в приложении, содержащем разметку). Длина штриха в три раза больше расстояния между этими пунктирами. Не стоит путать ее с разделительной полосой, которая не предназначена для движения обычного транспорта.
Обычно полоса отделена этими линиями с обеих сторон. Если же разметка 1.9 нанесена всего одной линией на проезжей части, то реверсивными будут сразу две полосы движения, по обе стороны от неё (то есть справа и слева). Стоит помнить, что если разметка оранжевая, то является временной; если требования белой и оранжевой разметки отличаются, нужно руководствоваться именно второй.
Знак «Реверсивное движение» фигурирует под номером 5.8 в списке знаков ПДД и обозначает начало участка дороги, на котором на одной или нескольких полосах направление движения может меняться на противоположное (то есть реверсивная полоса может быть в какой-то момент встречной полосой, а в какой-то момент — дополнительной полосой для движения). Он представляет собой синий квадрат с двойной белой вертикальной стрелкой.
Обычно зона действия этого знака распространяется вплоть до знака 5.9, который представляет собой тот же знак, но перечеркнутый по диагонали. В то же время для напоминания водителю, что реверсивное движение все еще не закончилось, символ дублируется на каждом перекрестке (действие многих дорожных знаков распространяется часто до ближайшего перекрестка). Знак 5.10 в виде этой же двойной стрелки, но в горизонтальном положении, сообщает о выезде на дорогу с таким движением и призывает водителей уделить особое внимание при повороте и перестроении в нужный ряд.
Согласно пункту 6.7 ПДД, на полосах реверсивного движения для регулировки используются специальные реверсивные светофоры (светофор Т.4 в приложении к ПДД), которые показывают, можно ли сейчас ехать по реверсивной полосе или нет. Эти светофоры могут демонстрировать следующие сигналы:
зелёная стрелка вниз (↓) — разрешает движение по полосе
жёлтая стрелка вбок (↘) — предупреждает о необходимости как можно скорее перестроиться на другую полосу, но все еще разрешает движение
косой красный крест (X) — запрещает движение по полосе
Обычно для каждой реверсивной дороги устанавливается один светофор, но если на трассе несколько реверсивных полос, то для каждой выделяется свой собственный. Если же реверсивный светофор выключен, то выезд на эту полосу запрещен.
Где всё это есть?
Как уже говорилось, реверсивные полосы чаще встречаются в тех городах, где высока вероятность пробок. Лгично, что подобные знаки, разметки и светофоры распространены в Москве. А вот в Санкт-Петербурге они появились только в 2017 году на Большеохтинском мосту из-за царивших там пробок. Было согласовано, что с 6:00 до 15:00 реверсивная полоса будет использоваться для движения от Красногвардейской площади в сторону Тульской улицы, с 15:00 и до полуночи — для движения в обратном направлении, а после полуночи и до 6 утра полоса вообще закрыта для движения.
Впрочем, реверсивные полосы есть и за пределами городов. Так, одна такая полоса действует в Ленинградской области на федеральной трассе Р-23 «Псков». Правда, с 28 апреля по 12 мая на всех участках расширения шоссе на Псков реверсивное движение временно отменили в связи с началом дачного сезона. Стоит отметить, что на этом участке магистрали также ведутся работы по её расширению до четырёх полос: окончание этих работ намечено на 2025-2026 годы.
Также с 12 октября по 15 ноября на участке трассы Р-23 в Гатчинском районе Ленинградской области с 62-го по 70-й километры (между селом Никольское и деревней Старое Поддубье) было введено реверсивное движение в связи с осуществлением ремонтных работ на этом участке.
Как перестраиваться и уходить?
В ПДД никаких специальных требований к движению по реверсивным полосам не указано. То есть, проще говоря, на реверсивные полосы распространяются основные правила расположения транспорта на проезжей части и маневрирования. Въезд и съезд с реверсивной полосы осуществляются также по общим правилам. Однако есть один пункт в правилах (пункт 9.8 ПДД), который гласит: при повороте на дорогу с реверсивным движением необходимо встать обязательно в крайнюю правую полосу. Если водитель это не выполнит, ему грозит административный штраф в размере 1500 рублей за нарушение статьи 12.15 КоАП (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона).
Водителю необходимо обязательно следить за сигналами на реверсивном светофоре. Если на реверсивном светофоре горит красный сигнал — это означает, что реверсивная полоса становится встречной до определенного момента времени, и сворачивать туда нельзя. Если водитель там оказался, ему нужно срочно покинуть эту полосу. А если светофор загорится зелёным — эта полоса становится попутной, и по ней можно ехать. Главное — помнить, что левее полосы реверсивного движения гарантированно находится встречная полоса, и не выезжать туда.
Конкретных статей в Кодексе административных правонарушений (КоАП), предусматривающих наказание за нарушения правил реверсивного движения, нет, и все нарушения трактуются в зависимости от дорожной обстановки. Если водитель выйдет на реверсивную полосу, когда она перекрыта в обе стороны (то есть не является ни попутной, ни встречной), то ему формально «светит» штраф 1000 рублей за нарушение статьи 12.12 КоАП (проезд на запрещающий сигнал светофора). При повторном нарушении частью 3 этой же статьи предусмотрен штраф в 5 тысяч рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
А вот если водитель туда перестроится, когда будет гореть красный свет, а полоса используется для встречного движения, то его накажут за выезд на встречную полосу. Ему грозит тот же самый штраф в 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев ему выпишут за нарушение части 4 статьи 12.15 КоАП, запрещающего выезд на встречную полосу. Повторное совершение этого нарушения, согласно части 5 этой же статьи, чревато лишением прав на год. Правда, если вы выезжали, чтобы объехать препятствие, то вам выпишут штраф от 1000 до 1500 рублей (часть 3 статьи 12.15 КоАП), а права отбирать не будут.
Спускает шину без прокола – как определить утечку, спускает резина на авто