13 мин.

Что такое парктроник, зачем нужен и как работает

Некогда считавшиеся экзотикой, парктроники (или парковочные радары) прочно вошли в нашу автомобильную жизнь. Они значительно упрощают маневрирование в ограниченном пространстве, особенно в условиях плотной городской застройки. Сегодня большинство новых автомобилей оснащаются парктрониками уже на заводе, а для владельцев более старых моделей существует широкий выбор устройств для самостоятельной установки. Однако разнообразие моделей на рынке может поставить в тупик даже опытного автомобилиста. Давайте разберемся, на что обратить внимание при выборе парктроника, чтобы он стал надежным помощником, а не источником дополнительных хлопот.

Чем смазать колёсные болты? Отвечает эксперт

Принцип работы и разновидности парктроников

Парктроники оповещают о приближении к препятствиям, существенно облегчая процесс парковки и маневрирования. Разберемся, как работают разные типы парктроников и какие у них особенности.

Ультразвуковые

В основе работы ультразвуковых парктроников лежит принцип эхолокации. Специальные датчики, встроенные в передний или задний бампер автомобиля (а иногда и в оба), излучают ультразвуковые волны. Эти волны распространяются от автомобиля и, встречая на своем пути препятствие, отражаются обратно к датчикам. Блок управления парктроника измеряет время, за которое волна вернулась, и, зная скорость звука, вычисляет расстояние до препятствия. Информация о расстоянии передается водителю через звуковые сигналы, визуальную индикацию на дисплее или комбинацию обоих способов.

Достоинства:

  • Простота и надежность: ультразвуковые парктроники имеют относительно простую конструкцию и не требуют сложной настройки.

  • Доступность: это наиболее распространенный и доступный тип.

  • Точность: в большинстве случаев обеспечивают достаточно точное измерение расстояния.

  • Разнообразие моделей: на рынке представлены ультразвуковые парктроники с разным количеством датчиков (от 2 до 8), что позволяет выбрать оптимальный вариант для конкретного автомобиля.

Недостатки:

  • Ложные срабатывания: могут возникать из-за загрязнения датчиков снегом, льдом, грязью или другими предметами.

  • Ограниченный угол обзора: каждый датчик имеет определенный угол обзора, и в «мертвых зонах» между датчиками могут оставаться незамеченными небольшие препятствия.

  • Необходимость установки в бампер: в большинстве случаев требуется сверление отверстий в бампере для установки датчиков, хотя существуют и модели с накладными датчиками.

Электромагнитные

Работают на основе изменения электромагнитного поля. Специальная лента-антенна, установленная на внутренней стороне бампера, создает электромагнитное поле. При появлении в этом поле препятствия его характеристики изменяются, что фиксируется антенной. Контроллер парктроника анализирует эти изменения и определяет расстояние до препятствия.

Достоинства:

  • Отсутствие мертвых зон: электромагнитное поле охватывает всю зону действия парктроника, исключая наличие «мертвых зон».

  • Невидимость: лента-антенна устанавливается скрытно, не нарушая внешний вид автомобиля.

  • Простота установки: не требует сверления отверстий в бампере.

Недостатки:

  • Меньшая распространенность: менее популярны, чем ультразвуковые, и выбор моделей ограничен.

  • Ложные срабатывания: могут возникать из-за металлических предметов в зоне действия парктроника или электромагнитных помех.

  • Невозможность определения направления препятствия: антенна не может точно определить, с какой стороны находится препятствие (справа, слева или по центру).

  • Ограничения при использовании фаркопа: несъемный фаркоп может создавать помехи в работе электромагнитного парктроника.

При выборе парктроника учитывайте, что ультразвуковые модели более распространены и доступны, электромагнитные – имеют свои преимущества, но и ограничения. Смотрите на количество датчиков: чем больше датчиков, тем точнее и надежнее работает радар. Определите тип индикации: звуковая, визуальная или комбинированная. Некоторые устройства имеют дополнительные опции, такие как камера заднего вида, автоматическая парковка, совместимость с другими системами автомобиля. Итоговая стоимость парктроников варьируется в зависимости от типа, функциональности и бренда.

Выбор оптимального расположения парктроника

Эффективность системы во многом зависит от правильного выбора места размещения датчиков. Рассмотрим наиболее распространенные варианты и их особенности.

Задний бампер: классический и практичный выбор

Задний парктроник – наиболее популярный вариант, особенно востребованный среди начинающих водителей. При движении задним ходом видимость существенно ограничена, что затрудняет оценку расстояния до препятствий. Установка датчиков в задний бампер позволяет контролировать ситуацию и избежать столкновений.

Преимущества:

  • Улучшение обзора: парктроник компенсирует «слепые зоны», предоставляя водителю информацию о расстоянии до объектов позади автомобиля.

  • Простота установки: монтаж датчиков в задний бампер, как правило, не вызывает сложностей и может быть выполнен самостоятельно.

  • Универсальность: подходит для большинства автомобилей, независимо от марки и модели.

Недостатки:

  • Ограниченная функциональность: задний парктроник помогает только при движении задним ходом.

Передний бампер: дополнительный уровень безопасности

Установка датчиков в передний бампер обеспечивает дополнительный уровень безопасности, особенно в условиях плотного городского трафика. Парктроник предупреждает о приближении к препятствиям при парковке, маневрировании на низкой скорости и движении в пробках.

Преимущества:

  • Расширенный функционал: помогает контролировать ситуацию не только при движении задним ходом, но и при движении вперед.

  • Повышение безопасности: снижает риск столкновений с низкими препятствиями, бордюрами, другими автомобилями.

  • Удобство при парковке: облегчает маневрирование в ограниченном пространстве.

Недостатки:

  • Сложность установки: монтаж датчиков в передний бампер может потребовать специальных навыков и инструментов.

  • Возможные ложные срабатывания: система может реагировать на дорожные неровности, лужи, высокие бордюры.

Комбинированный вариант: максимальная защита

Оснащение автомобиля парктрониками в обоих бамперах обеспечивает максимальный уровень защиты и комфорта при вождении. Такой вариант особенно актуален для крупных автомобилей, внедорожников и минивэнов, имеющих большие габариты и ограниченную обзорность.

Преимущества:

  • Полный контроль: водитель получает информацию о расстоянии до препятствий спереди и сзади автомобиля.

  • Универсальность: подходит для любых условий эксплуатации, от городского трафика до бездорожья.

  • Повышенная безопасность: минимизирует риск столкновений при любых маневрах.

Недостатки:

  • Высокая стоимость: установка двух комплектов датчиков обходится дороже, чем монтаж одного.

  • Сложность установки: требует профессионального подхода и специального оборудования.

При выборе расположения парктроника следует учитывать индивидуальные потребности и особенности эксплуатации автомобиля. Если вы преимущественно двигаетесь задним ходом, например, при парковке, то достаточно установить датчики в задний бампер. Если же вы часто маневрируете в плотном потоке или паркуетесь в сложных условиях, то передний парктроник станет незаменимым помощником. Для максимальной защиты рекомендуется комбинированный вариант, обеспечивающий полный контроль над ситуацией вокруг автомобиля.

Количество и разнообразие датчиков парктроника

Принцип работы парктроника основан на ультразвуковых датчиках, которые испускают волны и анализируют их отражение от препятствий. Логично, что чем больше датчиков, тем шире «поле зрения» системы и тем выше её эффективность. Однако, выбор оптимального количества датчиков зависит от нескольких факторов, включая тип автомобиля, индивидуальные предпочтения и бюджет.

  • Два датчика: минимальная конфигурация, которая редко используется в легковых автомобилях. Она может быть оправдана для грузовиков, которым требуется контролировать расстояние до погрузочной платформы.

  • Четыре датчика: наиболее распространенный и универсальный вариант, обеспечивающий достаточный обзор для большинства легковых автомобилей. Правильное расположение датчиков позволяет избежать «мертвых зон» и обеспечить надежное обнаружение препятствий, включая небольшие столбики.

  • Шесть датчиков: обычно устанавливаются на больших автомобилях, таких как внедорожники или минивэны, чтобы покрыть широкий бампер. Также популярна схема установки 4 датчиков сзади и 2 спереди, обеспечивающая дополнительный контроль при маневрировании в ограниченном пространстве.

  • Восемь и более датчиков: такая конфигурация предназначена для установки датчиков в оба бампера, что обеспечивает максимальную защиту и удобство при парковке.

Помимо количества, важно учитывать и другие характеристики датчиков:

  • Цвет: датчики могут быть окрашены в цвет кузова автомобиля, что улучшает эстетический вид и избавляет от необходимости дополнительной покраски.

  • Диаметр: варьируется от 18 до 22 мм и не влияет на функциональность системы, но может иметь значение при установке в бамперах с ограниченным пространством.

  • Тип: помимо ультразвуковых, существуют также электромагнитные датчики, которые отличаются принципом работы и областью применения.

  • Чувствительность: может быть настроена в зависимости от условий эксплуатации и индивидуальных предпочтений.

При выборе парктроника следует учитывать наличие камеры заднего вида, она значительно облегчает парковку и маневрирование задним ходом. Узнайте, есть ли у устройства индикация расстояния, которая позволяет точно оценить расстояние до препятствия. Для автолюбителей также будут полезны звуковое оповещение (предупреждает о приближении к препятствию) и автоматическое торможение, которое предотвращает столкновение при недостаточной реакции водителя. Подробнее о этих технологиях – далее.

Современные парктроники представляют собой сложные системы, которые могут значительно повысить безопасность и комфорт при парковке. Правильный выбор конфигурации датчиков и дополнительных функций позволит создать оптимальную систему, соответствующую вашим потребностям и бюджету.

Системы оповещения в парктрониках

Эффективность радаров во многом зависит от того, насколько понятно и своевременно водитель получает информацию о расстоянии до препятствия. Рассмотрим основные типы систем оповещения, используемые в современных парктрониках, их особенности и преимущества.

Звуковое оповещение

Это наиболее распространенный и простой способ оповещения. Чем ближе автомобиль к препятствию, тем чаще и громче становятся звуковые сигналы. При достижении критического расстояния (обычно менее 40 см для ультразвуковых парктроников) звуковой сигнал становится непрерывным.

Преимущества:

  • Простота и интуитивность: даже неопытный водитель легко поймет, что означают звуковые сигналы.

  • Не требует отвлечения внимания от дороги: водитель может ориентироваться на слух, продолжая следить за обстановкой вокруг автомобиля.

Недостатки:

  • Ограниченная информативность: звуковой сигнал дает лишь общее представление о расстоянии, но не указывает точное значение.

  • Возможный дискомфорт: частые и громкие сигналы могут раздражать водителя и пассажиров, особенно при длительном маневрировании.

Индикаторное оповещение

Этот тип оповещения основан на использовании светодиодных линеек, расположенных на специальном табло или встроенных в зеркало заднего вида. Чем ближе автомобиль к препятствию, тем больше светодиодов загорается. При достижении критического расстояния загораются все светодиоды.

Преимущества:

  • Наглядность и информативность: водитель может быстро оценить расстояние до препятствия, ориентируясь на количество горящих светодиодов.

  • Возможность раздельного отображения информации для левой и правой стороны автомобиля: это позволяет более точно контролировать расстояние до препятствий с каждой стороны.

Недостатки:

  • Требует отвлечения внимания от дороги: для оценки расстояния водителю необходимо посмотреть на табло или зеркало заднего вида.

  • Ограниченная эффективность в условиях яркого солнечного света: светодиоды могут быть плохо видны при ярком освещении.

Цифровое оповещение

В этом случае информация о расстоянии до препятствия выводится на ЖК-экран, который может быть встроен в приборную панель, зеркало заднего вида или центральную консоль.

Преимущества:

  • Точность: на экране отображается точное расстояние до препятствия в сантиметрах или метрах.

  • Возможность отображения дополнительной информации: некоторые парктроники могут выводить на экран схему автомобиля с указанием расположения препятствий.

Недостатки:

  • Высокая стоимость: парктроники с цифровым оповещением обычно дороже, чем модели с другими типами оповещения.

  • Требует отвлечения внимания от дороги: для оценки расстояния водителю необходимо посмотреть на экран.

  • Ограниченная эффективность при низких температурах: ЖК-экран может работать некорректно при сильном морозе.

Комбинированные системы оповещения

Многие современные парктроники используют комбинацию звукового и визуального (индикаторного или цифрового) оповещения. Это позволяет обеспечить максимальную информативность и удобство для автолюбителя. Некоторые парктроники оснащаются дополнительными функциями, такими как:

  • Регулировка громкости звукового сигнала: позволяет настроить громкость сигнала в соответствии с предпочтениями водителя.

  • Отключение звукового сигнала: может быть полезно, например, при перевозке спящего ребенка.

  • Автоматическое включение/выключение: парктроник может включаться автоматически при включении задней передачи и выключаться при достижении определенной скорости.

Если для вас важна простота и интуитивность, то звуковое оповещение будет оптимальным вариантом. Если же вы хотите получать максимально точную информацию о расстоянии до препятствия, то стоит обратить внимание на модели с цифровым оповещением.

Парктроник или камера заднего вида: что лучше для безопасной парковки?

Выбор между парктроником и камерой заднего вида для обеспечения безопасной парковки – распространенная дилемма среди автовладельцев. Однако, вопрос «что лучше» не совсем корректен, поскольку каждое устройство имеет свои особенности, преимущества и недостатки, а идеальным решением часто становится их комбинация.

Парктроник основан на ультразвуковых датчиках, расположенных на бампере, которые излучают сигналы и анализируют их отражение от препятствий. При приближении к объекту водитель получает звуковое оповещение, частота которого увеличивается по мере сокращения расстояния.

Преимущества:

  • Информативность в условиях ограниченной видимости: эффективен в темноте, тумане, дожде или снеге, когда камера может быть бесполезна.

  • Простота использования: не требует постоянного внимания к экрану, достаточно следить за звуковыми сигналами.

  • Доступность: обычно дешевле камеры заднего вида.

Недостатки:

  • Ограниченный радиус действия: неэффективен на расстояниях менее 30-40 см.

  • «Слепые зоны»: может не обнаруживать низкие препятствия, тонкие столбики или объекты, расположенные под углом.

  • Зависимость от чистоты датчиков: снег, лед, грязь могут снизить эффективность работы.

Видеокамера, установленная на задней части автомобиля, передает изображение на дисплей в салоне. Она предоставляет визуальную информацию о ситуации позади автомобиля, включая объекты, которые могут быть не обнаружены парктроником.

Также камера позволяет точно оценить расстояние до препятствий и траекторию движения, может использоваться не только при парковке, но и при движении задним ходом в любых условиях. Ее недостатки:

  • Зависимость от освещения: качество изображения может ухудшаться в темноте или при ярком солнечном свете.

  • Необходимость отвлечения внимания: водитель должен смотреть на экран, что может быть небезопасно в некоторых ситуациях.

  • Уязвимость к загрязнениям: грязь, пыль, дождь могут ухудшить видимость.

Оптимальным вариантом для обеспечения максимальной безопасности при парковке является установка и парктроника, и камеры заднего вида. Это позволяет использовать преимущества обоих устройств, компенсируя их недостатки. Звуковые сигналы парктроника предупредят о приближении к препятствию, а изображение с камеры поможет точно оценить ситуацию и выполнить маневр.

Какие средства самообороны можно возить в машине и не нарушать закон

Как выбрать тормозную жидкость для машины и когда её менять? Отвечает эксперт