13 мин.

Чехол на руль: как надеть и какими они бывают

Руль — единственная часть внутри салона с которой чаще всего соприкасается водитель. Конкурировать в этом плане с баранкой может только сиденье. И в том, и в другом случае бережные водители стараются, чтобы детали были как можно более долговечными и вид имели, будто новые. В случае «баранки» обычно используется чехол или оплетка. Установить чехол можно в специализированном ателье, но если не хочется переплачивать, то следует знать, как это сделать самостоятельно. На первый взгляд все просто, но везде есть свои нюансы. В данном материале мы расскажем вам все о чехлах, также вы узнаете, как надеть оплетку на руль правильно, и какую лучше выбрать.

Как разобрать обшивку двери: универсальная инструкция

Отделка руля, что это и для чего нужна

Когда вы приобретаете новую машину в салоне у дилера вопрос с отделкой (или оплеткой) руля может и не возникать. Зачем, если, например, в характеристиках сказано, что у руля кожаная отделка. Тем не менее многие водители устанавливают чехол на руль дополнительно. То есть оплетка — это слой материала, который фиксируется на ободе рулевого колеса поверх заводской отделки. У нее может быть несколько функций.

  1. Она защищает заводской материал. Особенно важно это для автомобилей, которые очень долго находятся в эксплуатации. Даже если рулевое колесо с очень качественной кожей, со временем все равно будут появляться потертости, особенно в местах швов. Руль сразу теряет товарный вид, а вместе с ним и автомобиль.

  2. Она призвана придать рулю новый вид. Как раз если автомобиль вам достался со вторичного рынка, то в нем могут быть недостатки в качестве потертостей на руле. Чтобы не смотреть на них изо дня в день, водители устанавливают оплетку или дополнительный чехол. Особенно, если перетягивать руль нет желания и возможностей.

  3. Она улучшает комфорт. В первую очередь это касается владельцев недорогих автомобилей. Чаще всего они имеют тонкий или пластиковый руль. Чехол поверх него, во-первых, улучшает тактильные ощущения, руль становится толще и удобнее, во-вторых, повышается качество. Даже кожзаменитель в руках держать приятнее, чем голый пластик.

Какие бывают виды оплеток

Известны несколько видов оплеток:

  • на шнуровке;

  • с фиксацией клейким составом;

  • обыкновенные чехлы без дополнительной фиксации.

Оплетки на шнуровке

Каждый из нас в жизни тысячи раз затягивал и завязывал шнурки на обуви. Процесс нетрудоемкий, но занимает немного времени. Так вот представьте, что вам нужно сразу завязать сотню шнурков. Оплетку на шнуровке придется долго монтировать по времени. Причем нужно быть очень внимательным, поскольку затягивать нити нужно очень тщательно, чтобы избежать проскальзывания оплетки. В то же время при правильном ее размере и аккуратно выполненной работе, смотреться руль будет очень стильно. Демонтаж не составит никакого труда. Если захочется быстро избавиться от такой оплетки, то достаточно просто разрезать швы и снять ее.

Чехол с фиксацией клейким составом

В данном случае даже не чехол, а накладка на руль. Обычно она фиксируется на рулевом колесе либо при помощи двустороннего скотча, чаще всего он просто фиксирует чехол перед шнуровкой, либо используется термопаста. Она наносится на внутреннюю часть накладки или на руль, затем чехол плотно к нему прижимают и используют горячий поток воздуха. Обычно при помощи строительного фена. Такая процедура не позволит оплетке сбиться с места во время езды или при прошивке. Плюс и в том, что установка подобного чехла не займет много времени и не будет столь трудоемкой как в первом случае. Но тут же нужно помнить, что если понадобится демонтировать такой чехол, то на руле могут остаться пятна от клея.

Чехол без фиксации

Данный вариант является самым простым и дешевым. Такие чехлы ничем не фиксируются, просто подбираются по размеру и устанавливаются на руль. Но не всегда они безопасны. Там где нет фиксации, существует риск проскальзывания, что при езде может иметь печальные последствия. Минус еще и в том, что такие чехлы выглядят бедно, эстетики не добавляют и даже могут ускорить износ штатной обшивки.

Как выбрать чехол на руль

Первое и главное — это правильно подобрать размер оплетки. Все просто, слишком большой размер не «сядет» плотно на руль, будет собираться складками и портить вид. Если же размер будет меньше искомого, то чехол может попросту не налезть на руль или же, во время установки могут разойтись швы. Для начала нужно усвоить, что есть несколько унифицированных размеров чехлов, которые соответствуют разным диаметрам рулевых колес:

  • размер S устанавливается на руль диаметром 35–37 сантиметров;

  • размер M — 37–39 сантиметров;

  • размер L — 39–41 сантиметр;

  • размер XL — 41–43 сантиметра.

Кроме того у автомобилей всевозможных марок разнится расположение спиц, поэтому при покупке чехла нужно сказать продавцу, для какого именно автомобиля вы его приобретаете. Не поленитесь сразу расправить чехол и приложить к рулю, чтобы визуально оценить, действительно он подходит или нет.

Важно помнить и про материал, из которого сделана оплетка, каждая имеет свой внешний вид и отличается по цене.

  1. Накладки из кожи. Они очень приятны на ощупь, комфортны, хорошо выглядят и долго служат. Соответственно и стоимость таких накладок существенно выше остальных.

  2. Накладки из экокожи. Стоят гораздо меньше натуральной, иногда даже ничем не отличаются на вид, служить могут тоже достаточно долго, но на ощупь явно уступают кожаным.

  3. Накладки из искусственной замши или алькантары. Стоит материал недешево, красиво выглядит, но очень быстро изнашивается. Возникают потертости, ворс может пачкаться, а протирать каждый раз руки перед поездкой водитель не будет. Но есть выход, перед поездкой всегда надевать перчатки из замши. Замша очень приятный на ощупь материал, и, главное, руль в ней не скользит. Именно такие накладки используют в гоночных автомобилях.

В последние десятилетия многие обратили внимание, что автопроизводители стали вшивать в оплетку руля дополнительные вставки в местах хвата. Обшивка делается из комбинированных материалов, вся поверхность из бюджетных, а те места, к которым водитель прикасается чаще, из более долговечных. Хотя встретить такую обшивку можно нечасто, к тому же большое количество швов не идет на пользу чехлу.

Следует помнить еще про некоторые детали. Чаще всего оплетку продают в раскроенном виде с нитями из полиэстера, если они нужны. Бывают варианты чехлов без нитей, тогда их приходится покупать самостоятельно. Но бывает и так, что чехлы продают не цельными, а в виде обыкновенных отрезов ткани, которая никоим образом не обработана. Тут придется заниматься самостоятельно кройкой и шитьем. При желании лекала берутся из старой оплетки после ее демонтажа, или ведется поиск в интернете. Самостоятельно такой чехол, тем более не имея опыта, пошить будет очень сложно, поэтому оставим эту задачу только для тех, кто занимался подобной практикой.

Как натянуть чехол на рулевое колесо: шаг за шагом

  1. Для начала нужно подготовиться к работе самому и приготовить руль. Если работу приходится вести в холодное время года, то нужно найти теплое помещение. Летом все можно будет сделать даже на улице. Но на холоде материал, будь то кожа или кожзаменитель, становится менее гибким и работать с ним сложно. К тому же материал может порваться.

  2. Требуется снять старую оплетку, если она была установлена ранее.

  3. Рулевое колесо нужно хорошо очистить, а затем тщательно просушить. Если на руле останутся какие-то частицы грязи или пыли, то они будут царапать оплетку, не говоря о том, что под оплеткой будут появляться микробы. Также важно, чтобы на руле не оставалась влага. Во-первых, если нужно будет использовать клей, то во влажных местах он плохо схватится, во-вторых, из-за влаги под оплеткой впоследствии может образоваться плесень.

Внимание! Не следует натирать рулевое колесо перед работой маслом или полиролями. Мало того, что толку от них нет никакого, но к тому же оплетка с большой долей вероятности будет проскальзывать. Как же быть, если чехол натягивается на руль с большим трудом? Есть другие варианты для размягчения, они обычно используются для обуви или же нужно просто немного нагреть чехол феном.

После того, как все подготовили, требуется зафиксировать руль и приступать к следующим действиям.

  1. Сначала нужно закрепить чехол на руле в верхней точке и затем постепенно двигаться вниз, натягивая его на обод. Чтобы избежать перекосов лучше идти симметрично с правой и левой стороны.

  2. Если используете чехол со шнуровкой, то швы нужно выровнять так, чтобы дальше при стягивании они совпадали.

Если накладка не предусматривает клеевого слоя или прошивки, то вас можно поздравить с окончанием работы. Но если чехол нужно установить с помощью двустороннего скотча, то нужны еще несколько действий.

  1. Как только установили накладку и проверили, что она располагается ровно, можно начать фиксацию. Начинайте с той стороны, которая будет более удобной. Лучше начать с части ближней к панели.

  2. Требуется удалить защитную пленку с части скотча и плотно прижать накладку к рулю. Все нужно делать аккуратно, чтобы накладка не съехала в сторону.

  3. Шаг за шагом нужно повторять все действия с каждой частью скотча, пока вся оплетка не будет плотно зафиксирована.

Чаще всего производитель нарезает скотч мелкими отрезками, чтобы более точно приклеивать оплетку поэтапно и избежать лишних накладок. Поэтому не следует снимать все защитные слои скотча за раз, это может помешать качественной работе.

Внимание! Если на оплетке не оказалось скотча или термопленки, а фиксировать ее нужно с их помощью, то все можно добавить самостоятельно. Подберите наиболее тонкую ленту и ни в коем случае не располагайте отрезки клейких частей по кромке оплетки, иначе есть риск, что стык краев будет получаться неаккуратным.

Как затягивать чехол со шнуровкой

Хорошо, если удалось правильно надеть оплетку на руль, но этого может быть мало. Если на чехле предусмотрена дополнительная шнуровка, то нужно ее самостоятельно прошить. Продаются такие оплетки в наборе и с инструкцией, где все подробно описывается. Важно помнить, что ни в коем случае нельзя протыкать чехол иголкой, нить продевается в специальные отверстия, которые предусмотрены производителем. В отношении шва никаких четких установок не бывает, он может быть любым, в сети существует масса примеров и различных схем.

Шить и затягивать швы можно с любого участка рулевого колеса, но лучше начинать с тех мест, где они менее видны. Так вы сможете подобрать силу натяжения, это тоже важно, поскольку при слабой затяжке оплетка будет двигаться, а при сильной будут появляться сборки. К тому же в самом начале в незаметном месте можно поэкспериментировать с узорами строчки. При прошивке нужно иметь в виду следующие факторы.

  1. Не следует затягивать каждый стежок оплетки сразу. Сначала нужно проверить, что оплетка хорошо и ровно встала на место, все края сходятся. Как только убедились, что все сметано, можно приступать к затяжке. Делают это обычно с помощью тонкого крючка или обратной стороны иглы.

  2. Перед прошивкой подумайте и просчитайте, какой отрезок нити будет необходим. Тут все как в случае простого шитья. Слишком большой отрезок будет неудобен, а короткого может не хватить, и нити придется перетягивать узлами, а затем брать новый отрезок. Во втором случае все получится не очень надежно и некрасиво. Проведите эксперимент: измерьте начальную длину нити и пройдитесь с несколькими стежками. Посмотрите какая длина нити осталась и распустите прошитый участок. Теперь достаточно поделить длину нити на длину прошитого участка. В итоге получится цифра, которая позволит рассчитать расход нити на определенный участок прошивки. К длине нити добавьте небольшой запас на всякий случай, будет обидно если не хватит считанных сантиметров.

  3. Конец строчки обязательно фиксируйте крепким узлом, в противном случае шов может со временем расползтись.

  4. Подумайте над цветом нити. Если тот, что есть в наборе вам не нравится или имеет не подходящий оттенок, то ее всегда можно поменять. Нужно помнить, что светлая нить быстро потеряет изначальный вид, да и чистить ее будет сложно.

Как надевать чехол на руль с помощью термопленки

Термоклей сильно ускоряет рабочий процесс. Он «схватывается» после сшивания оплетки, поэтому когда идет работа, есть время, чтобы все поправить, убрать неточности. Со скотчем так сделать не получится, когда там все склеено, поправить ничего нельзя. В случае чехла с термопленкой разбираться следует уже на заключительном этапе и предпринять пошагово следующие действия:

  • проверить все швы и стыковки;

  • подключить строительный фен, температура должна быть указана в инструкции, чаще всего она должна быть в пределах от плюс 150 до 200 градусов по Цельсию;

  • прогреть всю поверхность рулевого колеса и не следует останавливаться подолгу на одном участке, иначе есть риск повредить чехол;

  • выключить фен и дать рулю остыть;

  • прощупать всю площадь руля и посмотреть не осталось ли непрогретых участков, при наличии таковых пройти по ним феном дополнительно.

Работу можно проводить не демонтируя рулевое колесо с его места. Хотя в таком случае работать будет не слишком удобно, и потребуется больше времени, но зато не нужно будет проводить демонтаж. После окончания работы с оплеткой ее края можно аккуратно заправить под накладку подушки безопасности, используя тонкий пластиковый съемник.

Если же принято решение демонтировать рулевое колесо, то нужно подобрать необходимые инструменты, отсоединить аккумулятор и только после начинать работу. Иначе велик риск срабатывания подушки безопасности. Как только работа закончена, монтировать все нужно в обратном порядке и не забыть подключить все провода.

Краткие итоги

  1. Работать с оплеткой можно как с демонтажем рулевого колеса, тек и без него.

  2. До того как надеть чехол на рулевое колесо, следует подобрать необходимый вид оплетки.

  3. Существует три типа чехлов, которые отличаются вариантами фиксации на руле.

  4. Базовый вариант можно просто натянуть на обод, работа быстрая, удобная и нетрудоемкая, но такая оплетка ненадежна и неудобна при эксплуатации.

  5. Еще один вариант оплетки нашивается поверх рулевого колеса и фиксируется двусторонним скотчем.

  6. Лучший вариант чехла фиксируется с помощью прошивки нитью, но он же самый трудоемкий и требует много времени.

  7. Если в планах нет желания возвращать рулю прежний вид, то можно просто использовать чехол с термоактивируемым слоем.

Не включается вентилятор системы охлаждения двигателя: причины

Двухлитровые кроссоверы от 4 млн рублей