6 мин.

Не включается вентилятор системы охлаждения двигателя: причины

О проблемах с системой охлаждения двигателя мы рассказывали в одном из предыдущих наших материалов. Внимательные читатели уже знают, что одной из причин может быть вентилятор охлаждения. Во время пути следует следить за приборами на панели. Если вы обнаружите, что стрелка указателя температуры жидкости находится в красной зоне и продолжает ползти дальше, то следует немедленно остановиться, открыть капот и хотя бы визуально постараться определить причину. Одна из них может быть как раз связана с поломкой вентилятора. Что делать в таком случае, и как устранить проблему? Об этом мы расскажем в нашем материале.

Июльские рейды ГИБДД: полный список проверок по всей России

Какие функции выполняет вентилятор охлаждения

Система охлаждения двигателя на всех современных автомобилях устанавливается жидкостная. Принцип ее действия простой и понятный. В систему она поступает из радиатора, охлаждает мотор и возвращается. В радиаторе она теряет тепло из-за встречного потока воздуха и вновь поступает к мотору. Во время движения автомобиля такой цикл происходит постоянно. Но в жаркое время года встречного потока воздуха для охлаждения может быть недостаточно. Для этого в автомобили на радиатор устанавливают вентилятор, который создает дополнительный поток воздуха через соты.

Если вентилятор охлаждения радиатора по каким-то причинам перестал работать, то продолжать движение на автомобиле может быть опасно. Мало того, что мотор перегревается, так это ведет к разрушению многих прокладок, резиновых шлангов, а в конечном итоге повреждению самого двигателя. Детали поршневой группы могут быть деформированы. Если случился перегрев по причине вышедшего из строя вентилятора и нет возможности устранить проблему на месте, то нужно вызвать эвакуатор. Лучше заплатить за эту услугу умеренную сумму, чем потом тратить большие деньги на ремонт двигателя.

Рабочая температура включения и выключения вентилятора

В современных автомобилях за всеми процессами следит электроника. Работа вентилятора зависит от двух условий. Первое — температура мотора должна быть оптимальной. Второе — охлаждающая жидкость не должна приближаться к точке кипения. Обычно рабочая температура мотора колеблется в пределах от плюс девяноста до 105 градусов по Цельсию. Соответственно и температура закипания охлаждающей жидкости должна быть выше. Температура кипения современных антифризов составляет от плюс 105 до 125 градусов по Цельсию.

Все показания отслеживают датчик температуры охлаждающей жидкости, реле включения вентилятора и другие приборы. Вентилятор должен срабатывать, когда температура двигателя достигла плюс сто градусов по Цельсию.

Как проверяется работа вентилятора системы охлаждения двигателя

Работу вентилятора можно определить визуально или на слух. В большинстве современных автомашин он устанавливается в моторном отсеке сразу за радиатором и его можно увидеть. Если конструкция автомобиля такая, что вентилятор не виден, то прибегните к простым действиям. Включите двигатель, начните движение и прогрейте его до оптимальной температуры. Затем остановитесь, дайте мотору поработать некоторое время на холостом ходу, вскоре вы услышите посторонний звук. Вентилятор включился, все нормально, можно ехать дальше. Правда, в холодную погоду такой способ не всегда помогает, поскольку работа кулера бывает не нужна.

Почему не срабатывает вентилятор, и как это определить

Конструкция вентилятора довольно проста и практически ничем не отличается от любых других вентиляторов, в том числе домашних. Основное — это электродвигатель и лопасти или крыльчатка. Если прибор не работает, то есть две причины: либо вышел из строя мотор кулера, либо пропало его питание. Исходя из этого и нужно проводить проверку.

  1. Нужно снять разъем с датчика температуры мотора. В современных автомашинах крыльчатка вентилятора системы охлаждения двигателя начинает работать, как только поступила команда из блока управления. Система сразу должна перейти на аварийный режим работы и тут же включить вентилятор.

  2. Если не выходит сразу определить причину, то нужно перейти к более сложным действиям с электрикой. Требуется проверка цепи питания. Отключите провод и посмотрите, подает ли он напряжение 12 В в аварийном режиме. Если этого не происходит, значит что-то произошло с проводкой. Необходимо «прозвонить» ее, а после сделать замену реле и предохранителя на новые. Если замена не сработала, то нужно подать напряжение на вентилятор напрямую. Не получилось и на этот раз? Значит, проблема связана с электромотором. Нужно его разобрать или же полностью заменить на новый.

  3. Наконец третий и самый трудоемкий способ проверки. На этом этапе все внимание нужно уделить датчику температуры жидкости. Его нужно снять с автомобиля и погрузить рабочую часть в емкость с антифризом. Далее охлаждающую жидкость нужно разогреть до рабочей температуры, при которой обычно включается вентилятор. Как только температура стала оптимальной требуется «прозвонить» контакты датчика мультиметром. Они должны замкнуться, если так, то датчик в рабочем состоянии. Как только датчик из антифриза вынули, контакты после охлаждения жидкости должны разомкнуться.

Не каждый сходу сможет осуществить подобную проверку, к тому же нужны специальные инструменты. Если же автомобиль старый карбюраторный, то с датчиком вообще никаких проблем. Он обычно установлен на самом радиаторе. Нужно просто снять с него провода и соединить их напрямую. Если вентилятор при этом на срабатывает, значит датчик неисправен. Если все работает по-прежнему, то нужно проверять проводку или электромотор. Для этого нужно подать напряжение напрямую.

Какие действия при поломке в дороге

В первую очередь нужно прекратить движение и остановиться на обочине. Разумеется далеко не каждый автолюбитель хорошо разбирается в электропроводке до такой степени, чтобы сразу устранить неисправность, не у каждого есть мультиметр. Поэтому самым лучшим способом будет довериться эвакуатору. Во всех крупных городах работают подобные службы. Если вы не возите с собой инструмент, то записать номера таких служб труда не составит. Отправляйтесь на станцию технического обслуживания, где специалисты проведут диагностику, расскажут вам о проблемах и по возможности быстро устранят неисправность. А дальше, счастливого пути!

Как стать дальнобойщиком в Европе в 2024

Как выбрать тягач для фуры в 2024