Закипел или перегрелся автомобиль. Что делать? Как продолжить движение?
Очень многие автолюбители сталкивались с ситуацией, когда едешь-едешь и, вдруг, из-под капота по какой-либо причине начинает валить пар. Проблема главным образом может быть связана с перегревом мотора. Определить это можно по датчику температуры охлаждающей жидкости, если стрелка поднималась в «красную» зону. Происходит это обычно в летний зной, когда температура воздуха за окном превышает предельные нормы. Система охлаждения автомашины начинает работать на износ и ей все сложнее сохранять температуру двигателя в рабочих значениях. Так почему же происходит это «кипение»? Что делать в данном случае? Стоит ли аккуратно и медленно продолжать движение? Поговорим об этом в данном материале.
Вытек антифриз: 10 основных причин и инструкция, как доехать до сервиса
Идет пар из-под капота авто — что делать?
Для начала глубоко вдохнуть, выдохнуть и успокоиться. Ничего критичного не произошло. Ситуация стандартная, хоть и не очень хорошая. Пар это лишь признак того, что случилась поломка, а вот причины могут быть самыми разными. Иногда их можно устранить очень быстро. Порой пар может появиться просто из-за отверстий в патрубке охлаждающей жидкости или проблема возникла с радиатором.
Когда только увидели пар, снизьте скорость, примите вправо и остановитесь у обочины. Проверьте датчик температуры охлаждающей жидкости. Если тут все нормально или температура чуть превышает обычную, то включите регулятор печки на предельно горячий поток воздуха. Пусть двигатель поработает в таком состоянии на холостых оборотах. Подождите несколько минут и заглушите мотор.
Если все действия выполнены правильно и в такой последовательности, то первый важный шаг уже сделан — двигатель не перегрет. Останавливаться подробно на проблемах связанных с патрубками или радиатором не будем, их можно найти в других разделах. Нас в первую очередь интересует ситуация с двигателем. Что делать, когда он перегрет, и именно это стало причиной появления пара.
Порядок действий, если закипел автомобиль
Когда выполнены все предыдущие действия, нужно открыть капот. Но не делайте резких движений, нужно понимать, если валит пар, то температура охлаждающей жидкости под капотом очень высокая, она превышает 100 градусов по Цельсию. Открывать капот лучше в перчатках, если их нет, то возьмите какую-либо ткань. Бывали случаи, когда некоторые «умные головы» поливали двигатель холодной водой, пытаясь тем самым его охладить. Ни в коем случае делать этого не надо, будет только хуже. Водой можно полить радиатор, это хоть в какой-то степени охладит систему. В целом порядок действий должен быть следующим.
В том случае, если датчик температуры охлаждающей жидкости показывает предельные значения, тут же нужно заглушить мотор. В таком состоянии его работа станет фатальной, и тогда серьезных проблем не избежать. После следует понять, в чем причина. Выйдите из машины и откройте капот со всеми мерами предосторожности. Даже если вы ни в чем не разбираетесь, то тем самым дадите свежему воздуху проникнуть к двигателю.
Пар рассеялся, теперь нужно обнаружить поломку. В первую очередь нужно посмотреть, нет ли утечки охлаждающей жидкости. Только не нужно открывать крышку бачка сразу. Помните, температура под капотом превышает 100 градусов по Цельсию. Даже если антифриза в бачке стало намного меньше или его нет вовсе, то пойдет пар, и это точно приведет к серьезным ожогам. Поэтому нужно дать мотору остыть хотя бы до плюс семидесяти градусов.
Необходимо проверить работоспособность вентилятора охлаждения мотора. Тут не нужно ждать, когда он остынет, просто поверните ключ зажигания. Если вентилятор в рабочем состоянии, то в случае перегрева он сразу отреагирует и начнет работать. Но если вы не слышите соответствующего звука, то причиной перегрева может быть он. Именно вентилятор спасает в жару двигатель от перегрева. Знатоки советуют применять еще один способ проверки вентилятора путем снятия фишки с датчика температуры, когда зажигание включено. В этот момент вентилятор обязательно должен сработать на всех современных автомобилях.
Когда проверен вентилятор и стало понятно, что не он причина поломки, нужно определить рабочее состояние термостата. В подкапотном пространстве от радиатора отходят два больших патрубка. Оба они при прикосновении должны быть горячими, если в системе присутствует антифриз. Если хотя бы один остается холодным, то значит термостат не функционирует и его нужно менять.
Далее необходимо проверить помпу. Ее вращение на многих современных автомашинах происходит при помощи приводного ремня. Помпа гонит всю охлаждающую жидкость по системе. Все ремни должны быть целыми без повреждений. Исключение, если помпа работает с помощью ремня газораспределительного механизма или специальной шестерни. В данном случае проверку можно осуществить только при работающем двигателе. Кроме того, аккуратно прикоснитесь к патрубку, который идет от помпы, он тоже должен быть очень горячим.
Если выполнили все вышеперечисленные действия и никаких неисправностей не обнаружили, то дело может быть в забитом радиаторе охлаждения, воздушной пробке или проблем в самом двигателе. Вот, например, как выглядит забитый радиатор охлаждения.
Нужно в любом случае подождать какое-то время пока двигатель слегка остынет, затем долить охлаждающую жидкость в бачок. Она бывает под рукой редко, поэтому можно залить обыкновенную воду. Но затем, когда неисправность будет ликвидирована поменяйте воду на нормальную ОЖ.
Перед началом движения обязательно проверьте состояние масла в моторе. Тут нет ничего сложного, нужно просто достать щуп и внимательно посмотреть, не появилась ли на нем эмульсия. Ее выдаст слегка желтоватый налет. Если она есть, то дело плохо. Часто причиной перегрева мотора являются деформированные головки блока цилиндров. В таком случае охлаждающая жидкость начинает поступать в картер и цилиндры мотора. При появлении эмульсии дальше продолжать движение нельзя. Спасет только эвакуатор.
Можно ли продолжать движение и как?
Если дело не в деформации ГБЦ, но при этом вы проверили все что возможно и неисправность не нашли, то нужно ехать в автосервис, но очень медленно и аккуратно, соблюдая некоторые правила. О них ниже.
Для начала на полную мощность включите обогрев салона, это поможет отвести от мотора часть тепла. Не очень комфортно будет внутри, но придется потерпеть. Поток воздуха должен быть горячим, если температура двигателя превышает 70 градусов. Плюс в том, что это помогает понять, что помпа исправна, и в системе нет воздуха.
При движении постоянно посматривайте на датчик температуры охлаждающей жидкости. Нельзя дать двигателю перегреться снова. Если же во время аварийной поездки стрелка вновь начинает приближаться к критической отметке, и при этом неисправность не была обнаружена, то следует остановиться. Дальше придется вызывать эвакуатор, в противном случае нужно будет менять двигатель, а стоит такая процедура очень дорого.
Даже если очень жарко, то не следует включать кондиционер, в результате нагрузка на мотор станет еще больше.
Переключение передач осуществляйте на оборотах мотора приближенных к значению 3 000 об/мин. Нагрузка на двигатель в таком случае будет меньше, да и помпа получит возможность хорошо прогонять охлаждающую жидкость по всей системе.
Лучше ехать сразу на станцию технического обслуживания. Там вам должны будут сделать полную проверку систему охлаждения с помощью специального оборудования, продуть и прочистить радиатор, поменять охлаждающую жидкость, проверить все соединения и состояние патрубков. Впрочем, при должном опыте и навыках все это можно сделать самостоятельно.
Как избежать всех этих проблем? Все просто, нужно следить за охлаждающей жидкостью, ведь она напрямую влияет на состояние мотора. Если вовремя заметить, что двигатель начал сильно нагреваться, можно не тратить лишние нервы, время и деньги на ремонт. Просто нужно будет заглушить мотор. Иногда подводит спешка. Кажется, что вот-вот еще 10-15 минут и можно доехать до места назначения, но эти десять минут могут превратиться в десять часов, а то и больше.