9 мин.

Биография Айртона Сенны

Айртон Сенна — легендарный бразильский гонщик серии «Формула-1». Сенна выиграл три чемпионских титула в королевских гонках и был любимцем публики. Погиб автогонщик в страшной аварии во время соревнований. На момент смерти спортсмену было всего 34 года. Фанаты автогонок хранят в памяти чемпиона «Формулы-1», который был не только выдающимся спортсменом, но и филантропом, неравнодушным к страданиям нуждающихся.

Биография Себастьяна Феттеля

Основная информация об автогонщике:

  • дата рождения — 21 марта 1960 года;

  • дата смерти — 1 мая 1994 года;

  • возраст — 34 года;

  • карьера — автогонщик;

  • знак зодиака — овен;

  • место рождения — Сан-Паулу, Бразилия;

  • семейное положение — на момент смерти был в разводе;

  • рост — 176 см.

Детство и юность

Будущий чемпион мира родился 21 марта 1960 года в бразильском мегаполисе Сан-Паулу. Мальчику повезло расти в обеспеченной семье. Его отец Милтон да Силва был преуспевающим бизнесменом, он не только финансово обеспечивал семью, но и всячески потакал желаниям сына. В детские годы у Айртона было прозвище Беку, родные вспоминают, что мальчишка был довольно неуклюжим. Он часто путался в ногах и спотыкался на ступенях.

Любовь к автоспорту у Айртона от отца. Милтон да Силва был страстным поклонником гонок и нередко жертвовал средства на развитие этого спорта в Бразилии. На четвертый день рождения Айртон получил в подарок спорткар. Впечатленный подарком мальчишка впервые сел за руль. Именно с этого началось большое путешествие на вершину автоспорта. В увлечении автоспортом Айртона поддерживал отец, но все же настаивал на том, чтобы сын со временем перенял семейное дело.

В 13 лет Айртон получил персонального тренера по вождению. Милтон видел, как сильно увлечение сына и его талант, поэтому обратился к тренеру по гоночному мастерству Лусио Паскуалю Гаскону. Впоследствии тренер рассказывал, что с юных лет Айртон был целеустремленным и не принимал поражений. В этот же год случился и гоночный дебют юного пилота. Сенна впервые принял участие в гонках на картинге. Сенна потом рассказывал, что его малый вес помогал лидировать на прямых дистанциях, а в соперниках были более опытные и возрастные пилоты.

В 17-летнем возрасте Айртон стал чемпионом Южной Америки по гонкам на карте. В его активе есть участие и победы и на других региональных турнирах.

Автогонщик Айртон Сенна

В 1981 году, в возрасте 21 года, Сенна покидает Бразилию и отправляется в Англию на поиск новых возможностей. О Волшебнике, одно из прозвищ Сенны, в Европе отзывались лестно, поэтому перспективы открывались хорошие.

Первым чемпионатом в Европе стала лига «Формула-Форд». Бразилец подписал контакт с одной из сильнейших команд Van Diemen. За первые месяцы Сенна убедил руководителя команды Ральфа Фэрмина в своем мастерстве и потенциале, поэтому был подписано соглашение на участие в «Формуле-1600» в Великобритании. Во время работы в команде Van Diemen бразилец выучил английский язык и освоил новые машины.

В 1981 году Сенна участвовал в гонке на трассе Brands Hatch в графстве Кент. Бразилец пришел к финишу пятым, но был выше остальных партнеров по команде. Первое призовое место пилот занял на трассе в Тракстоне, а потом случилось возвращение на Brands Hatch, которое стало триумфальным — первая победа в серии. Сам Сенна рассказывал, что одержать победу помог дождь. Последнее в дальнейшем помогало достигать хороших результатов. Сенна много тренировался на мокрой трассе, поэтому дождливая погода была его важным помощником. Из-за успехов в пасмурную и дождливую погоду пилот получил прозвище Человек дождя.

В 1982 году пилот принял решение выступать под девичьей фамилией матери — Сенна. Фамилия отца была популярна в Бразилии и таким образом он хотел спасти семью от возможных неприятностей.

Айртон Сенна и «Формула-1»

В 1984 году пилот подписал контакт с малоизвестной командой Toleman, с чего и началась его карьера в королевских гонках. На соревнованиях Гран-при Южной Африки Сенна принес команде первое очко в сезоне. В новой команде призовых мест не было. Получив опыт и показав достойный результат Сенна дальше работал только в более статусных командах. С 1985 по 1987 годах он был пилотом Lotus, McLaren и Williams.

За годы карьеры в «Формуле-1» бразилец 65 раз становился лучшим в квалификации. Рекорд держался еще 12 лет после его смерти. Многие поклонники автоспорта пересматривают записи выступлений легендарного бразильца.

Личная жизнь

Зимой 1981 года Сенна женился на давней подруге Лилиан да Вашконселуш Соуза. Брак распался достаточно быстро и Сенна назвал свадьбу в Лилиан большой ошибкой. Для Айртона на первом месте стояли автогонки и его карьера, а не девушки. Правда в окружении последних журналисты часто заставали бразильца.

Самые продолжительные отношения у пилота были с Адрианой Ямин, которой на момент знакомства было 15 лет. Пара провела вместе 4 года. в 1988 году пилот встречался с Шушей Менегэл.

Также у Сенны были отношения со звездой мужского журнала Playboy Марселлой Прадой. В 1993 году девушка уверяла, что была беременна от Сенны. Когда Прада родила дочь, Айртон обрадовался, но так и не признал девочку. Последние отношения у Сенны были с моделью Адриану Галистеу.

Главная черта характера пилота — перфекционизм, он старался все доводить до конца. По сохранившимся фото и видео кажется, что Сенна был неэмоциональным и спокойным, но также он был замечен в драках с другими гонщиками. Те, кто лично знали пилота, рассказывают, что он был мягким и отзывчивым.

Смерть Айртона Сенны

В 1994 году Сенна дебютировал за одну из лучших команд «Формулы-1» «Уильямс-Рено». Бразилец признавался, то готов был выступать бесплатно. На первом турнире в сезоне бразилец занял выгодную позицию в квалификации, но лидером стал немец Михаэль Шумахер из «Беннетон-Форда».

Год выдался тяжелым и трагические события преследовали бразильца и других пилотов. Сперва аварию попал Рубенс Баррикелло. Он сломал нос и ребра, из-за чего пропустил Гран-при. На следующий день на трассе погиб пилот из Австрии Роланд Ратценбергер. Эта трагедия опечалила бразильца, и он обеспокоенный решился на разговор с Рубенсом. По итогам беседы Сенна понял, что регламентированная система безопасности не обеспечивает защиту пилотов «Формулы-1». Сенна был инициатором собрания гонщиков, на котором обсуждались вопросы безопасности во время гоночных состязаний.

На Гран-при Сан-Марино на трассе столкнулись два болида и разлетевшиеся осколки нанесли вред трем зрителям. На трассу был вызван автомобиль безопасности, чтобы убрать осколки. За спецкаром Айртон проехал шесть кругов. После машину отозвали с трассы и по стечению обстоятельств Сенна вылетел на повороте на скорости в 310 км/ч.

Когда зрители и организаторы турнира увидели, что пилот не двигается, гонка была остановлена. Врачи, прибывшие на место, увидели страшную картину — Айртон получил серьезную травму головного мозга и у него порвалась височная артерия. Гонщику оказали первую помощь и сделали трахеостомию, после чего Сенну отправили в больницу на вертолете. В госпитале пилота подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Дальнейшие обследования подтвердили, что гонщик уже не выйдет из комы и поэтому аппарат ИВЛ был отключен. Основной причиной смерти стал перелом основания черепа.

Авария на трассе в Сан-Марино и последовавшая трагедия вызвала большой резонанс, и сопровождалась чередой оставшихся неразгаданными загадок. Есть мнение, что пилот умер прямо на трассе, а отправка тела в больницу была связана с тем, чтобы продолжить гонку и не отменять ее. Гран-при Сан-Марино выиграл Михаэль Шумахер.

После смерти Айртона Сенны завели уголовное дело, которое вел прокурор Маурицио Пассарини. В числе обвиняемых были организаторы Гран-при, конструкторы команды «Уильямс-Рено» и даже глава «Формулы-1». Было предположение, что причиной аварии стала не дефект рулевой колонки болида, как думали изначально, а прокол заднего колеса обломком тех машин, которые столкнулись ранее. Еще больше тайн добавила кража черных ящиков из машины Сенны.

Память

Легендарного гонщика помнят не только бразильцы, но и фанаты автоспорта из других страны. В 2000 году в Бразилии проходил опрос, по результатам которого Сенну хотели признать лучшим бразильцем. В честь пилота устраивают памятные мероприятия, а могила стала местом паломничества. Недалеко от места трагедии установлен памятник, который часто посещают не только поклонники Сенны, но и все фанаты «Формулы-1».

В 2010 году был снят документальный фильм «Сенна», в нем подробно раскрывается биография легендарного чемпиона «Формулы-1». В 2023 году на платформе Netflix вышел мини-сериал о жизни и карьере пилота. Сенну на экране сыграл Габриэл Леоне. Актер похож на Айртона внешне и по габаритам. Главного конкурента Сенны Алена Проста сыграл Мэтт Меллой.

Достижения

Главные достижения автогонщика:

  • 1981 — чемпион Британской «Формулы-Форд»;

  • 1983 — победитель Гран-при Макао «Формула-3»;

  • 1990, 1991 — чемпион мира среди гонщиков в классе «Формула-1».

Интересные факты

Сенна был разносторонним человеком. Он увлекался авиамоделированием и даже думал выучиться на летчика, если не получится стать гонщиком. Среди хобби стоит отметить рыбалку и водные лыжи.

В автоспорте жесткая конкуренция, но Сенна никогда не оставлял конкурентов в беде. Известны как минимум два случая, когда он останавливал болид, чтобы отключить электропитание на машинах, попавших в аварию.

Сенна активно боролся с бедностью и голодом в родной стране. Гонщик умалчивал о своих добрых поступках и не делился ими с прессой: о пожертвованных деньгах и создании фонда Ayrton Senna Foundation выяснили после смерти.

Биография Дженсона Баттона

Правила соревнований по ралли-кроссу