8 мин.

Правила соревнований по ралли-кроссу

Автогоночных соревнований масса, и у каждого есть столько правил и тонкостей, что неподготовленный может запутаться. Отдельно стоит такая дисциплина, как ралли-кросс. Давайте разберемся, что это такое, с чем его едят и чем он выделяется на фоне других спортивных соревнований.

История Mercedes

Определение и сущность

Ралли-кросс является сочетанием ралли и кольцевых гонок. Пилоты соревнуются на треках одновременно, как в кольцевых гонках, однако для гонок используются кольцевые трассы со смешанным покрытием (бетон соседствует с гравием, щебенкой, песком или голой землей). Ралли-кросс также можно считать разновидностью автомобильного кросса. Победитель здесь определяется в зависимости от того, которым по счету из гонщиков он пересек финишную черту и сколько ему потребовалось времени. В общем, добавьте раллийный регламент к кольцевым гонкам, да еще на трассе со смешанным покрытием, и вы получите ралли-кросс.

Когда появился ралли-кросс

Корни ралли-кросса уходят в 1960-е годы. В 1967 году на трассе Линден-Хилл в Англии состоялись первые соревнования по ралли: их организовал телеканал ITV для поднятия рейтинга. Победителем первой гонки стал Вик Элфорд, управлявший Porsche 911 R. Гонки завоевали любовь зрителей, а гоночная трасса стала использоваться с тех пор для организации разных автомобильных соревнований и испытаний машин.

В 1969 году в Нидерландах состоялось первое официальное соревнование по ралли-кроссу, а в 1970-е и 1980-е годы к участию подключились другие автомобили («тяжеловесы» из группы «Б», как их называет Алвин Алмазов). В СССР эти гонки не были популярными, если не считать Эстонию, где в 1980-е годы проводились подобные соревнования. Только в 1990-е Россия открылась в качестве полноценного рынка для ралли-кросса.

Соревнованиями по ралли-кроссу в мире заведует Международная федерация автоспорта (FIA), а в России за организацию турниров отвечает Комитет кросса и ралли-кросса РАФ (Российской автомобильной федерации).

Кто участвует?

В ралли-кроссе участвуют специально подготовленные автомобили, которые классифицируются как заряженные хот-хэтчи, основной класс этих автомобилей называется RX1e. Это полноприводные модели с мощным двигателем и системой турбонаддува. Электрический мотор может обеспечивать мощность до 670 л.с., а разгон автомобиля до 100 км/ч составляет не более 2 с. С учетом условий гонок машинам приходится не просто обгонять друг друга, но постоянно сталкиваться друг с другом и попадать под удары камней на трассе. Борьба дверь в дверь разрешена, но без особых “перегибов”.

В гонках участвуют водители, обладающие соответствующей лицензией (лицензия водителя РАФ) и прошедшие соответствующую проверку (в том числе полноценное медицинское обследование). Обычно юниоры соревнуются с юниорами, но если юниор перешёл во взрослую группу, то соревноваться с юниорами он уже не имеет права. Водитель должен иметь при себе следующее снаряжение:

  • защитный шлем (одобрен ФИА) без повреждений и изменений в конструкции; окраска разрешена, если не влияет на свойства шлема

  • ремни безопасности

  • защитные комбинезоны

  • перчатки контрастного с автомобилем цвета (для привлечения внимания при необходимости)

  • ботинки

  • “ошейник” – специальный элемент, удерживающий шлем в области шеи

И шлем, и комбинезон должны быть изготовлены из негорючего материала.

Сам автомобиль должен соответствовать следующим требованиям:

  • ширина комплектного колеса не более 22 см, кроссовые шины запрещены (хотя и ралли-кросс!)

  • каждое колесо должно быть с брызговиком

  • аптечка в автомобиле

  • стекла можно заменять на поликарбонат (кроме лобового)

  • специальные ремни безопасности

  • зимние шины, если не оговорено в Регламенте, летом не использовать

  • сиденье не прикреплять к полу

  • топливные трубки не проходят по днищу

  • не должен быть травмоопасным (комиссия может снять его с гонки)

Трасса

К трассам для ралли-кросса предъявляются свои требования. Речь идет не только о смешанном покрытии, но и о протяженности трассы и многом другом. Трасса представляет собой замкнутую кривую протяженностью от 800 до 2000 м, шириной от 10 до 20 м, с поворотами не менее 25 м и уклоном 10%.

Участники стартуют из специальной “стартовой зоны” – участка с твердым покрытием размером не менее 14,5 м и местом для каждой машины 2,5 м. От этой зоны до первого поворота должно быть не менее 100 м. Трасса не должна содержать никакие водоемы (природные или искусственные – ни ручьи, ни болота). На дороге не должны быть ни камни, ни пни, ни какие-либо опасные предметы. Участки дороги перед гонкой необходимо обработать пылезащитным веществом или просто промыть.

Трасса может быть любой конфигурации, но должна содержать так называемый “Джокер”. Это добавочная петля (эдакая развилка), которая добавляет зрелищности гонкам: обычно проезд по “Джокеру” отнимает чуть больше времени, чем по основному участку. Любой участник должен будет хотя бы раз за гонку проехать по “Джокеру”: въезд и выезд находятся вне основной трассы. Ширина “Джокера” составляет от 10 до 14 м, а его выездная часть должна быть прямой. Исход гонки может зависеть и от того, как участник пройдет по “Джокеру”.

Крупнейшие турниры

Наиболее престижным международным турниром является чемпионат мира по ралли-кроссу (по-английски FIA World RX Championship), проводимый Международной федерацией автоспорта. Первый подобный чемпионат состоялся в 2014 году, его победителем стал Петтер Сольберг, в прошлом победитель турнира WRC. В 2018 году этот чемпионат мира включал в себя 12 этапов в таких странах, как Латвия, Канада, Португалия, ЮАР и США.

В США престижнейшим турниром по ралли-кроссу был Global Rallycross (с учетом спонсоров известен как Red Bull Global Rallycross) в 2011–2017 годах, Americas Rally Championship в 2018–2019 годах (организатор IMG Motorsport), а с 2021 года таковым является Nitrocross (организатором является компания Nitro Circus).

В соревнованиях по ралли-кроссу, организуемых при участии Комитета кросса и ралли-кросса РАФ, представлены четыре класса автомобилей:

  • Д1 (Supercar) – модели Citroen DS3, Citroen C4, Peugeot 206, Ford Fiesta Mk7, Ford Focus Mk2, VW Golf 4, Mitsubishi Lancer Evolution 5, Mitsubishi Lancer Evolution 9

  • Д1 А (Super1600) – модели Lada Kalina S1600, VW Polo Mk4, Renault Clio, Renault Twingо

  • Национальный – легковые модели ВАЗ с приводом на переднюю ось

  • Д2-юниор – Ока (соревнуются школьники)

Ну и еще отметим, что с 2018 года ФИА разрешила участие электромобилей в гонках. Было объявлено, что единым поставщиком шасси для участников будет ORECA, а электробатарей – Williams Advanced Engineering.

Общие правила заездов

Регламент гонки ралли-кросса непростой. Он состоит из четырех квалификационных заездов, двух полуфиналов и финала. Квалификация является полноценным соревнованием и боевой гонкой, поэтому борьба ведется там с самого начала. Квалификация состоит из нескольких хитов (heat, букв. “разогрев”) – случайных заездов по 3-5 машин в каждом. Длина каждого хита составляет 5 кругов, гонщики должны показать лучшее время по итогам пяти кругов и опередить противника.

В первой квалификации гонщики распределяются по хитам (heat, отдельный заезд, “разогрев”) случайным образом. Показавший лучшее время гонщик получает 50 очков, второй – 45, третий – 42, четвертый – 40, пятый – 39 и далее по убыванию с шагом в одно очко. В последующих квалификациях стартовые позиции уже определяются на основе предыдущих результатов. По итогам четырех квалификаций в полуфиналы выходят 12 лучших гонщиков.

Пилоты, занявшие нечетные позиции в квалификации, участвуют в первый полуфинал, а четные – во второй полуфинал. Поул-позицию занимает в первом полуфинале победитель квалификации, а во втором – обладатель второго места в квалификации. Места на стартовой решетке определяются опять же результатами квалификации. Каждый полуфинал состоит из 5 кругов, в финал выходят по три лучших гонщика. В финале опять участники распределяются по стартовым позициям в зависимости от результатов в полуфинале. Победитель финала выигрывает всю гонку.

История BMW

История Audi