Залило свечи зажигания: что делать и как завести двигатель
Залитие свечей зажигания – распространенная проблема, с которой сталкиваются автовладельцы. Она возникает, когда в камеру сгорания вместо воздушно-топливной смеси попадает избыточное количество топлива, масла, тосол или другие жидкости. Последствия:
· Трудности с запуском: двигатель не схватывает, стартер крутит вхолостую.
· Неустойчивая работа: пропуски зажигания, рывки, потеря мощности.
· Двигатель глохнет: особенно на холостом ходу или при перегазовке.
· Выхлоп: запах бензина из выхлопной трубы, особенно при прокрутке стартера.
Как определить залив:
· Визуальный осмотр: выкрутите свечи. Если они мокрые от бензина, в масле или антифризе, значит, они залиты.
· Запах: при прокрутке стартера из выхлопной трубы будет сильно пахнуть бензином.
· Проверка на искру: снимите высоковольтные провода со свечей, подсоедините их к свечам и положите свечи на корпус двигателя. Прокрутите стартер. Если искры нет, значит, свечи не в порядке.
Почему не крутит стартер: что делать, если щелкает реле
Причины, по которым возникает проблема:
· Неисправный датчик кислорода, лямбда-зонд, регулятор давления топлива, форсунки.
· Проблемы с системой зажигания: катушки зажигания, высоковольтные провода, трамблёр (в устаревших машинах).
· Механические поломки: износ поршневых колец, прогар прокладки ГБЦ.
· Затрудненный пуск в мороз: многократные попытки запуска двигателя, «подгазовка» педалью акселератора.
· Использование некачественного топлива: низкое октановое число, примеси, вода.
Перед началом ремонта, важно определить точную причину поломки, то есть провести диагностику двигателя, системы зажигания и системы питания. Далее нужно заменить неисправные детали, отрегулировать систему подачи топлива. И обязательно нужно просушить свечи: выкрутить их, протереть чистой тряпкой, продуть сжатым воздухом. Можно аккуратно прокалить их на небольшом огне. Залитые свечи могут стать причиной серьезных неполадок, как гидроудар, повреждение катализатора.
Виды залитых свечей
Грязные и мокрые свечи зажигания – это свечи, на электродах которых скопилось слишком много топлива или иных жидкостей, что препятствует образованию искры и воспламенению рабочей смеси. Чем они могут быть залиты:
· Маслом. Причины – износ или повреждение маслосъемных колпачков, поршневых колец, прокладки головки блока цилиндров. Что происходит: попадание масла в камеру сгорания приводит к появлению нагара на электродах свечей, что мешает образованию искры.
· Антифризом. Причины – протечки в прокладке ГБЦ, прокладках впускного коллектора или термостате. Что происходит: протечка приводит к образованию пара, который препятствует воспламенению рабочей смеси.
· Топливным конденсатом. Он образуется в холодную погоду при плохой функциональности системы зажигания или богатой топливной смеси. Что происходит: конденсат оседает на электродах свечей, делая их неспособными генерировать искру.
Также залитие возможно при неисправности системы питания на карбюраторе или инжекторе. Причинами залива свечей становятся неправильная регулировка уровня топлива в поплавковой камере, засорение жиклеров, износ иглы запорного клапана, а также выход из строя форсунок, датчиков системы впрыска, неисправности в электропроводке. Иногда происходит заливание одной свечи. Это случается из-за негерметичности клапанов в данном цилиндре, повреждения поршневых колец или смещения форсунки.
Помимо вышеперечисленных «симптомов» залития, при поломке мощность двигателя снижается и увеличивается расход топлива. Чтобы не допустить такой ситуации, важно регулярно проводить осмотр свечей зажигания на наличие нагара, мокрого топлива или антифриза на электродах. При наличии признаков залитых свечей не рекомендуется пытаться завести двигатель, так как это может привести к гидроудару.
Почему свечи заливает в зимнее время
Зима – настоящий враг для автомобилистов. Помимо проблем с запуском двигателя, часто возникает неприятная ситуация, когда заливает свечи зажигания. Основные причины зимнего залива:
1. Недостаточный заряд АКБ. Для корректной работы стартера и системы зажигания требуется заряд АКБ не менее 40-60%. При низком заряде батареи напряжение падает, что приводит к неполному сгоранию топлива. В результате бензин попадает в цилиндры и не воспламеняется, оставаясь на свечи. Что делать: зарядите аккумулятор с использованием зарядного устройства или используйте внешний источник питания (прикурите автомобиль от другой машины).
2. Неисправности системы зажигания. Неполадки со свечами (износ, нагар, неправильный зазор электродов) или с проводкой могут приводить к отсутствию или слабой искре. В результате топливо не возгорается, и свечи заливаются. Что делать: проверьте состояние свечей зажигания и замените их, если требуется. Осмотрите провода на предмет перекусов или потери изоляции и замените их, если есть проблемы. Продиагностируйте другие компоненты системы зажигания (катушки зажигания, модули управления) и устраните неисправности.
3. Топливо низкого качества. В холодную пору года качество горючего играет особенно важную роль. При использовании бензина или дизеля низкого качества искра на свечах может быть, но топливо загорается и жидкость остается на запчастях. Что делать: заправляйтесь топливом на проверенных АЗС, используйте бензин или дизель, рекомендованные производителем автомобиля. Регулярно чистите фильтры и промывайте топливную систему. В морозную погоду можно использовать специальные присадки к топливу, которые повышают его свойства при пуске на морозе.
4. Неправильная техника запуска ДВС. В некоторых случаях заливание свечей может быть спровоцировано неправильными действиями водителя при запуске двигателя. Например, если долго крутить стартер или нажимать на педаль акселератора при попытке завести движок. Что делать: изучите инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля и следуйте рекомендациям производителя по запуску двигателя в холодную погоду. Не держите стартер включенным более 5-10 секунд, сделайте перерыв и повторите попытку.
5. Замерзание конденсата. В холодную погоду влага из воздуха может конденсироваться в топливном баке, образуя лед. При попадании в двигатель ледяные кристаллы могут заливать свечи зажигания. Что делать: заправляйте бак до полного, чтобы минимизировать образование конденсата.
6. Механические поломки двигателя. В редких случаях заливание свечей может быть свидетельством более серьезных проблем, таких как износ поршневых колец, повреждение резинок головки БЦ или трещины в блоке двигателя. Что делать: если вы заметили другие признаки неисправности двигателя (посторонние шумы, потеря мощности, увеличение расхода масла или охлаждающей жидкости), необходимо как можно скорее обратиться в автосервис.
В морозную погоду рекомендуется использовать автономный подогреватель двигателя, который поможет ему быстрее прогреться. Перед поездкой особенно важно проверить заряд аккумулятора, состояние свечей и качество горючего.
Как правильно просушить свечи зажигания
Существует три способа справиться с проблемой. Все их можно выполнить самостоятельно, но, если в не разбираетесь в технической оснастке авто, лучше не лезть под капот и отправиться в сервис.
Способ 1: просушка свечей без их снятия
Этот метод позволяет быстро и без особых усилий удалить влагу из свечей, не демонтируя их с двигателя. Для этого:
· Максимально выжмите педаль акселератора.
· Продолжая удерживать педаль в нажатом положении, прокрутите коленвал стартером в течение 10 секунд.
· Отпустите педаль акселератора.
· Повторите шаги 2-3 несколько раз.
Во время прокрутки двигателя бензин, подаваемый в цилиндры, будет сгорать более интенсивно, что поможет испарить влагу со свечей. Важно! Не заводите двигатель и не крутите стартер более 10 секунд за один подход. Дайте двигателю остыть несколько минут между подходами.
Способ 2: просушка свечей с их снятием
Этот метод более трудоемкий, но позволяет более тщательно просушить свечи, а также удалить с них нагар и другие загрязнения. Для этого:
· С помощью свечного ключа выкрутите все свечи зажигания.
· Тщательно протрите свечи чистой сухой тряпкой.
· Положите свечи на чистое сухое полотенце.
· Направьте на свечи фен с горячим воздухом (не используйте режим максимальной температуры).
· Просушивайте свечи в течение 5-10 минут, периодически переворачивая их.
· Убедитесь, что детали полностью просохли и вкрутите их на место.
Перед тем, как просушивать свечи, проверьте их состояние. Если они сильно загрязнены или повреждены, их лучше заменить. После просушки свечей рекомендуется обработать их специальной смазкой.
Способ 3: замена свечей зажигания
Если предыдущие два способа не помогли решить проблему с заливом свечей зажигания, то велика вероятность того, что они выработали свой ресурс и требуют замены. Очистка и просушка старых свечей зажигания может показаться временным решением, но на деле она может не только не устранить проблему, но и сократить ресурс элементов. При выборе новых свечей зажигания важно учитывать условия эксплуатации.
· Для обычных условий эксплуатации подойдут стандартные свечи зажигания.
· Если вы ездите в холодном климате, вам могут понадобиться свечи с более высоким калильным числом.
· Для спортивной езды или тюнинга двигателя могут потребоваться специальные свечи зажигания.
Избегайте подделок, которые могут быстро выйти из строя и привести к новым проблемам. Перед работой подготовьте необходимые инструменты и материалы: новые свечи зажигания, ключи, диэлектрическую смазку, щетку для очистки, сжатый воздух. Процесс замены свечей зажигания:
· Остудите двигатель и снимите катушки зажигания.
· Открутите старые свечи ключом, очистите посадочные места свечей от грязи и нагара.
· Нанесите немного диэлектрической смазки на резьбу новых свечей зажигания.
· Аккуратно закрутите новые запчасти вручную, не используя ключ.
· Затяните компоненты динамометрическим ключом с моментом, рекомендованным производителем.
· Установите катушки на место, запустите двигатель и проверьте его работу.
Если после установки новых свечей зажигания проблема не исчезла, это может быть признаком более серьезной неисправности. В таком случае необходимо обратиться к квалифицированному автомеханику для проведения углубленной диагностики. При замене свечей зажигания рекомендуется также заменить высоковольтные провода.
Профилактика проблем с системой зажигания зимой
Низкие температуры, снег и гололед могут стать причиной различных проблем, в том числе и с системой зажигания. Чтобы ваш автомобиль уверенно заводился даже в самые морозные дни, необходимо проводить регулярную профилактику. В числе основных процедур:
· За несколько недель до наступления холодов рекомендуется заменить свечи зажигания и топливный фильтр. Старые свечи можно сохранить как запасной комплект. Рекомендуется проверять свечи зажигания каждые 10 000-15 000 километров пробега. При осмотре свечей обратите внимание на их цвет, нагар и зазор между электродами.
· Замена топливного фильтра обеспечит бесперебойную подачу чистого топлива к двигателю, что улучшит его работу и снизит риск образования нагара.
· Регулярно отслеживайте уровень заряда АКБ с помощью индикатора, мультиметра или нагрузочной вилки. Также важно следить за чистотой клемм аккумулятора и смазывать их специальной смазкой.
· Следите за состоянием стартера и при появлении первых признаков неисправности (посторонний шум, медленное вращение) обратитесь к специалисту СТО.
· В инжекторных двигателях топливо подается в цилиндры через форсунки. Со временем форсунки могут засоряться, что приводит к неравномерной подаче топлива, снижению мощности двигателя и образованию нагара. Рекомендуется чистить инжекторные форсунки каждые 30 000-40 000 километров пробега.
Также по возможности старайтесь держать бак полным, чтобы уменьшить образование конденсата. В морозную погоду необходимо давайте двигателю прогреться перед поездкой. Избегайте длительной работы мотора на холостом ходу. Не реже одного раза в год проводите полную диагностику автомобиля, включая проверку системы зажигания.
В регионах с суровым климатом можно использовать электрообогрев двигателя, также рекомендовано добавить в базовую комплектацию обогрев сидений, руля и зеркал заднего вида. В зимнее время года всегда держите под рукой пусковые провода, это может помочь вам запустить двигатель, если он разрядится.