Как стать дальнобойщиком в Европе в 2024
Карьера дальнобойщика в Европе – это не просто доступный, но и весьма привлекательный вариант заработка для опытных водителей с базовыми знаниями языка. Высокая оплата труда, уважение к профессионализму и дефицит кадров делают эту сферу особенно привлекательной для соискателей из стран СНГ. Однако, как и в любой профессии, здесь есть свои нюансы, которые важно учитывать при принятии решения.
Кроссовер до 1,2 млн рублей на автомате
Почему Европа нуждается в дальнобойщиках?
Европейский рынок грузоперевозок испытывает острый дефицит водителей. Это связано с несколькими факторами:
Демографический кризис: старение населения и низкая рождаемость приводят к сокращению трудоспособного населения.
Непрестижность профессии: молодежь не стремится к физическому труду, предпочитая офисную работу.
Пандемия COVID-19: ограничения на передвижение и закрытие границ усугубили проблему нехватки водителей.
В результате транспортные компании вынуждены искать сотрудников за пределами Европы, в том числе в странах СНГ.
Где искать работу и требования
Лидерами по количеству вакансий для дальнобойщиков являются Польша и Германия. Также активно нанимают водителей Чехия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция и другие страны. Основные требования к соискателям:
Водительское удостоверение категории CE: наличие этой категории обязательно для управления грузовиками с прицепом.
Опыт работы: минимальный стаж работы водителем грузовика (даже один год может быть достаточным).
Знание языка: базовые знания языка страны трудоустройства (английский, немецкий, польский и т.д.) помогут в общении с коллегами и клиентами.
Обязательна медицинская справка, то есть подтверждение отсутствия противопоказаний к работе водителем.
Особенности трудоустройства
Процесс трудоустройства может включать следующие этапы:
Поиск вакансий: на специализированных сайтах, через рекрутинговые агентства или напрямую в транспортных компаниях.
Собеседование: личное или онлайн-собеседование с работодателем.
Оформление документов: подготовка необходимых документов (трудовой договор, виза, разрешение на работу и т.д.).
Переезд и адаптация: организация переезда и адаптация к новым условиям жизни и работы.
Несмотря на привлекательность работы дальнобойщиком в Европе, важно учитывать и возможные сложности:
Длительные командировки: работа связана с частыми и продолжительными поездками вдали от дома.
Ненормированный рабочий день: график работы может быть нестабильным и требовать гибкости.
Высокая ответственность: водитель несет ответственность за груз и безопасность на дороге.
Языковой барьер: недостаточное знание языка может затруднить коммуникацию и адаптацию.
Работа дальнобойщиком в Европе – это реальная возможность для опытных водителей улучшить свое финансовое положение и наработать ценный профессиональный опыт. Для поиска вакансии используйте специализированные сайты для поиска вакансий, такие как Jooble, Euro-rabota, Rabota-Zagranitsa, RazemWork, EuRabota, AmountWork, M&A Work, Trud, Adzuna, Gumtree и другие. Обратите внимание на фильтры по странам и категориям. Также многие агентства специализируются на трудоустройстве водителей в Европе. Они могут помочь с поиском вакансий, оформлением документов и адаптацией в новой стране.
Как получить профессию в ЕС: пошаговое руководство с советами
Разберем все моменты, которые помогут стать дальнобойщиком в одной из стран Европы.
1. Получение водительских прав. Основа основ – наличие открытых категорий «С» и «СЕ» в водительском удостоверении. Для открытия категории «Е» необходимо иметь стаж вождения на категории «С» не менее года. Подтвердить опыт можно справкой с работы, наличием собственного грузовика или даже управлением по доверенности.
2. Опыт вождения с прицепом. Хотя большинство начинающих дальнобойщиков не имеют опыта вождения с прицепом, это не является непреодолимым препятствием. Многие компании готовы взять стажера в двойной экипаж, где он сможет получить необходимые навыки под руководством опытного наставника.
3. Подготовка документов до выезда. Перед поездкой в Европу необходимо оформить следующие документы: чип-карта водителя для тахографа (обязательный документ для всех водителей, осуществляющих коммерческие перевозки), сертификат ADR (если планируете перевозить опасные грузы): хотя этот сертификат не является обязательным, он значительно расширяет возможности трудоустройства.
4. Оформление документов в ЕС. После прибытия в Европу необходимо оформить форму Код 95 (подтверждает прохождение курсов повышения квалификации водителей), медицинскую справку (подтверждает соответствие водителя требованиям здоровья), психотесты (оценивают психологическую пригодность водителя к работе).
5. Изучение иностранного языка. Хотя никто не требует от водителя свободного владения местным государственным языком, базовый запас рабочих слов и фраз существенно облегчит процесс трудоустройства и общения с коллегами, диспетчерами и клиентами. Рекомендуется начать изучение языка заранее, чтобы чувствовать себя увереннее в новой языковой среде.
Дополнительно изучите рынок труда, ознакомьтесь с требованиями работодателей, условиями труда и уровнем зарплат в разных странах Европы. Составьте резюме – подчеркните свой опыт вождения, наличие дополнительных сертификатов и знание иностранных языков. Будьте готовы к конкуренции, рынок труда для дальнобойщиков в Европе достаточно насыщен соискателями из СНГ, поэтому проявите настойчивость и целеустремленность в поиске работы.
Учитывайте особенности разных стран, правила дорожного движения, требования к водителям и условия труда могут отличаться в разных странах Европы. Будьте готовы адаптироваться к новым условиям.
Путь дальнобойщика в Европу: виза
Для трудоустройства не подходит обычный шенген, здесь нужна долгосрочная трудовая виза типа «D». Документы для нее включают:
Загранпаспорт. Убедитесь, что ваш загранпаспорт действителен на весь период предполагаемой работы и имеет достаточное количество свободных страниц для виз.
Водительское удостоверение. Международное водительское удостоверение (МВУ) необходимо для работы в большинстве европейских стран. Получить его можно в ГИБДД по месту жительства.
Приглашение на работу. После успешного собеседования с работодателем вы получите официальное приглашение на работу.
Дополнительно нужно пройти собеседование в консульстве, а также сдать биометрию и получить полноценную медицинскую страховку. Код 95 получить можно на курсах уже после трудоустройства в Европе.
Полный перечень документов нужно уточнять в консульстве, а формальности оговаривать напрямую с работодателем.
Особенности работы дальнобойщиком в Европе
Работа дальнобойщиком в Европе – это возможность увидеть мир, получить ценный опыт и достойный заработок. Дополнительно:
Современный автопарк. Забудьте о старых КАМАЗах и МАЗах! В Европе автопарк значительно моложе, средний возраст грузовиков не превышает 2-3 лет. Это обеспечивает комфорт и безопасность на дорогах.
Разнообразие марок. В европейских компаниях используются различные марки грузовиков, такие как MAN, Scania, Volvo, DAF, Mercedes. Выбор часто зависит от предпочтений владельца компании.
Большие пробеги. Средние пробеги в Европе сравнимы с российскими в лучшие времена – от 10 000 км в месяц на грузовиках и до 22 000 км в месяц на «бусах».
Строгие правила. В Европе действуют строгие правила дорожного движения и режима труда и отдыха водителей. Будьте готовы к соблюдению этих норм.
Высокая оплата труда. Зарплата дальнобойщика в Европе значительно выше, чем в России и странах СНГ.
Тщательная подготовка и соблюдение всех правил ЕС помогут вам успешно начать карьеру в этой сфере.
Культура вождения в Европе и России: сравнение и личные наблюдения
Исходя из опыта и наблюдений, можно сказать, что различия существенные, и они касаются не только правил дорожного движения, но и общей культуры поведения на дороге.
Культура взаимоуважения. В Европе действительно чаще встречается взаимоуважение между водителями. Например, при выезде с парковки или заправки водители в соседнем ряду зачастую перестроятся, чтобы освободить вам дорогу. В России, к сожалению, такое поведение скорее исключение, чем правило. Еще один пример – отношение к дальнобойщикам. В Европе для них создают специальные условия: бесплатные душевые, комнаты отдыха, а иногда даже предлагают фрукты и воду. В России подобное отношение встречается крайне редко.
Благодарность на дороге. В России принято благодарить «аварийкой». В Европе этот жест не используется, но это не значит, что европейцы неблагодарны. Они выражают признательность, попеременно включая левый и правый поворотники.
Особенности общения по рации. В России дальнобойщики активно используют рации для общения и обмена информацией. В Европе же это не так распространено, а в некоторых странах даже приравнивается к разговору по телефону за рулем и влечет за собой штраф.
Не все так радужно. Несмотря на все плюсы, вождение в Европе имеет и свои сложности. Прежде всего, это высокая плотность движения и узкие дороги, особенно в старых городах. Кроме того, в некоторых странах, например, в Германии, очень высокие штрафы за нарушение ПДД.
В целом, водители в ЕС более дисциплинированы и вежливы, а дороги находятся в отличном состоянии. Однако, чтобы чувствовать себя уверенно за рулем, необходимо заранее изучить местные особенности и правила дорожного движения.
Трудности на пути дальнобойщика
Работа водителем-международником – это множество подводных камней, особенно для новичков. Одним из главных страхов начинающего дальнобойщика за границей является возможность столкнуться с недобросовестным работодателем. К сожалению, эти опасения не беспочвенны.
1. Наиболее распространенная проблема – обман с заработной платой. Некоторые работодатели предпочитают устные договоренности вместо официального контракта, что оставляет водителя без юридической защиты. Даже при наличии договора, недобросовестные компании могут использовать сложные схемы расчета зарплаты, основанные на километраже, весе груза или количестве смен, что затрудняет водителю самостоятельный расчет заработка.
2. Еще одна уловка – возложение на водителя дополнительных обязанностей, не оговоренных заранее. Вместо того чтобы заниматься исключительно вождением, от вас могут потребовать выполнять функции механика, грузчика или экспедитора. Кроме того, работодатели могут применять систему штрафов за малейшие провинности, о которых не предупреждают заранее. Например, за перерасход топлива, избыточный пробег или даже фиктивные повреждения автомобиля.
3. Начинающие водители часто становятся жертвами обмана, соглашаясь на стажировку с заниженной зарплатой или бесплатное обучение с последующим трудоустройством. Крупные и солидные компании обычно предлагают официальную стажировку с достойной оплатой и полным социальным пакетом.
Чтобы защитить себя, оформляйте трудовые отношения официально, подписывайте договор и внимательно изучайте его условия. Учите язык – знание языка страны, где вы работаете, поможет вам лучше понимать свои права и обязанности, а также общаться с коллегами и работодателем. Перед тем как соглашаться на работу, соберите информацию о компании, почитайте отзывы сотрудников на специализированных сайтах и форумах. Изучите трудовое законодательство страны, где вы собираетесь работать, чтобы знать, на что вы имеете право и как защитить свои интересы в случае необходимости.