Какое масло лить в дизель
В дизельных двигателях, в силу их конструктивных особенностей, нагрузки выше, чем в бензиновых моторах, поэтому выше и требования к его смазке. Многие дизельные моторы оснащены турбонаддувом, что делают условия для работы смазки еще более сложными. Многие водители задаются вопросом, какое масло лить в дизельный двигатель, чтобы он работал надежно? Для вас подготовили особенности выбора дизельных масел и на какую маркировку необходимо обратить внимание.
10 лучших моторных масел для дизельных двигателей в 2024 году
Особенности требований к маслу для дизеля
Моторное масло для дизельных моторов, особенно с турбонаддувом, отличается от того, которое используют для бензиновых моторов. Главная причина кроется в конструкции дизеля, который работает на обедненной топливовоздушной смеси. В дизельном моторе выше скорость образования смеси и сгорания топлива, а также более высокие тепловые нагрузки.
В камере сгорания дизеля высокое давление, что провоцирует более активный прорыв газов через поршневые кольца, с чем система вентиляции картерных газов справляется не всегда. Все это приводит к более ускоренной деградации моторного масла, оно сильнее окисляется, теряет свои параметры — моющие свойства, защита от образования сажи и другие.
В дизельных моторах отработанные газы содержат большое количество сажи и чем хуже качество топлива, тем больше будет нагара. В России большая часть дизельного топлива содержит высокую концентрацию серы, которая при сгорании образует кислотные соединения.
Выбор моторного масла для дизельного двигателя с турбокомпрессором — тема для отдельного разговора, так как есть особенности, которые выделяют мотор в отдельную категорию. Если использовать масло плохого качества, то мотор может быстро прийти в негодность. В процессе работы крыльчатки вращаются с огромной скоростью и мотор сильно нагревается. Поэтому покупая масло для дизельного мотора с турбонаддувом, стоит учитывать рекомендации производителя машины и не экономить на стоимости смазки.
С учетом всех конструктивных особенностей дизельных моторов, масло обязано сохранять свои эксплуатационные показатели и защищать двигатель. Поэтому оно обязано отвечать четырем базовым критериям:
увеличенное щелочное число, что защищает мотор от образования кислотных соединений, особенно при использовании топлива с высоким содержанием серы;
улучшенные моющие характеристики, которые помогают справляться с большим количеством сажевого нагара;
термическая стабильность, так как дизельные моторы, особенно с турбонаддувом, нагреваются сильнее чем бензиновые;
максимальное противодействие износу деталей за счет добавления различных присадок.
Далее расскажем, как выбрать моторное масло для дизеля.
Как выбрать масло для дизеля
При подборе оптимального моторного масла для дизельного мотора можно использовать спецкаталоги по подбору смазки. Также все допуски и требования к моторному маслу для каждой модели и модификации автомобиля производитель указывает в руководстве по эксплуатации.
Некоторые производители масел, чтобы упростить выбор, на упаковке указывают Diesel. Но, если вы не нашли такую надпись, то это не значит, что масло нельзя использовать для заливки в дизельный мотор. Современные производители выпускают в продажу универсальное масло, которое подходит для использования как в бензиновых, так и дизельных моторах.
На сферу использования моторного масла указывает и маркировка, которая наносится на каждую канистру или упаковку. Далее поговорим о том, на что необходимо обратить внимание при выборе масла для дизельного мотора.
Основа «дизельного» масла
Масло для дизельных моторов, как и для бензиновых, бывает минеральное, полусинтетическое и синтетическое. С развитием технологий и выходом все более совершенных ДВС на дизеле, минеральные моторные масла теряют свою актуальность. Их главное преимущество в доступности и более низкой стоимости. По этой причине минеральное моторное масло используют для грузовой и спецтехнике, а также в старых моторах.
Главное преимущество синтетического масла в том, что оно сохраняет более стабильные и высокие эксплуатационные характеристики, в том числе в зимних условиях. Также стоит выделить облегченный пуск мотора, более эффективный состав присадок. Современные высокофорсированные дизели легковых автомобилей требуют использования качественного синтетического моторного масла.
Большой спрос на полусинтетическое масло. Оно стоит дешевле синтетики, но заметно превосходит минеральное по техническим параметрам. Синтетике оно уступает по показателям, но разница не столь существенная.
Все три вида основы объединяет единое правило — чем хуже масло, тем быстрее оно теряет свои свойства и окисляется, что приводит к более быстрой замене. Мнение, что лучшим маслом для дизельного двигателя с турбиной будет только синтетика, не всегда верно. Некоторые производители моторов с турбонаддувом рекомендуют водителям использовать оригинальную полусинтетику. Также на вопрос выбора масла зависит интервал замены.
Стандарт SAE
Стандарт SAE (от англ. Society of Automotive Engineers) классифицирует моторное масло по уровню вязкости. Выделяют несколько вариантов, которые выносят на этикетку многие производители: 5W-40, 10W-30 и другие варианты.
Вязкость масла — один из базовых параметров, который влияет на большую часть рабочих характеристик смазки. Если оптимально подобрать вязкость, то мотор будет хорошо работать при холодном пуске, при стандартных и повышенных нагрузках.
Стандарт SAE показывает на уровень вязкости масла при минусовой температуре и рабочей температуре мороза. В маркировке первая цифра перед буквой W (от англ. Winter — Зима) показывает на вязкость масла при отрицательных температурах. Так маркировка 5W, говорит о том, что масло остается достаточно жидким при морозе до минус 30 градусов. Чем выше показатели перед W, тем сложнее будет холодный пуск в зимнее время. Маркировка 25W, свидетельствует о том, что масло может застыть уже при минус 5-10 градусах.
Второй параметр в маркировке указывает на коэффициент «летней» вязкости, или если более точно, то «горячей». Чем выше значение, тем гуще будет масло при рабочей температуре мотора. И соответственно, тем более горячими могут быть детали двигателя, в котором смазка еще не теряет своей эффективности.
При покупке моторного масла необходимо соблюсти баланс. С одной стороны, более вязкое масло образует на деталях двигателя защитную пленку, которая снижает износ деталей. Но на морозе масло будет густеть, что приведет к тому, что пленка может исчезнуть. Насосу не хватит сил, чтобы закачать ее в тонкие зазоры между деталями.
Более жидкая смазка хорошо сохраняет текущие свойства при минусовой температуре, но при ее повышении не всегда сможет обеспечить защиту пар трения от износа. Не лучшим образом жидкая смазка работает в старых двигателях, так как из-за недостаточной вязкости может образоваться течь.
При подборе моторного масла для дизельного мотора важно найти разумный компромисс. Не стоит гнаться за сезонностью и выбирая только летнее и зимнее масло, есть варианты, которые будут работать круглый год — 10W-40 и 5W-30. Чисто сезонное масло в продаже встречается редко.
Классификация API
API (от англ. American Petroleum Institute) — стандарт, разработанный Институтом нефти США. Создатели стандарта разделили смазку на два основных вида:
S — масло для бензиновых двигателей;
C — масло для дизельных двигателей.
В маркировке используются дополнительные буквы, которые идут после S или C. Вторые буквы необходимы для более точной градации. Например, класс масла CF предназначен для дизельных безнаддувных и турбированных моторов с непрямым впрыском. Комбинация CF-4 обозначает смазочные материалы для высокоскоростных дизелей магистральных тягачей и т.п.
Перед покупкой моторного масла необходимо обратить внимание на руководство по эксплуатации автомобиля и посмотреть, какие требования по API предъявляет производитель. Производитель указывает на минимальные или оптимальные показатели по общему количеству присадок и если вы используете масло более высокого класса, то проблемой это не станет.
Производители современных масел обычно используют двойную маркировку по API, так как смазка идет универсальной. Она подходит как для бензиновых, так и дизельных моторов. При этом важно учитывать, что первой идет более предпочтительный вариант использования: масло CI-4/SJ больше подойдёт для дизеля, а SJ/CI-4 лучше адаптировано под бензиновый мотор.
Классификация ACEA
Заокеанский опыт переняли и европейские коллеги, создавшие собственный стандарт ACEA (от французского Associationdes Constucteurs Europeens d’Automobiles). Он используется в европейских странах, в том числе в России.
Стандарт ACEA более сложен для понимания. В стандарте четыре основных градации по сфере использования масла:
A — масло для бензиновых двигателей;
B — масло для легковых автомобилей на дизельном топливе;
E — масло для дизельных силовых установок на грузовом транспорте;
C — универсальная смазка, совместимая с сажевыми фильтрами и катализаторами.
После буквенного кода ставится цифровое значение, которое уточняет сферу применения масла. При покупке масла по стандарту ACEA не стоит выбирать смазку, в которой буквенный код выше или ниже рекомендованного параметра. Необходимо точно придерживаться рекомендации автопроизводителя.
Число TBN
Мы уже рассказали про базовый состав масла, его вязкость и классификацию по европейскому и американскому стандарту. В случае со смазкой для дизельных моторов есть еще несколько нюансов.
В российских условиях использование рекомендованных производителем масел не всегда приносит максимально позитивный результат. На эффективность работы смазки влияет не только его совместимость, качество, сроки замены, но и качество топлива, на котором работает автомобиль. В России есть проблема со стабильностью качества дизтоплива. Поэтому эксплуатация масла в условиях использования отечественного топлива, с высоким содержанием серы, приводит к более быстрой потере базовых качеств.
Чтобы оценить, насколько быстро смазка теряет свои свойства был введен параметр TBN (Total Base Number), или «общее щелочное число». Если сказать просто, то данный параметр показывает насколько долго масло может нейтрализовать вредные для него кислоты, которые приводят к коррозии и ускоряют образование различных углеродистых отложений. У большинства смазок для бензиновых двигателей, оптимальный параметр TBN на уровне 7-8 единиц, а вот для дизельного топлива стоит использовать стандарт в 11-14 единиц.
В ходе эксплуатации TBN неизбежно снижается, присадки срабатываются, что приводит к кислотной коррозии и загрязнению внутренних частей двигателя. Многие специалисты советуют отказаться от универсальных вариантов со стандартным уровнем TBN, который рассчитан на использовании качественного топлива.
В российских условиях оптимально использовать строго специализированное дизельное масло, в котором высокий уровень содержания моющих присадок и стараться делать замену раньше, чем предписано регламентом. Более ранняя замена масла предписана тем, кто много времени проводит в городских пробках, или в регионах, в которых дизельное топливо не отличается стабильностью и высоким качеством.
Как избежать подделки
В России примерно треть масел известных брендов имеют сомнительное происхождение. Доля поддельных масел неуклонно растет с весны 2022 года. Первопричиной появления большого количества контрафакта называют уход ряда ведущих производителей. Официально в стране не продаются Shell, Total, Castrol, Mobil, ряд других европейских и североамериканских брендов автохимии.
Оригинальную продукцию таких компаний поставляют по параллельному импорту. Но, в таком случае нет официального представителя со стороны производителя, поэтому в случае возникновения проблем вы не сможете предъявить жалобу в суд, так как нет потенциального истца. Соответственно, деятельность мошенников, выпускающих контрафакт, фактически осталась бесконтрольной и безнаказанной.
В России подделывают масло не только популярных производителей Европы, Японии и США, но оригинальных продуктов от автопроизводителей — Mercedes-Benz, Toyota или Ford и других. Как и в первом случае, интересы компаний и покупателей не регламентированы на законодательном уровне.
Использование некачественного масла непременно несет вред мотору, при этом повреждения могут быть фатальными. Поэтому важно уметь распознавать сомнительный продукт, так, как только таким образом вы обезопасите свой автомобиль.
Первый способ защиты — покупка качественного масла именитого бренда в крупных сетевых или фирменных магазинах, которые способны контролировать и гарантировать качество товара. Второй способ — покупать масло у тех производителей, которые не покинули Россию. Процент контрафакта здесь заметно ниже, так как есть риск уголовной ответственности из-за заявления правообладателя. Третий способ — покупка масла от отечественных компаний. Отечественные бренды не производят самое лучшее масло в мире, но у него хорошее качество, которого достаточно для большинства современных дизельных моторов. Можно довериться и новым брендам, которые стали активно появляться на рынке. Много компаний из КНР, Ирана и Турции. Такие масла не имеет смысла подделывать. У отечественного масла не столь высокая цена, а новые компании пока малоизвестны.
Коротко о главном
У дизельного и бензинового ДВС есть конструктивные отличия. Дизельные мотор требует более продвинутое масло. В смазке важны сильный моющий компонент, антикоррозийные свойства и стабильность работы при высоких температурах.
Моторное масло для дизельных двигателей делают на минеральной, синтетической и полусинтетической основе. Есть универсальные системы маркировки по стандартам SAE, API, ECEA.
Некоторые производители используют надпись Diesel, но все больше производителей выпускают универсальную продукцию, которая подходит как для дизельных и бензиновых двигателей.
В России большой процент поддельной продукции у товаров именитых брендов и автопроизводителей, которые покинули страну. Чтобы обезопасить себя от покупки контрафакта покупайте только в проверенных магазинах или используйте товары от тех брендов, которые официально представлены в стране. Товары отечественных производителей становятся качественнее и усиливают свои позиции на рынке.
Летняя резина на 2024 год: что выбрать, как выбрать летнюю резину, выбор резины на летний сезон
Как переобуть авто самому: инструкция, переобувка самостоятельно, как поменять колеса