22 мин.

Летняя резина на 2024 год

С 2022 года каждая отрасль экономики страны живет в новых реалиях, автомобильная не исключение. Кардинально меняется автопарк, а вместе с ним все сопутствующие составляющие. Шины не исключение. Им каждый водитель уделяет самое большое внимание, поскольку от них зависит безопасность при езде в разных погодных условиях. Читатели прекрасно знают о тенденциях, цены растут, ассортимент и качество снижаются. Вновь появилось словечко «достать», которое большинству современников незнакомо, а представители старшего поколения прекрасно помнят его по временам развитого социализма. Во время дефицита так бывает всегда. Но свято место пусто не бывает. Где что-то убыло, там обязательно появится что-то новое. Никуда не делись производители отечественных шин, а освободившуюся после ухода с рынка иностранных компаний нишу быстро заполнили китайские производители.

Лучшие автошампуни в 2024 году: как выбрать шампунь для авто

Что изменилось на рынке шин

Уже итоги того самого 2022 года показали, что рынок шин в Российской Федерации просел на пятнадцать процентов. Главной причиной стала одна, и она всем известна, а следствием были сокращение производства автомобилей и покупка новых машин. Автолюбители, у которых уже был свой автомобиль, решили отложить покупку новых шин еще на год, потому что цены резко выросли. Если взять данные по всему году, то стоимость шин увеличилась почти на четверть. Смотрел водитель на свои колеса и думал — ладно, еще год поезжу, а там посмотрим. Если же было видно, что шины еще один год не выдержат, то приходилось отправляться в магазины и скрепя сердце выбирать продукцию китайских компаний. Тут уже не до «нокиан» с «бриджстоунами».

На самом деле тенденция вырисовывается долгосрочная. Все идет к тому, что китайские производители шин займут треть отечественного рынка. Сами автомобили к этому уже вовсю стремятся. Сначала была радость — ах, как здорово, дешевые авто вполне хорошего качества. Но сейчас 2-3 миллиона рублей за китайский автомобиль, это еще вполне нормально. Ранее шины среднего и верхнего ценовых размеров выпускали иностранные компании в России. Но теперь они либо ушли из страны, либо остановили производство. Какое-то время шины были еще на складах, но все это довольно быстро «подмели». Такого выбора, как прежде, в ближайшее время не предвидится.

Реакция на новые вызовы

В 2023 году экономическая ситуация в стране стабилизировалась и в целом адаптировалась к новым реалиям. Многое стало понятным и на шинном рынке. Возник параллельный импорт, и шины таких европейских производителей как Continental, Michelin и Nokian, которые ранее выпускались в России, стали поступать из-за рубежа. Но неофициально и в ограниченном количестве. Стоимость, конечно, тоже существенно выросла. Сложнее стало с такими производителями как Bridgestone, Goodyear, Dunlop и Toyo. Стоит учесть, что шины японского производства выпускаются во многих странах Азии.

Спокойнее стала ситуация на рынке среднего или бюджетного сегмента шин. Цены на них в 2023 году поднялись, но не критично, немногим больше инфляции. Популярные шины размера 185/65 R15 выросли в цене на 10-15 процентов в зависимости от марки, хотя о других размерах такого не скажешь. Произошло это благодаря отечественным компаниям, которые быстро смогли уловить тенденции времени и тем же поставкам китайских производителей. Впрочем, те пока не спешат переносить производство в Россию. Выгода была бы очевидной, но есть опасения из-за санкций, либо отмашку не дает правительство. Иностранные компании ушти, а что стало с их заводами? Тут тоже все логично, они перешли к новым владельцам и заработали снова. Первыми таким образом стали работать производства компаний Nokian и Continental, хотя ассортимент выпускаемых шин существенно сократился.

Долгое время существовала неясность с заводом Bridgestone, но в декабре 2023 года ситуация разрешилась и с ним. Активы приобрела российская компания S8 Capital. Шаг для нее был не новый, ранее она таким же образом стала владельцем производственных мощностей бывших Continental и Cordiant. Из обещаний следует, что вся линейка шин, которые производились ранее, будет восстановлена. Остаются на российском рынке Yokohama и Pirelli, но по поводу первой регулярно появляется информация, что она может уйти, вторая держится и даже начала производство всесезонных шин Formula Ice FR, хотя эта модель уже устаревшая. Никуда не делись южнокорейские производители, где головным предприятием является Hankook. Поставки продолжаются, хотя объемы снизились, и шины идут в Россию не из Европы.

С китайскими автомобилями есть еще одна проблема. На сегодняшний день в стране насчитывается свыше тридцати брендов. Если хоть кто-то сможет назвать десятку, то уже заслуживает похвалы. Все бы хорошо, но производители из Поднебесной сильно увлекаются колесами с большими посадочными диаметрами и пониженным профилем шин. Нужно покупать либо исключительно шины китайского производства под их характеристики авто, либо искать аналоги более привычных марок. Сложность возникает именно тут. Заводы в нашей стране на данный момент не готовы удовлетворить все запросы. Например, у «китайцев» весьма распространен размер 215/55 R18, его можно встретить на Chery Tiggo 4 Pro, Geely Coolray и многих других марках автомашин, но попробуй найти эти шины у других производителей.

На автомобили «народного» класса, то есть более доступные по цене седаны или хэтчбеки, как, например, Changan Alsvin, ставятся шины 185/55 R15. Такой размер есть в производстве отечественных заводов, но он очень редкий. Более доступен 185/60 R15, и хорошо, что колесные арки Changan Alsvin позволяют установить такие шины. В общем везде требуется индивидуальный подход. Хуже с кроссоверами, на их колеса идут шины с посадочным диаметром начиная с 19 дюймов, а российские производители их не выпускают. На тот же Geely Atlas приходится ставить китайские шины, которые есть в наличии, но в целом проблема существует. Даже если шины есть в наличии, их стоимость выросла на треть только за последний год.

Все же в 2023 году маленькими ручейками параллельным импортом потекли шины премиум-класса, к которым в прежние годы успели привыкнуть отечественные водители. Стали появляться и относительные новинки, такие как Continental Premium Contact 7 или Bridgestone Turanza 6. По крайней мере исчез дефицит. При желании и наличии средств всегда можно заказать необходимую продукцию.

Ловкость рук, и никакого мошенничества

Перейдем от теории к практике и возможным будущим покупкам. В 2024 году на рынке появились новые компании, которые при более тщательном рассмотрении являются хорошо забытыми старыми. На заводах сменились собственники, которые выпускают прежние шины под новыми названиями.

Ikon Autograph Eco 3

Размеры: от 13 до 18 дюймов, всего 24 варианта.

  • 175/65 R14 — 5 200 рублей

  • 185/65 R15 — 5 500 рублей

  • 205/55 R16 — 6 200 рублей

  • 215/55 R17 — 10 250 рублей

  • 235/45 R18 — 14 000 рублей

Начнем с покинувшей российский рынок Nokian Tyres. Прежнюю продукцию выпускает Ikon Tyres. Теперь внимание! Ранее на местных заводах производились шины семейства Nordman, но в конце 2023 года производители объявили о выпуске линии Ikon Autograph. При ближайшем рассмотрении выясняется, что это ни что иное, как Nokian Hakka, просто посмотрите на протектор. Было — Hakka Green 3, стало — Autograph Eco 3. Было — Hakka Blue 3, стало — Autograph Aqua 3. Было — Hakka Black 2, стало — Autograph Ultra 2. Последняя модель представлена в широком ассортименте от 17 до 21 дюйма, последние устанавливаются и на колеса кроссоверов.

Придирчивый покупатель, безусловно, поинтересуется, — а осталось ли прежним качество шин? Все-таки санкции. Многих компонентов в стране попросту нет. На что производитель во всеуслышание отвечает, — а как же, не извольте сомневаться! Наши такие же и даже стали еще лучше. И дальше начинают объяснять, что все технологии сохранились, контроль качества остался прежним, да и вообще у нас везде электроника, а компьютер не обманешь, он тут же обратит внимание на низкое качество. Что тут делать покупателю? Остается только поверить на слово, ведь выяснить те это шины или нет позволит только определенный срок эксплуатации или сравнительные тесты. Между тем продукция уже вышла на отечественный рынок, и летом можно будет увидеть много автомобилей обутых именно в шины завода Ikon Autograph.

Gislaved Premium Control

Размеры: от 15 до 17 дюймов, всего 13 вариантов.

  • 185/65 R15 — 5 400 рублей

  • 195/55 R16 — 7 800 рублей

  • 205/55 R16 — 5 900 рублей

  • 215/65 R16 — 9 200 рублей

  • 215/55 R17 — 9 900 рублей

Gislaved Premium Control модель шин, которая обещает стать популярной. Новое это хорошо забытое старое, так вот в данном случае это ничто иное как популярные в свое время шины Continental Premium Contact 5, которые начали производить 12 лет назад. Правда, в ту пору и размерная линейка была более существенной, вариантов тоже было больше. Компания S8 Capital после того как стала владельцем завода Continental, заодно получила права на использование бренда Gislaved, это «дочка» бывшего предприятия. Отсюда и пошла эта линейка шин, о производстве было объявлено в феврале 2024 года.

Производитель не ограничился только одной моделью. Начался выпуск Gislaved Ultra Control, это более престижные шины, поскольку их прототипом является известная модель Continental Ultra Contact. Она совсем новая, выпуск был налажен в 2022 году. Другое дело, что и тут выбор довольно скромный, всего четыре варианта размера от 14 до 16 дюймов, хотя то, что в свое время предлагал немецкий завод доходило до двадцати дюймов.

Наконец, еще одна линейка шин под название Torero, это прямой потомок, точнее, копия шин Matador. Они выпускались на заводе Continental в среднем сегменте. Тут ничего не стали выдумывать. Torero MP 47 судя по рисунку протектора это Matador MP 47 Hectorra 3, которую выпускали, начиная с 2015 года. Было — Matador MP 82 Conquerra 2, стало — Torero MP 82, было — Matador MP 72 Izzarda A/T2, стало — Torero MP 72. Ассортимент пока не соответствует прежнему количеству и размерности, но новые владельцы обещают уже в 2024 году представить всю линейку шин и пополнить прилавки розничных магазинов.

Привычный ассортимент

Теперь перейдем к продукции, которая достаточно хорошо знакома автовладельцам, характеризуют состояние рынка летних шин в 2024 году и представлена в большом ассортименте. Включили мы сюда и некоторую новую продукцию, причем не делали никаких рейтингов и не делили шины по странам-производителям. Здесь же представлена примерная стоимость самых востребованных размеров. Итак, обзор десяти моделей шин.

Cordiant Gravity

Размеры: от 14 до 17 дюймов для легковых, от 16 до 18 люймов для SUV, всего 24 варианта.

  • 175/65 R14 — 4 200 рублей

  • 185/65 R15 — 4 600 рублей

  • 195/55 R16 — 7 250 рублей

  • 205/55 R16 — 5 200 рублей

  • 215/55 R17 — 7 600 рублей

Шины отечественного производства были выпущены в 2023 году и стали хорошей альтернативой многочисленным китайским вариантам. Производитель сразу заявил, что при разработке применялись инновационные технологии. Главной задачей было увеличить ресурс шины. Для этого была создана особая оптимизированная резиновая смесь и на двенадцать процентов увеличена глубина протектора. На заводе-изготовителе заявили, что инновации позволят продлить жизнь шин, как минимум, на один сезон, в зависимости от условий эксплуатации и среднего пробега автомашины в 18 тысяч километров в год.

Выбор самый разнообразный, как для легковых автомобилей, так и для кроссоверов. В каждом случае предлагается по 12 размеров шин. В случае с кроссоверами рисунок протектора несколько иной. В таких шинах предусмотрены выступающие кромки и специальные шипы в канавках, которые должны выталкивать мелкие камни при езде по грунтовым и гравийным дорогам. Модель уже прошла независимые тесты и показала себя на должном уровне. Речь, прежде всего, о шинах для легковушек. Правда, стоимость совсем не маленькая. Среди плюсов отмечают хорошее сцепление с дорогой на разном покрытии, комфорт. Минус — размеры представлены не все.

Hankook Kinergy Eco 2 (K435)

Размеры: от 13 до 17 дюймов, всего 71 вариант.

  • 175/65 R14 — 4 400 рублей

  • 185/70 R14 — 5 300 рублей

  • 185/65 R15 — 5 500 рублей

  • 195/55 R16 — 6 900 рублей

  • 205/60 R16 — 7 600 рублей

Модель должна быть хорошо известна автолюбителям, поскольку выпускаться начала с 2017 года. Пусть она на сегодняшний день представлена не во всех размерах, но остается актуальной для рынка. Слово «Eco» в названии указывает на экономичность при езде, и второе поколение шин, по утверждению производителей, было разработано главным образом для автовладельцев машин компакт-класса, где уделяется внимание комфорту. При этом шины хорошо проявили себя в условиях езды по мокрому асфальту, хотя считается, что «экономичные» шины во время осадков не всегда надежны. Большие нарекания связаны с комфортом, поскольку шум шины издают довольно большой, и плавной езду тоже нельзя назвать. Есть замечания и к прочности боковин, поэтому на плохих дорогах скорость лучше не превышать. В целом сочетание качества и стоимости удовлетворительные. Хотя еще пару лет назад шины Hankook Kinergy Eco 2 стоили гораздо дешевле. Из плюсов — хорошее сцепление с дорожным покрытием и невысокое сопротивление качению. Минус — низкий уровень комфорта и средняя износостойкость.

Kumho Ecsta HS52

Размеры: от 14 до 18 дюймов, всего более 50 вариантов.

  • 175/65 R14 — 4 350 рублей

  • 185/65 R15 — 5 400 рублей

  • 205/55 R16 — 6 150 рублей

  • 215/55 R17 — 8 500 рублей

  • 235/45 R18 — 11 200 рублей

Корейские шины получились очень удачными. Автовладельцы должны быть хорошо знакомы с предыдущей моделью HS51, которая хорошо показала себя в ходе эксплуатации. Новые шины были созданы в 2022 году и стали лучше предшественницы. HS52 тестировали специалисты из Германии, и модель попала в тройку лучших. Впереди оказались только Continental Premium Contact 7 и Michelin Primacy 4+. Главными достоинствами корейских шин эксперты признали хорошее сцепление и баланс остальных характеристик. Износостойкость протектора и вовсе одна из лучших именно у корейских производителей. Так что сегодня Kumho нисколько не утратили своей актуальности, тем более по цене вполне могут конкурировать с европейскими премиальными моделями. Без минусов все же не обошлось. Шины сильно шумят и мягкими на ходу назвать их нельзя, что сильно влияет на комфорт. Все это компенсируется высоким ресурсом, хорошими сцепными свойствами и большим выбором размеров.

Linglong Sport Master

Размеры: от 16 до 22 дюймов, всего 121 вариант.

  • 205/55 R16 — 5 400 рублей

  • 215/55 R17 — 6 900 рублей

  • 215/55 R18 — 8 100 рублей

  • 235/45 R18 — 8 200 рублей

  • 225/45 R19 — 8 600 рублей

Китайские шинники уже давно стали выпускать «спортивные» модели, причем некоторые из них успешно конкурируют с европейскими. В частности, Linglong Sport Master стала серьезной альтернативой в категории шин Ultra High Performance. Главное достоинство по сравнению с «европейцами» более демократичные цены. Чаще всего о китайских шинах мало информации, сравнительных тестов практически нет, а там где их тестируют, находят много недостатков. Данная модель отличается в лучшую сторону от своих собратьев. Дебют состоялся в 2021 году. Финская компания Test World тогда же провела испытания, где оказалось, что китайский «спортмастер» ни в чем не уступает Nokian Hakka Blue 2. Обе модели при тестировании заняли четвертое место.

Те же немецкие эксперты тоже лестно отозвались о шинах, хотя ожидали провала. Все требования к спортивным шинам Linglong выполнил хорошо, да еще и износ протектора оказался невысоким. Владельцы, которые уже смогли целый сезон проездить на китайских шинах, отмечают низкий шум и комфорт. Среди других положительных характеристик — хорошее торможение на мокром и сухом покрытии, большой выбор и сравнительно низкая стоимость. Минус — невысокая стойкость к аквапланированию.

Maxxis Premitra HP5

Размеры: от 15 до 18 дюймов, всего 65 вариантов.

  • 195/65 R15 — 5 350 рублей

  • 205/55 R16 — 5 700 рублей

  • 215/65 R16 — 7 300 рублей

  • 215/55 R17 — 7 450 рублей

  • 235/45 R18 — 8 900 рублей

Maxxis — производитель шин из Тайваня. Первую свою продукцию завод выпустил еще в 2015 году, и с тех пор она заняла определенную долю сегмента на рынке. Особенно высокая конкуренция в классе шин UP, главным образом из-за более выгодных цен. Тайваньские шины проходили многочисленные тесты и были признаны безопасными при езде на разных типах покрытий. Если бы еще повысить четкость реакций и комфорт, то тогда продукция могла бы ни в чем не уступать моделям европейских производителей. Владельцы отмечают, что с Premitra HP5 стал меньше расход топлива. В целом у шин удачно сочетаются положительные характеристики, хотя в последнее время значительно выросла стоимость. Плюсы — отличная работа при торможении, невысокое сопротивление качению. Минусы — жесткий ход, шум при движении, низкая износостойкость протектора, в наличии представлены не все размеры.

Nexen N’Blue HD Plus

Размеры: от 13 до 17 дюймов, всего 74 варианта.

  • 175/65 R14 — 4 500 рублей

  • 185/65 R15 — 4 750 рублей

  • 205/55 R16 — 5 350 рублей

  • 215/65 R16 — 7 400 рублей

  • 215/55 R17 — 9 150 рублей

Данная модель южнокорейского производителя Nexen выпускается с 2014 года. Она изначально создавалась для массового покупателя. Шины были представлены в большом количестве размеров в основном для легковых автомобилей, меньше для кроссоверов и внедорожников. При многочисленных тестах отмечались надежные характеристики, провалов не было, привлекала цена, но и особых достоинств назвать было нельзя. Стабильный середнячок в своем сегменте. Как и многие другие шины Nexen N’Blue HD Plus за последние два года существенно подорожали, и теперь цену и качество приемлемым сочетанием не назовешь. Речь о первой составляющей. Выбора тоже стало меньше, особенно среди популярных размеров. Шины хорошо тормозят на мокрой и сухой дороге, отмечается высокая стойкость к аквапланированию и низкий уровень шума.

Pirelli Cinturato P7

Размеры: от 16 до 19 дюймов, всего 41 вариант.

  • 205/55 R16 — 5 900 рублей

  • 205/50 R17 — 11 600 рублей

  • 215/55 R17 — 10 100 рублей

  • 235/45 R18 — 14 700 рублей

  • 245/40 R19 — 28 000 рублей

Шины Pirelli продолжают выпускаться на российском заводе практически единственным производителем, имеющим корни в Европе. Модель Cinturato P7 одна из самых старых на рынке. Впервые эти шины были выпущены в 2009 году. С тех пор много раз модернизировались и сейчас выглядит вполне конкурентно и «свежо» по сравнению с аналогами, особенно в условиях сильно изменившейся структуры рынка. Чтобы представить модель на российском рынке полностью часть шин поступает по параллельному импорту. Pirelli всегда выигрывали у других европейских компаний за счет цены, при этом ходовые качества практически не уступали аналогам компаний Michelin, Nokian, Continental или GoodYear. Cinturato P7 отличают хорошая цепкость, точные реакции и управляемость на разных видах дорожного покрытия, низкий шум. При этом из минусов отмечались более высокий на фоне конкурентов износ протектора и хуже была плавность хода. Сегодня недостатком можно назвать и высокую стоимость.

Sailun Atrezzo Elite

Размеры: от 14 до 18 дюймов, всего 93 варианта.

  • 185/65 R15 — 3 950 рублей

  • 205/55 R16 — 4 600 рублей

  • 215/65 R16 — 6 500 рублей

  • 215/55 R17 — 7 250 рублей

  • 215/55 R18 — 7 700 рублей

Sailun еще один китайский производитель шин. На российском рынке модели компании стали появляться в 2023 году. Тогда же были проведены тесты сразу двумя известными российскими автожурналами, где по итогу шины Atrezzo Elite вошли в число хорошистов практически по всем характеристикам. Упор делался на тестирование моделей для массового потребителя. Оценки в некоторых случаях разнятся, но и размерность была неодинаковой, состав тестируемых тоже. В целом можно сказать, что шины нашли своих поклонников. К тому же если почитать социальные сети, то и в них автовладельцы высказываются о «китайцах» весьма лестно. Среди минусов отсутствие на полках магазинов некоторых размеров, стоимость тоже за год сильно подскочила. Из плюсов — высокий уровень комфорта, хорошее сцепление с мокрым и сухим асфальтом, низкое сопротивление качению.

Viatti Strada 2 (V-134)

Размеры: от 14 до 17 дюймов, всего 24 варианта.

  • 175/65 R14 — 3 900 рублей

  • 185/65 R15 — 4 100 рублей

  • 195/55 R16 — 5 500 рублей

  • 205/55 R16 — 4 650 рублей

  • 215/55 R17 — 7 200 рублей

Отечественная модель компании «Кама» является одной из самых новых, выпущена была в 2022 году, и покупатели могли оценить ее в течении предыдущего летнего сезона. Шины с ассиметричным рисунком протектора представлены в самых разных размерах. Есть даже вариант с индексом W, то есть для скорости передвижения свыше 250 километров в час. К сожалению, потолок — 17 дюймов, хотя 18-дюймовые модели сейчас бы сильно подошли, особенно низкопрофильные. В данном случае отечественные автомобильные журналы тоже проводили тесты. Мнения о шинах в некоторых случаях разнились, но если обобщить результаты, то получится, что на выходе у нас очень хороший вариант летних шин по весьма привлекательной цене. Просто производителю нужно увеличить число размеров. Тесты показали, что шины Strada 2 хорошо ведут себя при торможении на мокром и сухом асфальте, они устойчивы к аквапланированию. В то же время отмечается довольно высокий шум по сравнению с конкурентами и повышенное сопротивление качению.

Yokohama BluEarth ES32

Размеры: от 14 до 17 дюймов, всего 24 варианта.

  • 175/65 R14 — 4 700 рублей

  • 185/65 R15 — 5 400 рублей

  • 195/55 R16 — 8 250 рублей

  • 205/55 R16 — 6 100 рублей

  • 215/55 R17 — 9 600 рублей

У компании Yokohama большой выбор летних шин для легковых автомобилей, которые производятся в разных странах мира. Есть завод и в России, где и выпускается модель BluEarth ES32. Автолюбители знают ее с 2017 года, выполнена она еще с симметричным рисунком протектора, что по нынешним временам большая редкость среди шин, выпускаемых для массового потребителя. Тем не менее шины Yokohama продолжают оставаться популярными благодаря сбалансированным ездовым характеристикам. На твердом асфальте BluEarth ES32 чувствуют себя очень хорошо, а вот на мокрой дороге похуже, но не критично. Тем более многие владельцы отмечают низкий уровень шума и плавность хода. Сильно выросла за два года цена, но это относится ко всем шинам любых производителей. Еще один плюс — невысокое сопротивление качению. Минус — низкая устойчивость к аквапланированию.

Что такое шаровая опора и как она работает

Удаление катализатора и сажевого фильтра. Зачем, когда и как?