6 мин.

Как переключать скорости на механической коробке передач: инструкция и советы

Механическая коробка переключения передач неспроста также называется ручной коробкой. Она управляется водителем, а не электроникой, как на «автомате», «роботе» или вариаторе. МКПП имеет определенные преимущества перед другими устройствами, однако и она не лишена недостатков. Итак, в данном материале будет рассмотрен вопрос о том, как переключать скорости на механической коробке передач, включая подробную инструкцию и советы.

Лучшие недорогие японские авто в России в 2024

Что важно знать о МКПП

Самое важное правило, которое применимо ко всем серийным коробкам типа «механика», – водитель выжимает педаль сцепления, переводит рычаг переключения скоростей в нужное положение и плавно отпускает педаль.

Такой подход применим как при трогании, так и во время движения. Важно переключать передачи быстро, но плавно, избегая рывков машины и потери скорости.

Когда переключать передачи на МКПП

Лучший момент переключения передач на «механике» – диапазон оборотов мотора, при котором крутящий момент близится к максимуму. Каждый двигатель имеет свои показатели, но для серийной «легковушки» можно ориентироваться на следующие параметры:

  • Первая ступень используется при начале движения и разгоне не выше 25 км/ч.

  • Вторая передача предназначена для движения на малой скорости в пределах 20-40 км/ч.

  • Третья ступень работает в диапазоне 40-60 км/ч.

  • Четвертая передача обычно прямая, с передаточным числом примерно 1:1. Переключение скорости происходит в пределах 60-80 км/ч. Если речь идет о городских условиях, то в случае с высшими передачами, четвертая ступень используется чаще всего.

  • Пятая и шестая ступени являются повышающими и предназначены для поддержания скорости движения 80+ км/ч.

Все рекомендации, описанные выше, применимы не во всех случаях, они дают лишь общее представление о том, как понять, когда переключать передачи на механической коробке. Так, чтобы повысить интенсивность разгона, переключение скоростей может происходить и при более высоких оборотах.

Как переключать передачи на МКПП при движении с замедлением? В этом случае применяются те же правила, что были описаны выше. Так, например, при падении скорости до 50 км/ч, лучше включить третью передачу. В этом случае разгон будет максимально эффективным и не создаст дополнительной нагрузки на двигатель.

Как переключать передачи на «механике»

Чтобы понять, как правильно переключать скорости на МКПП, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Левой ногой надавить на педаль сцепления до упора, одновременно убрав правую ногу с педали газа. Важно, чтобы все действия выполнялись быстро! Если не отпустить педаль газа, то мотор, лишившийся нагрузки после размыкания сцепления, начнет стремительно увеличивать обороты.

  2. Правой или левой рукой (в зависимости от расположения руля) быстро, но плавно включить первую передачу, чтобы тронуться с места. Включить другую оптимальную ступень в случае, если транспортное средство уже находится в движении. При переводе рычага в другое положение лучше хотя бы на секунду переключить его на «нейтралку», после чего включить нужную скорость.

  3. Плавно, но медленно отпустить педаль сцепления, чтобы тронуться с места. В случае переключения скорости во время движения, делать это необходимо немного быстрее, чтобы автомобиль не успел потерять скорость. Важно научиться включать газ в противоходе, то есть своевременно нажимать на педаль акселератора. 

Ошибки при переключении передач на «механике»

Новички, которые все еще не смогли понять, как правильно переключать скорости на механической коробке, допускают некоторые ошибки:

  • Отпускают педаль сцепления при начале движения слишком быстро («бросают» ее). В этом случае наблюдается нехватка оборотов и крутящего момента, что приводит к дерганию автомобиля. Также в этом случае двигатель может заглохнуть. Если ситуация повторится, это может привести к быстрому выходу из строя сцепления и КПП.

  • Не до конца опускают сцепление. Важно не оставлять ногу на отжатой педали при переключении скорости, т. к. это приводит к неполному включению и пробуксовке сцепления. В особенности подобные ситуации возникают при езде с нагрузкой или при движении в гору. Неполное отпускание сцепления после переключения передачи чревато плохим набором скорости и быстрой поломкой сцепления.

  • Неверно выбирают момент переключения скорости при разгоне. Те водители, которые не знают, как переключаются передачи на «механике», совершают ошибку, переходя на более высокую ступень слишком рано. В этом случае обороты двигателя слишком низкие, что приводит к медленному разгону и быстрому износу силового агрегата. В случае несвоевременного переключения, если обороты будут слишком высокие, значительно увеличится расход топлива.

  • Пытаются включить задний ход до полной остановки авто. Важно понимать, что шестерни в трансмиссии не приспособлены к быстрой смене направления вращения, поэтому вероятность выхода из строя КПП заметно возрастает. Конструкция большинства коробок не предусматривает включение «задней» во время движения.

  • Включают пониженную передачу при высоких оборотах. В этом случае мотор достигает чрезмерно высоких оборотов, часто выше отсечки. Отсечка служит для защиты двигателя от слишком больших нагрузок, предотвращая поломку узлов и агрегатов. Таким образом при включении более низкой ступени на большой скорости значительно увеличивается нагрузка на коробку, сцепление и трансмиссию.

Полезные советы для начинающих водителей

Чтобы правильно переключать передачи на МКПП, достаточно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Переключать ступени, ориентируясь на спидометр или тахометр. В случае с дизелем этот момент наступает при достижении показателя в 1500-3000 об/мин, а в случае с бензином – 2500-4000 об/мин. После того как водитель привыкнет, можно попробовать переключать передачи, ориентируясь на звук двигателя.

  • Грамотно отрегулировать водительское сиденье. Важно, чтобы водителю было удобно, и он не тянулся к рычагу, когда это понадобится. Не должно возникать ситуаций, когда водителю приходится открывать спину от кресла для включения передачи, например, пятой.

  • Запомнить расположение каждой передачи. Во время движения водитель не должен отвлекаться и смотреть на рычаг, чтобы определить, куда его нужно направить.

  • Располагать левую ногу на специальной площадке, а не держать на весу. Это важный момент, который напрямую влияет на безопасность во время движения.

Главные выводы

  • Чтобы автомобиль ехал плавно, важно переключать передачи в пределе оборотов, соответствующих максимальному крутящему моменту.

  • Чтобы разгон был максимально эффективным, лучше переключать скорости при более высоких оборотах.

  • Переключение передач выполняется в несколько действий: первым делом нужно отпустить «газ» и выжать педаль сцепления, далее на мгновение включить «нейтралку», а после нее нужную передачу. На последнем этапе необходимо плавно отпустить сцепление и добавить газ.

  • Главные проблемы, возникающие при переключении скоростей на «механике», заключаются в бросании сцепления, неполном его отпускании и неверном выборе передачи.

Как увеличить мощность двигателя автомобиля: способы, что можно сделать

Удаление катализатора и сажевого фильтра. Зачем, когда и как?