Подушки безопасности
В большинстве современных автомобилей, на руле или передней части панели присутствует панели присутствует надпись «airbag». Именно так обозначается место, в котором спрятана подушка безопасности. Надеемся, что вам никогда в жизни не выпадет возможность проверить на себе ее действие, но знать, как работает подушка безопасности, полезно.
Лада Искра фото, цена, характеристики, размер, дата выхода
В материале раскроем назначение подушки безопасности, случаи, когда срабатывает подушка и что делать, чтобы защита была максимально эффективной.
Как появились подушки безопасности
Когда зарождалось автомобилестроение, особо о безопасности водителей и пассажиров не задумывались. На первых порах считалось, что чем крепче автомобиль, тем он безопаснее для тех, кто находится внутри. Первые ДТП показали, что опасность представляет не только чужое транспортное средство, но и свое собственное. Если авария случается на скорости свыше 30 км/ч, то высоки риски получить травмы от соприкосновения с элементами салона. О повышении безопасности задумались еще в начале XX столетия. В тот период швед Нильс Болин запатентовал трехточечный ремень безопасности, которым сейчас оснащены все автомобили. Главная задача ремня безопасности — удержать водителя в кресле в случае резких торможений. Следующий шаг в обеспечении безопасности водителя был сделан в 1951 году.
Почти одновременно американский инженер Джон Хетрик и немец Вальтер Линдерер подали патент надувной подушки безопасности. По задумке инженеров, в случае аварии воздушный мешок (airbag) должен надуваться за счет сжатого воздуха.
Изначальная задумка не оправдала ожиданий. Сжатый воздух не успевал полностью надуть мешок, и подушка не предотвращала контакта головы водителя с рулем. Для улучшения результатов стали использовать пиропатрон. При его срабатывании, сжатые газы высвобождаются настолько быстро, что почти моментально надувают подушку.
Виды подушек безопасности
В авариях автомобиль может получить не только лобовое столкновение, но и повреждение с других сторон. Современные системы безопасности предусматривают всестороннюю защиту водителя от контакта с элементами салоны. Выделяют пять видов подушек безопасности — фронтальные, боковые, «шторки», коленные и междукресельные.
Фронтальными подушками безопасности оснащают даже бюджетные модели автомобилей. Их устанавливают в ступице руля и в верхней правой части передней панели. Главная задача такой системы безопасности — защита водителя при лобовом столкновении. На такой формат аварий приходится порядка 80% всех ДТП.
Боковые подушки безопасности защищают водителя от контакта с дверьми и средней стойкой. Такая защита будет эффективной если пришелся удар в борт машины — как столкновение с другим транспортом, так и при столкновении с препятствием. В дорогих моделях боковые подушки идут в базовой комплектации, а вот в бюджетном сегменте — дополнительная опция.
«Шторки», как и боковые подушки эффективны при столкновении в борт, но они служат для защиты от удара головой о стекло двери. Свое название система безопасности получила из-за своего внешнего вида. При раскрытии подушка напоминает шторку.
Коленные подушки безопасности используют в дорогих моделях. Они служат для защиты коленей водителя. Иногда коленные подушки устанавливают и для пассажирского сидения.
Междукресельные подушки безопасности — один из самых молодых форматов защиты. Их устанавливают между сидениями водителя и переднего пассажира. Главная задача — предотвратить столкновение головами при боковом ударе.
Принцип работы подушки безопасности
В автомобилях, в которых установлены все пять видов подушек безопасности, при столкновении срабатывают не все, а только те, которые в данным момент могут обеспечить максимальную безопасность. В момент столкновения ни водитель, ни пассажир не смогут отследить как срабатывают подушки. Во-первых, срабатывает пиропатрон, что приводит к громкому хлопку и инстинктивному закрытию глаз. Во-вторых, подушки срабатывают почти мгновенно, поэтому человеческий глаз не может отследить все этапы.
Алгоритм срабатывания подушки безопасности:
автомобили оснащают датчиками, которые реагируют на начало деформации кузова или резкие отрицательные ускорения (удары);
в случае столкновения срабатывают датчики и передают информацию в блок управления;
система управления обрабатывает информацию и понимает, какие подушки безопасности необходимо открыть в данный момент;
система управления выдает команду на срабатывание пиропатрона;
в пиропатроне происходит взрыв, в результате которого вырабатывается большое количество азота;
подушки стремительно наполняются воздухом, разрывая при этом тонкие стенки отделочных материалов салона;
от столкновения до полного раскрытия проходят доли секунды, после чего происходит контакт поверхности подушки с телом водителя;
после контакта подушки начинают сдуваться, так как свою работу они выполнили.
Подушка безопасности представляет собой мешок из пористого материала, то есть с микроотверстиями. За счет таких отверстий мешок начинает сдуваться после срабатывания. Такой принцип необходим, чтобы людям было проще выбраться из салона или спасателям эвакуировать находящихся в машине. Каждая подушка безопасности в автомобиле одноразовая, после срабатывания она непригодна к дальнейшей эксплуатации.
Опасность от срабатывания подушки безопасности
Ошибочно полагать, что если в автомобиле установлены все пять видов подушек, то он настолько безопасен, что можно спокойно ездить не пристегнутым. Как показывает практика и различные тесты, airbag несут дополнительную опасность тем, кто не пользуется ремнем безопасности.
Опасность заключается в том, что на раскрытие подушки уходят доли секунд и она, наполняясь азотом занимает большое пространство в салоне. Если водитель пристегнут, то контакт тела приходится на момент, когда мешок уже наполнен и готов к контакту. Если водитель не пристегнут ремнем, то его тело движется навстречу подушке, и оно получает встречный удар, что чревато тяжелыми последствиями. При срабатывании фронтальных подушек есть риск повреждения позвоночника. Не пристегнутое тело будет продолжать движение вперед, а вот голова после контакта с подушкой будет двигаться в обратном направлении.
Аналогичная история и с другими подушками безопасности. Все airbag рассчитаны на то, что водитель остается на месте, а не летит навстречу всем телом. В алгоритм срабатывания подушек безопасности заложен такой пункт, что airbag не должен раскрыться, если водитель не пристегнут. Факт пристегивания можно обойти, так как некоторые водители используют «заглушки» — вставляют их в механизм и для бортовой системы безопасности кажется, что человек пристегнут.
Зная принцип срабатывания подушек безопасности, можно найти и другие ситуации, в которых система принесет дополнительный вред. К таким моментам можно отнести неправильную регулировку сидениям, неправильное положение тела и установку автолюльки на переднее сиденье.
К неправильной регулировке сидений можно отнести близкое расположение водителя к рулю и максимальное отдаление переднего пассажира от панели управления. Такое положение имеет низкую эффективность защиты. Повышается риск тяжелых травм, когда на заднем сидении пассажиры ложатся горизонтально, чтобы поспать. Не стоит задирать ноги на панель на переднем сидении. Оба варианты чреваты более тяжелыми травами, чем при привычном расположении. Люльку на переднее сиденье не запрещено ставить, но на такие случаи стоит отключать подушку безопасности. Для этого устанавливают выключатель на торце панели управления.
Как узнать, срабатывали ли в автомобиле подушки
Подушки безопасности одноразовые и после их срабатывания не все водители устанавливают новые, так как это достаточно дорогостоящее устройство. При ремонте некоторые ставят пустые накладки — те же детали, что и должны быть, но без airbag. Многие продают такие автомобили сразу после восстановления и предыдущего владельца не особо заботит безопасность нового водителя.
Бортовая система предусматривает уведомление, что есть проблема с системой безопасности. Может гореть схематическое изображение, слово «Airbag» или аббревиатура SRS. Мастера могут убрать с панели управления лампочки или установить обманку с подходящим сопротивлением. В таком случае у покупателя не возникнет вопросов к индикатору опасности. Убедиться, установлены подушки безопасности или нет можно с помощью специального оборудования на СТО. Есть и другой, но более трудоемкий способ. Придется демонтировать некоторые элементы отделки салона, что под силу не каждому покупатели, да и не все продавцы согласятся с этим.
Коротко о главном
Подушки безопасности появились во второй половине XX века и постоянно совершенствуются. На современных моделях автомобилей ставят до пяти видов airbag, при этом самих подушек может быть больше десяти.
За раскрытие подушки безопасности отвечает пиропатрон. При срабатывании пиропатрона высвобождается большой объем азота, который заполняет пространство мешка за доли секунд.
Максимальную защиту airbag обеспечивает только в тех случаях, когда водитель и пассажир пристегнуты и находятся в нормальном положении. В машинах, которые побывали аварии и сработали подушки безопасности, airbag обычно не восстанавливают, так как система достаточно дорогая. Проверить наличие подушек безопасности в б/у автомобиле можно на СТО с помощью специального оборудования.
Как поменять передний ступичный подшипник на авто: инструкция, гудит подшипник
Самые надежные авто с пробегом – рейтинг, топ самых надежных бу автомобилей