История BMW
Марка BMW сегодня знакома каждому, кто хоть немного интересуется техникой. Компании более ста лет, за это время в разные эпохи она производила комплектующие для авиационной, автомобильной, сельскохозяйственной промышленности. В наши дни это один из самых больших концернов мира, входящий в сотню крупнейших публичных компаний. Совершим краткий экскурс в историю BMW.
Начало
На рубеже XIX-XX веков промышленность стала развиваться бурными темпами, в том числе и в Германии. Появились первые автомобили и самолеты. В стране уже действовали фирмы Daimler и Benz. В 1913 году немецкий инженер Карл-Фридрих Рапп создает в Мюнхене собственное предприятие по производству авиационных двигателей. Правда, начало вышло скомканным. Уже через год началась Первая мировая война. И если во время нее заказы постоянно поступали, в 1917 году Рапп регистрирует торговую марку Bayerische Motoren Werke, то после поражения Германии в войне в стране было запрещено производство самолетов. Компанию срочно пришлось перепрофилировать.
Достаточно быстро BMW переключилась на производство сельскохозяйственной техники, предметов для дома и деталей для железнодорожного транспорта, в частности, компания стала выпускать тормоза для паровозов. Однако широкую известность в Европе BMW принес Motorrad R 32, первый выпущенный ею мотоцикл, который мог развивать скорость свыше ста километров в час. Наряду с флагманом стали выпускать и одноцилиндровые модели для массового потребителя. Они тоже имели успех, тем более требований было меньше, на управление не требовалось никаких документов. Через год появилась возможность возобновить производство моторов для самолетов, причем летательным аппаратам с двигателями BMW удалось установить десятки рекордов.
Дела у компании шли в гору, что позволило приобрести дополнительные производственные мощности в Айзенахе, и BMW приступила к выпуску автомобилей. В 1928 году с конвейера начали выходить автомашины марки Dixi. Правда они были ничем иным как лицензионной копией автомобиля британского производства Austin 7. Руль перенесли слева направо, была установлена новая трехступенчатая коробка передач, улучшили систему заднего привода. В дальнейшем вышло несколько модификаций автомобиля.
В 1933 году новый этап в развитии компании. Большим подспорьем стало заключение контракта на производство двигателей для самолетов Люфтваффе. В том же году стали выпускать автомобили знаменитой в ту пору трехсотой серии, в частности модель BMW 303, а впоследствии спортивный родстер BMW 328. Производственные мощности увеличиваются еще больше, на средства государства строится еще один завод неподалеку от Мюнхена, стали выпускаться ракетные двигатели. В первые годы Второй мировой войны на заводах BMW трудилось свыше десяти тысяч человек, включая заключенных и остарбайтеров.
После войны
Как и многие другие объекты промышленности Германии, заводы BMW оказались практически полностью разрушенными в ходе бомбардировок авиации союзников. Все уцелевшее оборудование было конфисковано и вывезено за пределы страны. Но компания продолжала свое существование и выживала во много благодаря выпуску мотоциклов и велосипедов. В частности мотоцикл R24 стоил дешевле, чем довоенные модели и в результате на него был большой спрос. Вскоре было налажено производство маломощных автомобилей. В 1951 году был выпущен седан модели 501, а следом за ним 502.
В середине 1950-х годов компания начала понемногу выходить из кризиса благодаря выпуску малолитражных автомобилей. Идею взяли у итальянцев и стали выпускать микролитражку Isetta, причем очень необычной формы. В салон можно было зайти исключительно через одну дверь, которая располагалась в передней части машины. Несмотря на такую форму марка стала очень популярной и за девять лет производства было выпущено свыше 160 тысяч таких автомобилей.
Новым успехом стал выпуск в 1959 году 700-й модели BMW. Автомобиль также был малолитражным, мотор в нем был оснащен системой воздушного охлаждения. Начиная с 1963 года компания стала приносить прибыль. Самый серьезный скачок в ее развитии произошел в 1970-е годы. Именно тогда был налажен выпуск автомобилей знаменитых третьей, пятой и седьмой серий. Филиалы и заводы компании стали появляться в других странах Западной Европы. В 1980-е годы BMW столкнулась с высокой конкуренции со стороны японских компаний по производству мотоциклов, главной проблемой была стоимость рабочей силы. Вскоре в Австрии был открыт завод по производству дизельных двигателей. Компания вышла на рынок Соединенных Штатов Америки и Китая.
Начиная с 1990-х годов больше внимания стало уделяться технологическим новинкам. Многие модели автомобилей были модернизированы. Появлялись бортовые компьютеры, электропривод зеркал и стеклоподъемники, круиз-контроль климатическая система. Широкую популярность приобрели модели компактного кроссовера Х3 и его старшего собрата Х5. Сегодня автоконцерн выпускает более тридцати моделей автомобилей. Большую часть из них можно отнести к представительскому или бизнес-классу, в частности хэтчбек i3, спортивное купе i4 и
кроссовер iX.
BMW и спорт
В гонках принимали участие еще первые мотоциклы BMW. В 1920-е годы особенно популярной была модель R32, которая неоднократно побеждала на мотоциклетных соревнованиях. В 1930-е годы с началом выпуска автомобилей компания стала участвовать и в автогонках. Среди первых была спортивная модель 315/1. Автомобиль разгонялся до 120 километров в час, но главным преимуществом была его устойчивость. Результатом стал успех на Альпийском ралли, а модель 328 выигрывала в кольцевых автогонках Нюрбургринга.
Затем был длительный перерыв и к спорту BMW вернулась только в послевоенное время. Купе 700 RS неоднократно выигрывало различные гонки в Германии. В 1960-х годах компания поставляла моторы для автомашин Формулы-2. Седан 1800 ti/SA побеждал в раллийном чемпионате Германии и 24 часах Спа. В 1970-е годы пришли успехи в престижнейших 24 часах Ле-Мана и Дайтоны. С Формулой-1 у BMW не заладилось с самого начала. Еще на заре 1950-х годов автомобили Eigenbau стали участвовать в чемпионате, но оба гонщика часто сходили с трассы. Эксперимент был признан неудачным, и второй раз компания вернулась в самые престижные кольцевые автогонки уже в новом веке командой BMW Sauber, но вновь неудачно. С 2009 года BMW в Формуле-1 нет.
Логотип и девиз
В пору создания компании ее логотип не имел практически ничего общего с нынешним. В черном круге была изображена фигура черного шахматного коня. В таком виде он просуществовал до 1917 года и впоследствии приобрел уже знакомые всем черты. В том или ином виде логотип сохранился до наших дней. Сначала оставалась черная окружность, дань производству авиационных двигателей. Сегодня окружность белая. Зато поле внутри круга с голубыми и белыми цветами это дань флагу и гербу Баварии. Именно эти цвета были изображены на гербе рода Виттельсбахов, которые правили землей в конце XIX – начале ХХ века.
Сегодня у компании два девиза. Один используется в большей степени внутри страны и звучит как Freude am Fahren, в переводе с немецкого — «С удовольствием за рулем». Во всем мире больше известен девиз на английском языке — The Ultimate Driving Machine, или «Идеальная машина для вождения». Интересно, что в англоязычных странах мотоциклы и машины BMW называют «биммерами». У нас в стране гораздо чаще можно было встретить название «бумер» или «бэха».