Цены на авто в 2024
В течение года стоимость транспортных средств российского производства увеличилась на 44%, о чем сообщила ассоциация РОАД, приведя следующую статистику: в начале 2023 года средняя стоимость легковых авто из России находилась на уровне 865 000 рублей, в начале 2024 этот показатель увеличился до 1 250 000 рублей. Так, например, Toyota Corolla и Kia Rio китайского производства стоят в КНР около 1 000 000 рублей, то же самое касается Jetta VA3. В РФ же подобные модели можно купить аж за 2 200 000 рублей!
Да, 1 250 000 – это средняя цифра, но ее основу составляет Lada Granta, которую продали в количестве 200+ тыс. ед., т. е. больше, чем в случае с другими транспортными средствами. В такой ситуации встает вполне логичный вопрос: «Что будет с ценами на авто в 2024?». В данном материале подобная тему будет рассмотрена более подробно.
Сколько стоит привезти авто из-за границы
На сколько подорожали авто в России
Подорожание автомобилей из Китая было стремительным, так в среднем цены увеличились с 2 500 000 руб. до 3 250 000 руб., то есть примерно на 30%. Первое, что повлияло на такие изменения – повышенный утилизационный сбор, который начал увеличиваться еще в апреле 2023 года. При этом год прошел под знаком увеличения присутствия на рынке китайских марок: была запущена сборка моделей на заводах России и наблюдался повышенный спрос на транспортные средства данного типа. Казалось бы, это должно было привести к снижению цен или их стабилизации, но этого не произошло.
По итогу средняя стоимость нового авто приблизилась к отметке в 3 000 000 руб. Для большей части населения страны – это существенная сумма, поэтому автокредитов в этом году было выдано аж на 1,5 трлн руб. За эти деньги можно приобрести около 2 000 000 недорогих машин марки Lada.
Но как возникли 44% и 30%, которые показывают уровень повышения цен? Ниже представлен подробный обзор.
Примеры
Практически все марки повысили заводские цены в течение года. При этом некоторые сделали это по 2-3 раза. Подобные события произошли на фоне меняющихся условий и повышенного спроса.
Согласно официальным прайс-листам АВТОВАЗа, минимальная розничная цена Lada Granta в течение года увеличилась на 21 600 рублей, то есть на 3%. И действительно, многие дилеры в начале 2024 года предлагали «Гранту» в простой комплектации за 699 900 руб.
Стоимость Niva Travel, которых было продано примерно 47 000 шт., увеличилась с 800 000 руб. до 830 000 руб., т. е. на 3,7%.
С Lada Vesta все немного сложнее – это связано с перезапуском производства обновленной версии NG, а также с продажей «Весты» не по заводским ценам. Однако старая версия авто самим заводом оценивалась в 1 121 900 руб., а новая в минимальной комплектации – в 1 239 900 руб. То есть цена увеличилась на 118 000 руб. или на 10,5%.
Но как обстоят дела с китайскими машинами? Самая популярная модель – Haval Jolion была продана в количестве 48 980 шт. (по данным Минпромторга) или 55 000+ шт. (по данным «Автостат»). Минимальная цена составляла 1 799 000 руб., после чего она увеличилась до 1 849 000 руб., то есть на 2,7%.
Стоит заметить, что причин для повышения заводских цен на 30% или 44% нет. В теории 44% могут быть достигнуты, но для этого Лады нужно сбывать на 200 000 – 500 000 руб. дороже, чем рекомендует завод. Можно сделать вывод, что высокие средние цены – дело рук дилеров, которые хорошо «навариваются» на покупателях.
Цены на Lada Granta
Может показаться, что подорожание Lada Granta происходит быстрее, чем гражданам удается откладывать. Но согласно официальным данным – это не так. С начала продажи (2011 год) и по сегодняшний день на ее приобретение требуется 10-11 средних зарплат. При этом речь идет о моделях в минимальной комплектации и по рекомендованной заводом стоимости.
Однако, зарплаты большинства граждан менялись не по статистике Росстата, а по-другому. Хотя если сравнивать средства, получаемые сотрудниками АВТОВАЗа, их количество увеличилось с 21 500 руб. в 2011 году до 71 700 руб. в 2023 году.
Наиболее серьезные скачки цен произошли в связи с серьезными обстоятельствами. Так в 2015 году случился экономический кризис, а в 2022 году, ради сохранения производства, появилась нужда в поиске комплектующих с помощью сложных схем. После этого рост цен замедлился.
Изменения наполняемости дилерских салонов в РФ
За последние 2 года наполнение дилерских салонов машинами полностью изменилось. Большинство ниш, освобожденных после ухода некоторых брендов из России, были замещены китайскими фирмами.
Этот процесс еще не завершен. В 2024 году можно ожидать появление на рынке новых китайских брендов и моделей (например, MG). Речь также идет и о транспортных средствах, собранных в России. Доля иномарок, сборка которых осуществлялась в РФ в 2022 году, снизилась с 61% до минимальных значений, но после (летом 2023 года) восстановилась до 30%.
К чему все идет
Осенью 2023 года Госдума отклонила законопроект, предусматривающий ограничения цен, выставляемых дилерами. Сдерживать цены принудительно никто не хочет, т. к. это не рыночный подход, и правительство отдает предпочтение другим способам.
Увеличение размера утилизационного сбора было введено по следующим причинам: чтобы предоставить производителям из РФ ценовое превосходство на внутреннем рынке, а иностранные компании мотивировать на сборку транспортных средств на территории страны. Пошлины на авто, ввозимые из РФ, значительно выше, чем на машинокомплекты – сборка в РФ позволяет сделать отпускные цены значительно ниже.
Также на размер утильсбора влияет локализация – чем большее количество комплектующих российского производства используется, тем меньше пошлина. Чтобы компании из Китая придерживались подобных принципов, в ближайшие несколько лет будет принят законопроект, согласно которому фирмы, собирающие машины в РФ, должны будут использовать электронику местного производства.
Это, в конечном счете, окажет определенное действие на розничные цены. Хотя вряд ли стоимость транспортных средств снизится, но цены однозначно будут расти гораздо медленнее. Отметки в 30-40% не стоит ожидать в этом году, т. к. покупатель на данный момент платит с трудом.
Также влияние должна оказать конкуренция между компаниями из КНР. Почему Jolion показал такие хорошие продажи? Потому что это самый недорогой кроссовер среди иномарок.
Параллельный импорт авто в РФ
Минпромторгом России был продлен параллельный импорт авто до 2027 года.
Также до этого времени будет действовать упрощенная схема оформления ввозимого транспорта. Поставщиков не обяжут предоставлять сертификаты о проводимых испытаниях, чтобы получить одобрение типа ТС (ОТТС). Как и раньше, будет необходимо только свидетельство об оценке конкретного транспортного средства (ЗОЕТС). Таким образом затраты поставщиков снизятся, а процесс ускорится. Однако речь идет только о тех авто, которые внесены в список Минпромторга. В перечне нет ни одной марки из КНР, так что ввести параллельным импортом можно будет BMW X5, а вот Geely Monjaro – нет.
В целом, на данный момент можно без проблем ввести любое транспортное средство, оформив его на физическое лицо.
Изменения в правилах растаможки в России после 1 апреля
Процент иномарок, которые были ввезены в страну по параллельному импорту в 2023 году, по оценкам экспертов достиг, – 13%, т. е. более 130 000 экземпляров. Одних только моделей марки Haval было продано около 112 000 шт.
Если говорить об авто, оснащенных системой ЭРА-ГЛОНАСС, то среди лидеров выделяются Toyota и Volkswagen. А самыми популярными моделями являются Volkswagen Jetta (6 000+ шт.), Toyota Camry (2 630+) и Mazda CX-4 (2 208 шт.). Однако важно понимать, что в этом случае в учет не шли китайские бренды, которых также было ввезено немало.
Как оплатить старый штраф – не получается оплатить штраф, что делать, инструкция
Загорелся значок ABS – что делать, загорелась лампа АБС, что значит