Сажевый фильтр на дизеле – что это такое
Сажа – одна из основных составляющих выхлопа дизельного мотора. Однако инженеры выяснили, что от нее необходимо избавляться, т. к. она причиняет вред экологии. Именно по этой причине и был разработан специальный элемент – сажевый фильтр. В странах Европы подобными изделиями начали оснащать авто еще в начале 2000-х. Итак, в данном материале будут рассмотрены вопросы о том, что такое сажевый фильтр, как он работает, как его чистить и менять.
Как мыть машину на мойке самообслуживания
Что такое сажевый фильтр в дизельном авто
Сажевый фильтр представляет собой специальное устройство, которое предназначено для задерживания сажи из выхлопных газов. Больших отличий от других фильтров у него нет, т. к. сажа – это твердые частицы углерода небольшого размера. Деталь имеет вид «сита», однако, если сравнивать ее с другими типами фильтров, она считается многоразовой и поддается восстановлению.
Старые транспортные средства могут быть не оснащены подобными элементами. В то же время, чтобы модель соответствовала стандартам Евро-5 и Евро-6, он необходим. Единственное исключение – удаление фильтра самим владельцем машины. Для чего проводят подобную манипуляцию будет рассказано далее.
Как выглядит сажевый фильтр
Вид сажевого фильтра может меняться в зависимости от конструкции выхлопа машины. В некоторых случаях он представляет собой отдельную деталь системы выпуска отработавших газов и выглядит, как обычный «бочонок» глушителя или резонатора, который расположен на трубе перед ними. Однако в большинстве случаев данный элемент совмещен с каталитическим нейтрализатором. В этом случае система выполняет сразу несколько задач и визуально сажевый фильтр не так просто обнаружить.
Как понять, что забился сажевый фильтр
Основной симптом, характерный для забитого фильтра, – снижение тяги мотора. Это связано с уменьшением пропускной способности каналов фильтра и всей выхлопной системы. При высоком уровне засорения (больше половины), бортовая система это обнаружит и на приборной панели появится соответствующий индикатор. Чаще всего он представляет собой корпус фильтра (прямоугольник) с наполнителем в виде шариков внутри. Дополнительно на экране может появиться сообщение о неисправности.
Как происходит восстановление сажевого фильтра
После того как каналы фильтра забьются, пропускная способность выхлопной системы ухудшится, что скажется на работе мотора. Это связано с тем, что газы не будут отводиться с такой же эффективностью, как раньше. Замена фильтра – сложный процесс, поэтому инженеры разработали специальный метод его восстановления. В этом случае используется высокая температура, с помощью которой происходит выжигание частиц сажи из фильтра. Процесс может быть выполнен 3-мя способами, которые будут рассмотрены ниже.
Пассивная регенерация
Пассивная регенерация имеет подобное название, т. к. обычно водителю не приходится выполнять сложных действий. Чтобы дожечь сажу, достаточно поднять температуру в фильтре до 600°C. При обычной работе двигателя под нагрузкой достичь температуры не составит труда. Чтобы выполнить пассивную регенерацию, необходимо поднять обороты ДВС не менее чем на 2500 об/мин и дать поработать машине 20+ мин. При частой езде по трассе сажа дожигается еще до засорения фильтра, такая же ситуация наблюдается и у водителей «дизелей» с МКПП, которые раскручивают мотор до высоких оборотов. Стоит отметить, что для большинства дизельных авто в этом нет необходимости.
Обычному водителю можно без проблем запустить механизм пассивной регенерации. Для этого достаточно проехаться по пустой дороге/трассе около 30 минут при оборотах двигателя 2500 об/мин.
Активная регенерация
Активная регенерация предусматривает целенаправленный запуск механизма самоочистки. Обычно участие водителя также не требуется, т. к. все действия за него выполняет ЭБУ после сигнала о засорении, полученного от датчиков. В этом случае подается команда на впрыскивание большего количества топлива. «Лишняя» солярка догорает в выхлопной системе, способствуя повышению температуры. Подобный режим запускается не на продолжительный период, а только на то время, которое необходимо для очистки фильтра. В некоторых фильтрах (типа FAP) температура повышается с помощью специальных присадок, обычно подобное встречается в машинах французского производства.
Принудительная регенерация
Если обобщить, то и активную регенерацию можно отнести к принудительной, т. к. процесс запускается искусственно. Принудительная регенерация представляет собой режим, который запускается при помощи диагностического устройства. В этом случае обороты мотора поднимаются до 2000-2500 об/мин и для этого не нужно нажимать на педали.
Что делать, когда регенерация оказалась неэффективной
Через время происходит значительное снижение эффективности самоочистки, особенно в случае износа двигателя. В такой ситуации необходимы более кардинальные меры. Чаще всего используют 3 способа.
Промывка
Для промывки системы используется специальный химический состав в виде щелочного раствора. При этом все действия выполняются на снятом фильтре. Процесс выглядит следующим образом: корпус фильтра наполняют раствором и оставляют на 8-10 часов или на всю ночь, после этого жидкость выливают, а деталь устанавливают обратно.
В некоторых сервисах на СТО выполняют идентичные действия, но уже без снятия фильтра. В этом случае используют пистолет с изогнутым соплом. Как только мотор и система выхлопа будут прогреты, датчик, расположенный на корпусе сажевого фильтра, снимается, после чего используется пистолет. С его помощью на деталь подается жидкость для промывки. Подобный метод считается довольно эффективным.
Если же желания посещать сервис нет, то можно выполнить операцию самостоятельно, используя для этого химию в баллончиках. Но важно понимать, что такой способ не дает 100% гарантии положительного исхода.
Замена старого фильтра
Замена старого фильтра на новый – это самый простой и эффективный способ решения проблемы, однако важно понимать, что он самый дорогостоящий. В этом случае цена может быть очень внушительной, например, в случае с моделями Touareg или Tiguan от Volkswagen за хороший фильтр придется отдать от 150 тыс. руб. Если же брать б/у в неплохом состоянии, то понадобится не менее 30 тыс. руб., при этом водитель не будет иметь представления о том, сколько он прослужит. Данный фактор становится причиной того, что на замену соглашается очень небольшое количество автовладельцев.
Удаление из системы
Самый востребованный метод избавления от проблемы – удаление сажевого фильтра из системы. То же самое касается и дорогостоящих катализаторов. Подобный подход приводит к нанесению ущерба экологии, но не каждый владелец «дизеля» готов потратить внушительную сумму только ради того, чтобы его машина удовлетворяла нормы Евро-6.
Кроме обычного механического удаления фильтра, также понадобится и программное. В противном случае электронный блок управления не будет понимать, что случилось, поэтому перейдет в аварийный режим, выдав соответствующую ошибку. Иногда коррекция программы управления выполняется очень просто. Речь идет о случаях, когда мастер уже работал с аналогичной моделью и у него есть новая прошивка, в которой уже не предусмотрен сажевый фильтр.
В любом случае лучше всего обратиться за помощью в специализированные сервисы, в которых специалисты ранее работали с автомобилями подобного типа и знают, как безопасно и эффективно провести процедуру корректировки ПО. В конце еще раз стоит отметить, что при удалении сажевого фильтра выхлоп автомобиля становится значительно токсичнее, поэтому легально пройти техосмотр будет проблематично.
Важная информация
Сажевый фильтр представляет собой одну из частей выхлопной системы дизельного автомобиля. Его основная задача – очистка газов от сажи.
Фильтр является многоразовым, однако он часто забивается и требует соответствующего обслуживания.
Один из эффективных способов очистки – пассивная регенерация. В этом случае необходимо на протяжение минимум 20 мин. держать обороты на отметке более 2500 об/мин. Однако в большинстве случаев ЭБУ самостоятельно запускает программу дожига сажи.
Удаление из системы сажевого фильтра – популярная у водителей процедура, которая выполняется, когда регенерация не дает положительных результатов. Однако важно понимать, что такой подход серьезно вредит экологии и не позволяет легально пройти техосмотр.
Где брать автокредит, в банке или салоне – инструкция, как правильно брать машину в кредит