Какое давление должно быть в шинах автомобиля
Каждый водитель должен знать, какое давление в шинах автомобиля. Таблицу с рекомендованными показателями можно найти в любой современной машине. Данные указаны в проеме двери, либо на лючке бензобака. Зачастую данные давления в шинах сверяют только во время сезонного шиномонтажа. Это ошибка. Контролировать давление нужно куда чаще, так как показатель непостоянный.
В материале расскажем, какое нормальное давление в шинах в летнее и зимнее время, как правильно измерять показатель и что будет, если неправильно накачать колеса.
Как вернуть налог за обучение в автошколе: инструкция, документы
Как поставить на учёт прицеп, если нет машины – советы, юридическая помощь
Чем измеряют давление в шинах автомобиля
Давление — сила, с которой газ или жидкость воздействует на единицу площади поверхности. Для определения давления используют специальные приборы — манометры. Их используют в различных пневматических и гидравлических системах, поэтому разновидностей манометров много. При всем разнообразии компактных моделей для автомобильных шин, их можно разделить на две группы по способу отображения данных:
аналоговые;
цифровые.
Цифровые манометры оснащают жидкокристаллическим дисплеем, на который выводится определенное значение давления. В большинстве случаев такие приборы мембранные.
У аналоговых манометров есть круговая шкала со стрелкой. Указатель приводится в движение рычагом, связанным со специальной трубкой или мембраной. При измерении давления трубка или мембрана деформируются под воздействие воздуха. Чем выше давление, тем сильнее деформация. По окончанию измерения деформация исчезает и стрелка возвращается в нулевое положение пружиной или вручную, нажатием на специальную кнопку.
Оба прибора показывают достаточно точные значения давления, но принято считать, что цифровые имеют меньшую погрешность. Показания с дисплея считывать удобнее. Аналоговые манометры выигрывают в неприхотливости и прочности. Стрелочным приборам не требуются батарейки или аккумулятор для работы, с жесткими условиями эксплуатации они справляются лучше.
Некоторые современные автомобили оснащаются датчиками давления прямо с завода. В таких случаях измерительный прибор будет вмонтирован в каждый диск. Датчик передает информацию о давлении в режиме реального времени по беспроводной связи. Данные отображаются в специальном разделе меню бортового компьютера. Это удобно. Водителю остается только сверять показатель с заводской таблицей.
В качестве альтернативы некоторые производители предлагают неоригинальные системы, которые будут передавать данные о давлении. Такие системы состоят из датчиков давления для каждого колеса, которые передают результаты измерений на отдельный приемник. Приемник представляет собой небольшую «коробочку» с экраном, на котором отображаются отчеты по каждому колесу. Подключить питание можно через USB-разъем или прикуриватель. Есть еще модели, работающие от батареек.
Некоторые автомобили оснащаются системами «контроля давления», не измеряющие его непосредственно. Такие системы ориентируются на данные с датчиков ABS, которые показывают скорость вращения каждого колеса. Когда в колесе падает давление, то меняется диаметр шины. Из-за этого возникает разность в скорости вращения колеса. По таким неточностям электроника сигнализирует о проколе. Это хороший помощник, но такая система не позволит узнать точное давление в шинах.
В чем измеряется давление в колесах
В международной системе измерений для давления существует специальная величина — Паскаль (Па). 1 Па равен 1 Н/м2, но эта размерность у автопроизводителей почти не встречается. По какой шкале измерять давление в шинах производители ТС определяют сами.
Американские компании обычно используют Psi (фунт/дюйм2). Европейским и японским концернам ближе бары (bar), имеющие ту же размерность, что и Паскали. 1 bar равен 100 000 Па.
Более привычная нашему восприятию «Атмосфера» (АТ) на шкале измерительных приборов отсутствует. Если сравнивать разные системы измерений, то 1 атмосфера примерно равна 1 бару. Поэтому в этом случае использовать формулу пересчета не потребуется. С американской системой измерений все несколько сложнее. Если округлить, то 1 psi равен 1 bar/14,5.
Для удобства пользователей собрали коэффициенты для пересчета измерений.
|
Bar |
Psi |
AT |
1 Bar |
— |
14.5 |
— |
1 psi |
0,07 |
— |
0,07 |
1 AT |
1 |
14,2 |
— |
Какое давление должно быть в шинах летом и зимой
Каждый производитель автомобиля рассчитывает оптимальное давление для каждой модели и марки. На показатель влияет множество факторов. Среди них:
развесовка машины;
особенности конструкции и настройки подвески;
размерность штатно устанавливаемых колес;
возможность загрузки автомобиля.
Информация о допустимых значениях давления крайне важна. Поэтому ее прописывают не только в инструкциях, но и дублируют на технологических табличках. Производитель устанавливает таблички в двух наиболее популярных местах: проем водительской двери и внутренняя сторона лючка бензобака.
Заводская табличка о допустимом давлении в шинах достаточно информативна. В ней учитывают не только штатный режим эксплуатации, но и наиболее популярные настройки ходовой части. Разобраться с оптимальным давлением в колесах машины можно на конкретном примере.
В левом столбце на фото выше указаны все размеры колес, которые можно устанавливать на эту модель авто. Среди всех вариантов можно найти тот, который подходит под установленные колеса в данный момент. Первая цифра означает ширину, вторая высоту профиля в процентах от ширины. Число после буквы R указывает о посадочном диаметре шины в дюймах. Ко второму и третьему столбцу обратимся позднее. Там указано оптимальное давление в шинах для передней и задней оси. Для определения оптимального давления стоит учесть, сколько человек обычно ездит в машине и много ли вещей находится в багажнике. Если обычно в авто находится 1-2 человека и пару сумок в багажнике, то нужно обратить внимание на пиктограмму с двумя схематическими фигурами. Если пассажиров обычно больше или вы часто перевозите тяжелые вещи, например, приборы и инвентарь, то лучше обратить внимание на пиктограмму с четырьмя фигурами.
Исходя из данных примера, в таблице указали оптимальное давление в шинах, которое стоит взять за основу.
Сезонность |
Размер колес |
Обычная загрузка |
Оптимальное давление в колесах |
зимняя резина |
176/64 R15 84H M+S |
один человек и одна легкая сумка |
2,4 bar или 35kPa на передней оси 2,2 bar или 32 kPA на задней оси |
летняя резина |
195/55 R16 87W |
один человек и одна легкая сумка |
2,4 bar или 35kPa на передней оси 2,2 bar или 32 kPA на задней оси |
В данном случае давление в зимних шинах, такое же, как и в летних, но чаще рекомендации в зависимости от сезона меняются.
Для легкового автомобиля рекомендованные показатели давления обычно не опускаются ниже 2 бар и не превышают 2,8 бар.
От чего зависит давление в шинах
В зависимости от температуры окружающей среды газ расширяется или сжимается. Это особенность приводит к тому, что зимой давление в колесах падает, а в летнее время наоборот — растет. На давление в колесах влияет не только температура окружающей среды, но и скорость и манера вождения. Покрышки, а соответственно и воздух в них, нагреваются от трения с дорогой, деформации резины в процессе движения. Если измерить давление в колесах сразу после поездки, то результат будет выше относительно среднего значения.
Самое точное значение давления в шинах можно получить на «холодных» покрышках, то есть до начала движения машины. Исключение составляют те случаи, когда автомобиль длительное время находился в помещении, в котором температура воздуха существенно отличается от уличной. В этом случае необходимо учесть небольшую поправку в 0,2 бар в сравнении с табличным значением. Перекачивать шины необходимо зимой, если машина находится на теплой парковке, а на улице сильный мороз. В теплое время, если машина находится в прохладном гараже, лучше недокачивать шины.
Как и чем накачивают шины
Для накачивания шин используют механический насос или электрический компрессор.
Самый простой насос — ножной. Он выполнен в виде баллона с педалью и встроенным аналоговым манометром. Меньшую распространенность получили ручные насосы, где поршень приводится в движение за счет нажатия на рукоять двумя руками.
При использовании механического насоса для накачивания колес потребуется придерживаться следующего алгоритма:
открутить колпачок ниппеля на колесе;
зафиксировать на ниппель штуцер насоса;
нагнетать воздух до тех пор, пока манометр не покажет нормальное давление (можно незначительно превысить верхнее значение, если при отсоединении насоса происходит кратковременный выход воздуха из шины);
отсоединить насос;
закрутить колпачок на ниппеле.
Сама процедура несложная, но из-за привода сам процесс отнимет много времени и сил.
Электрические компрессоры заметно облегчают процесс накачивания колес. Мобильные приборы работают от основного питания автомобиля в 12 Вольт. Обычно используется один из двух способов подключения: «крокодилы» на аккумуляторные клеммы или вилка, вставляется в гнездо прикуривателя.
При накачивании колес алгоритм действий будет схож с предыдущим:
подключение компрессора к бортовой сети;
крепление штуцера на ниппеле;
включение подачи воздуха;
отключение компрессора при достижении нужного давления в шине;
отключение компрессора от сети.
Как правило механический и электрический насосы отличаются штуцерами. Механические насосы оснащены быстросъемными штуцерами. Для подключения достаточно надеть его на ниппель и повернуть рычажок. Сам механизм обжимает ниппель, за счет чего достигается герметичность соединения и заодно открывается обратный клапан ниппеля, что облегчает закачку воздуха.
Максимальное давление, развиваемое компрессором, будет выше, поэтому такой формат сцепления считается ненадежным. Обычно у электрических насосов штуцер накручивается на ниппель. Это дольше, но зато надежнее.
Для использования электрических компрессоров есть еще одно ограничение. Лучше накачивать колеса при работающем двигателе. Во-первых, напряжение в бортовой сети будет выше и соответственно, электронасос будет качать лучше. Во-вторых, при заглушенном моторе велика вероятность разряда аккумулятора. Компрессор потребляет много электроэнергии.
Что будет, если ездить с неправильным давление в колесах
Шины выступают связующим звеном между автомобилем и дорожным покрытием. Характеристики шин напрямую зависят от того, как они накачаны. Настройка всех систем автомобиля заточена под определенное давление в колесах. Поэтому ожидать привычной динамики, управляемости и тормозного пути можно только при поддержании рекомендованных производителем значений.
Важно помнить, что добиться полной герметичности колесного диска невозможно. Воздух может понемногу выходить из ниппеля, вдоль обода колеса и даже через микротрещины в резине. Учитывая это, необходимо проверять показатель давления в шинах перед каждой длительной поездкой или хотя бы один раз в неделю. При необходимости давление снижать или увеличивать. Этот график актуален как для зимнего, так и летнего времени.
Давление в шинах стоит внимательно отслеживать, так как недокачанные и перекачанные колеса могут привести к неприятным последствиям. Неприятности из-за расхождения в давлении представлены в таблице.
Недокачанные колеса |
Перекачанные колеса |
ухудшение реакций автомобиля на повороты руля |
снижение комфорта при езде |
снижение курсовой устойчивости |
увеличение тормозного пути |
повышенный расход топлива |
ухудшение сцепных свойств шин |
ускоренный износ резины |
дополнительная нагрузка на элементы подвески, снижение их ресурса |
риск разбортирования колеса в поворотах |
|
большая вероятность повредить диск при попадании колеса в яму |
|
Не для всех дорожных покрытий свойственны эти неприятности. При езде по бездорожью, снижение давления в шинах наоборот будет полезным, в особенности на сыпучих и мягких покрытиях — в песке, на снегу, в грязи. При движении на таком покрытии приспущенные колеса будут словно «обволакивать» неровности, при этом не «Закапываться» в нестабильную почву.
Можно визуально понять, что вы длительное время ездите с неправильным давление в шинах. Об этом свидетельствует неравномерный износ протектора. На постоянно перекачанной резине сильнее стирается центральный участок. На полуспущенной резине больше всего изнашивается внешняя и внутренняя часть протектора.
Коротко, о главном
Давление в покрышках измеряют с помощью манометра. Большинство приборов показывают измерение давление в bar или psi.
Для каждого автомобиля устанавливается свое оптимальное давление. Его показатель может меняться в зависимости от размера шин, загрузки машины и режимов движения. Рекомендованные параметры давления указывают в инструкции или прямо на автомобиле. До какого значения стоит накачивать колеса можно прочитать в дверном проеме со стороны водителя или на лючке бензобака.
В зимнее и летнее время давление в автомобильных шинах может отличаться, если на машину устанавливают комплекты колес, отличающихся по размеру. Зимнюю резину стоит накачивать сильнее, если это происходит в теплом месте.
Давление в шинах необходимо регулярно проверять и при необходимости корректировать. Если давление не оптимальное, то автомобиль теряет в управляемости, а сами шины изнашиваются быстрее.
Как выбрать пуско-зарядное устройство
Топ-8 Лучших портативных воздушных компрессоров и накачивателей шин