Как выбрать пуско-зарядное устройство
В минимальный набор рабочих инструментов автомобилистов входит домкрат, компрессор, набор ключей. В этот список стоит включить и пуско-зарядное устройство. Аппарат будет незаменим особенно во время сильных морозов, когда водители нередко испытывают проблемы с аккумулятором и запуском двигателя.
Выбираем дворники для своего автомобиля
В этой статье расскажем, как выбрать и на что обратить внимание при выборе надежного пуско-зарядного устройства.
Тип устройства
Все устройства, рассмотренные в этой статье, делятся на три основных типа: зарядные, пусковые и пуско-зарядные. Далее подробно о каждом типе аппаратов.
Зарядное устройство
Зарядное устройство (ЗУ) используется исключительно для профилактического обслуживания и зарядки севших аккумуляторных батарей. Конструктивно представляет собой небольшой блок, который подключается к сети 220 вольт. От блока отходит пара зажимов, которые подключаются непосредственно к аккумулятору. При выборе зарядного устройства необходимо узнать, какой рабочий ток требуется установленному на автомобиле аккумулятору. Исходя из этого параметра и делается выбор зарядного устройства.
Сами ЗУ подразделяются на две группы по регулировки тока зарядки:
автоматические;
неавтоматические.
Автоматические или интеллектуальные стоят дороже и обычно отличаются компактностью. Их отличительная особенность в том, они могут самостоятельно определить емкость и рабочее напряжение аккумулятора. Нет возможности вмешиваться в процесс зарядки. У некоторых моделей есть индикаторы напряжения на клеммах, степени заряда и других показателей.
На неавтоматических зарядных устройствах можно самостоятельно устанавливать рабочие параметры — ток и напряжение. Стоять обычно дешевле автоматических. Можно использовать для севших в «ноль» АКБ. Устройство нельзя оставлять без контроля, так как есть риск перезарядить аккумулятор.
Водителям-новичкам лучше остановить свой выбор на автоматических зарядных устройствах. Аппарат сам подберет параметры зарядки и вам не придется вникать в технические нюансы. Не стоит покупать самые бюджетные автоматические ЗУ. Дешевые гаджеты могут некорректно выставлять ток и напряжение, а вся индикация сводится к паре светодиодов.
Неавтоматические зарядные устройства идеально подойдут для опытных водителей, которые прекрасно ориентируются в моделях и эксплуатационных характеристиках АКБ. Грамотная регулировка параметров позволяет выполнять ускоренный или щадящий заряд.
Пусковое устройство
Пусковое устройство (ПУ) представляет собой портативную батарею, которую можно заряжать от электросети 220 вольт или бортовой сети другого автомобиля. Конструктивно в ПУ входит полноценная батарея, предназначенная исключительно для запуска двигателя, так как способна выдавать большие токи вплоть до 1500 ампер. При выборе аппарата необходимо обращать внимание на номинальный ампераж. Большее значение позволит запускать моторы большего объема.
По внутренней начинке пусковые устройства делятся на две группы:
конденсатные;
аккумуляторные.
Первые отличаются компактными размерами, имеют максимальный ресурс циклов зарядки-разрядки до 10 000. Конденсатные ПУ можно использовать для запуска объемных дизельных моторов. Пусковое устройство может подзаряжаться остаточным зарядом АКБ автомобиля. По цене они достаточно высоки и одного накопленного заряда обычно хватает на одну попытку запуска. К минусам относится снижение уровня заряда при хранении аппарата.
Аккумуляторные ПУ представлены классическими аккумуляторами. Они отличаются доступным ценником и возможностью делать несколько попыток запуска. Однако аккумуляторные устройства требуется подзаряжать от сети минимум 20-30 минут.
В таблице приведены плюсы и минусы каждого из устройств.
|
Конденсатные ПУ |
Аккумуляторные ПУ |
Плюсы |
возможность зарядки «на месте» от севшей АКБ |
бюджетная стоимость |
|
высокие пусковые токи для реанимации двигателя |
возможность совершить несколько попыток пуска с одного заряда |
|
работа в широком диапазоне температур |
поддержка разъемов для зарядки периферийных девайсов |
|
долгий срок службы и большое количество циклов запуска |
|
Минусы |
высокая стоимость |
чувствительность к перепадам температур |
|
необходимость перезаряжать после каждой попытки запуска |
долгая зарядка от сети |
|
быстрый саморазряд |
невысокий ресурс числа циклов зарядки-разрядки |
Пуско-зарядное устройство
Пуско-зарядное устройство (ПЗУ) комбинирует в себе функционал двух вышеописанных девайсов. По размерам ПЗУ различаются от компактных формата Power-bank, до приборов размером с чемодан. Последние предназначены для автосервисов.
Эксплуатационные характеристики
Вне зависимости от того, какой тип устройства вы планируете покупать, в обязательном порядке нужно учитывать рабочие параметры девайса с типом автомобильного аккумулятора или нескольких, при наличии двух и более авто. Неправильно подобранное ПЗУ грозит повреждением аккумулятора или пожароопасной ситуацией.
При выборе ПЗУ важно учесть следующие параметры:
напряжение автомобильного аккумулятора;
напряжение питания;
максимальный и минимальный токи заряда;
максимальная потребляемая мощность;
предпусковая зарядка;
емкость встроенной батареи;
максимальный и минимальный пусковые токи.
С напряжением автомобильного аккумулятора проблем не должно возникнуть. ПЗУ должно поддерживать рабочее напряжение бортовой сети вашего ТС:
6 вольт — мотоциклы;
12 вольт — легковые автомобили;
24 вольта — грузовые ТС.
Зарядное устройство может поддерживать несколько рабочих напряжений, включая нестандартные. Например, для подзарядки батарей напряжением 3,7 или 7,4 вольта.
Параметр напряжение питания показывает требуемое напряжение сети для зарядки ПЗУ или ЗУ. Обычно, устанавливается стандартное напряжение в 220 вольт. В продаже есть устройства, которые актуальны для часто путешествующих или водителей, которые много времени проводят в дороге. У таких девайсов рабочее напряжение 12, 16 или 24 вольт.
Для каждого типа АКБ важно подобрать правильный ток заряда. Для расчета, берут правило, что ток заряда должен быть до 10% от емкости аккумулятора. Если емкость АКБ 60 Ач, то для заряда подойдет ток в 6 А.
У большинства легковых автомобилей и микроавтобусов установлены аккумуляторы емкостью до 80 Ач. Соответственно. Для заряда АКБ будет достаточно устройств с максимальным током до 9 А. для тракторов и строительной техники может понадобиться девайс с рабочим током 14-30 А. Перед постановкой аккумулятора на зарядку нужно изучить маркировку АКБ. Обычно в ней указывает требуемое значение тока.
Превысить отметку в 10% от емкости аккумулятора допустимо. Порог обычно превышают для быстрой зарядки. Стоит помнить, что не все АКБ рассчитаны на быстрый заряд. Есть риск заметно уменьшить ресурс аккумулятора. Обслуживаемые АКБ не стоит заряжать дома, так как в процессе пополнения заряда образуются токсичные газы.
Критерий максимальная потребляемая мощность показывает, сколько ватт потребуется ЗУ при работе на максимальном токе. Знать показатель важно для расчета и оценки электропотребления, особенно если вы часто заряжаете АКБ.
Предпусковая зарядка — специальный режим с подачей токов величиной до 70% от емкости АКБ для ускоренной зарядки. Есть ограничение по времени такого заряда. Не рекомендуют заряжать в ускоренном темпе более 30 минут.
Емкость встроенной батареи актуальна для пусковых и пуско-зарядных устройств. Чем выше емкость, тем больше попыток запуска двигателя можно произвести. Стоит помнить, что с увеличением емкости устройства, увеличиваются габариты, вес и стоимость. Стандартные значения находятся в диапазоне 10-20 Ач. Более дорогие устройства могут предложить емкость до 25 Ач. Емкости в 10 Ач обычно хватает на 30 пусков, 20 Ач — порядка 60.
При покупке пускового устройства обязательно обращайте внимание на максимальный и минимальный пусковые токи. Параметр подбирается в зависимости от типа мотора (дизельный или бензиновый) и его объема. В первую очередь обратите внимание на пиковое токопотребление стартера вашего ТС.
Для большинства легковых автомобилей мощность стартета составляет 3-4 кВт, а ток запуска двигателя 200-280 А. соответственно, у пускового устройства эти показатели должны быть выше. Такие цифры актуальны для плюсовой температуры. С понижением температуры к базовым показателям стоит прибавлять еще 30-50% в зависимости от окружающей среды. В зимнее время ПУ должно выдавать до 350 А.
Для дизельных моторов обычно требуются токи от 300 А, а в серьезные морозы до 550 А.
Для более быстрого ориентирования в выборе максимального пускового тока ПУ можно воспользоваться таблицей ниже. В ней учитывается объем двигателя.
Есть еще один способ выбора мощности устройства — максимальный ток запуска ПУ подбирают в зависимости от емкости аккумулятора, умножив ее на три.
Тип и объем двигателя |
Максимальный пусковой ток ПЗУ, А |
бензиновый до 2 литров |
300 |
дизельный до 2 литров |
400-600 |
бензиновый до 4 литров |
400-600 |
дизельный до 3,5 литров |
600-800 |
бензиновый до 6 литров |
600-800 |
дизельный от 4 литров |
800 и более |
бензиновый от 6 литров |
800 и более |
Дополнительные функции
Выше рассмотрены основные параметры, на которые стоит обратить внимание при покупке девайса. Повысить удобство и безопасность ПЗУ могут всевозможные дополнительные опции:
индикация рабочих процессов — выполняется в виде светодиодов, шкалы значений или полноценного дисплея, чем информативнее индикация — тем проще контролировать заряд АКБ;
защита устройства — в девайс может быть встроена защита от короткого замыкания, перегрузки, перегрева, переплюсовки и других, чем больше вариантов защиты, тем ниже риски повредить прибор по неосторожности;
дополнительные разъемы — некоторые модели ПЗУ и ПУ имеют дополнительные USB-выходы, через которые можно заряжать другие девайсы;
десульфатация — устройства с такой опцией могут восстановить пластины и электролит некоторых АКБ;
встроенный фонарик — повышает уровень комфорта при использовании устройств в темное время;
функция памяти — позволяет сохранить настройки цикла заряда после кратковременного отключения электричества.
Наличие дополнительных опций повышает стоимость девайса.
Варианты выбора
Зарядные устройства подойдут автолюбителям для стационарного использования в гараже. Подключив девайс к сети 220 вольт вы сможете зарядить или даже восстановить слегка изношенный аккумулятор. Неопытным водителям лучше присмотреться к качественным автоматическим ЗУ. Если вы хотите полностью контролировать процесс, то нужно искать зарядные устройства с ручной регулировкой. При зарядке всегда учитывайте напряжение бортовой сети вашего авто.
Пусковые устройства аккумуляторного типа помогут избежать проблем, если основной аккумулятор сел и нет возможности завести авто. Такие ПУ длительное время сохраняют заряд и позволяют использовать несколько раз подряд на одном заряде. Благодаря компактным размерам, много места в машине пусковое устройство не займет.
Для легковых автомобилей подойдет ПУ с пусковым током до 400 А. этого будет достаточно как для теплого, так и холодного времени года. Для дизельных автомобилей и авто с большим объемом бензинового двигателя, лучше выбирать устройства с пусковым током до 500А. Емкость встроенного аккумулятора желательно выбрать от 10 Ач, чтобы реже подзаряжать устройство.
Пуско-зарядные устройства — универсальный вариант, как для поездок, так и для гаражного использования. Стоят они дороже, но если вы имеете несколько авто или часто ездите, то ПЗУ станет незаменимым гаджетом в вашем инвентаре.
Замена рулевой рейки – что это, как работает, что делать, если сломалась