Как оформить фаркоп на легковой автомобиль
У водителей, которые планирует ездить с прицепом, одним из самых распространенных вопросов становится: нужно ли регистрировать фаркоп. Особую актуальность вопрос получил после ужесточения надзора за кустарными доработками машин.
В материале расскажем, как сегодня проводится регистрация фаркопа, в каких случаях ее нужно сделать, какие документы потребуются и есть ли шанс узаконить фаркоп, если он не предусмотрен конструкцией автомобиля.
Почему гнёт клапаны при обрыве ремня ГРМ и как этого избежать
Что такое фаркоп
Правильное название фаркопа — тягово-сцепное устройство или ТСУ. Это один из элементов дооснащения машины. По сути, фаркоп представляет собой своеобразный крюк с шаром на конце, реже проушина, на элементе силовой структуры кузова. Используется он только с одной целью — крепеж и буксировка прицепа. Это может быть, как небольшой прицеп с целью перевозки мусора, мотоцикла, стройматериалов и других небольших предметов, так и для крепления большого дома на колесах.
Существует много конструкций фаркопа. Для крепления с кузовом используют болтовое соединение, сварку или быстросъемные конструкции. Некоторые модели оснащены электроприводом и возможность регулировки по высоте. Вне зависимости от выбранной конструкции фаркопа к нему проводится дополнительная электропроводка. Она необходимо для обеспечения работы фонарей прицепа, которые дублируют работу задней оптики автомобиля. Провода «врезаются» в бортовую сеть. Они идут либо в комплекте, либо покупаются отдельно.
Для вождения автомобиля с прицепом может понадобиться отдельная категория прав. Категорию ВЕ открывают в том случае, если масса буксируемого прицепа превышает 750 килограмм. Сам прицеп потребуется поставить на учет. Это не сложная процедура и проводится также быстро, как и регистрация легкового автомобиля.
На какие машины можно установить фаркоп
Некоторые автопроизводители разрабатывают машины таким образом, что их базовая конструкция уже предусматривает установку фаркопа. При этом наличие самого ТСУ не имеет значения. Его могут установить, как на конвейере, так и позже. Главное, что конструкция автомобиля рассчитана на дополнительную нагрузку. На такие машины фаркоп можно ставить без раздумий. Разрешение на установку фаркопа на такие авто зафиксировано в пункте 77 раздела 4 главы 5 Технического регламента Таможенного союза. Найти информацию о возможности установки ТСУ можно в документах автомобиля.
Ответ юриста:
«Перед установкой фаркопа важно понять, разрешает ли производитель его использование в принципе. Найти информацию об этом можно в руководстве по эксплуатации автомобиля в разделе «Использование прицепа». Либо в российском одобрении типа транспортного средства (ОТТС) на машину, где возможность использования прицепа указана в разделе с описанием допустимой максимальной массы».
ОТТС для машин представлен на сайте Росстандарта. Разрешение или запрет на установку ТСУ нужно искать в приложениях.
Порой наличие запрета может стать неожиданностью для владельцев машин. Обычно с такой новостью сталкиваются владельцы пикапов и кроссоверов. Причиной запрета может послужить компоновка задней части или особенности отдельных узлов машины, например, раздаточной коробки.
В Техническом регламенте Таможенного союза указан еще один важный пункт, касательно законной установки фаркопа. Выбранным тип ТСУ должен быть предназначен для конкретной марки и модели машины. Схожая ситуация и с дополнительными внешними багажниками.
Если автомобиль предусматривает установку фаркопа, то нужно устанавливать устройство, предназначенное для данной модели. Также потребуется сертификат соответствия, который подтверждает, что ТСУ соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза. Последний документ могут спросить при проведении техосмотра.
Узнав, что ТСУ можно устанавливать на ваш автомобиль, потребуется позаботиться о сборе необходимых документов. В обязательном порядке потребуются следующие документы:
сертификат о соответствии действующим регламента;
заводские инструкции на автомобиль, в которых указано разрешение на установку ТСУ;
бумаги, подтверждающие его соответствие модели вашего транспортного средства.
Если завод-изготовитель автомобиля не предусмотрел возможность установки фаркопа, по просто прикрутить или приварить его нельзя. Необходимо пройти процедуру легализации фаркопа.
Нужно ли вписывать фаркоп в ПТС
Если конструкцией предусмотрена установка ТСУ, то регистрировать его не нужно. Узаконить тягово-сцепное устройство необходимо в следующих случаях:
конструкция фаркопа отличается от сертифицированного устройства;
транспортное средство не предусмотрено для установки фаркопа.
Прежде, чем вписать такой ТСУ в ПТС, придется согласовать и зарегистрировать внесение изменений в конструкцию машины.
Как оформить фаркоп на машину, если он не предусмотрен конструкцией
Правила установки ТСУ, как и любого другого нештатного оборудования, прописаны в Постановлении Правительства №413. Далее основные этапы на пути регистрации фаркопа:
автомобиль проходит предварительную техническую экспертизу на подтверждение возможности установки ТСУ;
при положительном результате, собственник подает заявление в МРЭО, а ГИБДД выдает разрешение на установку фаркопа;
владелец машины устанавливает тягово-сцепное устройство;
после установки нового оборудования, собственник отправляется на новую экспертизу и получает протокол проверки на соответствие нормам безопасности;
при положительном заключение потребуется отправиться на прохождение техосмотра и получение диагностической карты;
последний этап — регистрация фаркопа в ГИБДД.
На последнем этапе владелец автомобиля получает свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности (СКТС), новое СТС и паспорт с информацией об изменениях в конструкции.
Если не пройти все этапы, описанные выше, то поставить фаркоп на учет не получится. В регистрации нештатного оборудования откажут, если ранее не пройдена экспертиза. Сам процесс может занять несколько месяцев.
Сколько стоит оформление фаркопа
Единого прайса в деле легализации фаркопа нет. В законодательстве установлены размеры пошлин, но стоимость экспертизы и затраты на установку оборудования могут меняться в зависимости от времени и выбранной организации. Для наглядности приведем пример с базовыми тратами:
разрешение на изменение конструкции в ГИБДД — 1000 рублей;
техосмотр транспортного средства — от 913 рублей;
свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности (СКТС) — 800 рублей;
госпошлина за внесение изменений в ПТС — 350 рублей;
замена СТС — 500 рублей;
прохождение экспертиз — 5000-20 000 рублей в зависимости от региона и сложности конструкции;
установка фаркопа — бесплатно самому или в сервисе от 3000 до 6000 рублей.
Наказание за езду с неоформленным фаркопом
Установка ТСУ на автомобили, на которых это не предусмотрено производителем — изменение конструкции транспортного средства. Учитывая это, владельцу машины грозит наказание по статье 12.5.1 КоАП. Штраф по ней 500 рублей, но на этом проблемы нарушителя могут не ограничиться.
Инспекторы могут потребовать устранить доработку и вынести соответствующее постановление. Если проигнорировать требование, то учет автомобиля прекратят. На нем нельзя будет ездить до повторной регистрации, на которой обязательно проверять конструкцию и устранена ли доработка.
Коротко о главном
Фаркоп может быть установлен или конструкционно предусмотрен заводом-изготовителем машины.
Если предусмотрена установка, то ТСУ можно ставить без прохождения регистрации. Главное, чтобы фаркоп подходил модели машины и имелись все документы, подтверждающие это.
Если выбрать ТСУ, которое не подходит для данной модели или конструкция вовсе не предусматривает установку фаркопа, то потребуется внесение изменений в конструкцию. Для этого проводится экспертиза и при положительном заключение происходит регистрация фаркопа в ГИБДД.
За установку фаркопа без соответствующих документов предусмотрен штраф в размере 500 рублей и снятие машины с учета.