Средняя скорость по ПДД в 2024 – что означает, какое значение
С 1 сентября 2024 года в ПДД появится понятие о средней скорости. С начала осени 2024 года водители будут обязаны соблюдать эту норму. Расскажем, как это работает и какое наказание грозит нарушителям.
Законопроект, вводящий понятие о средней скорости подготовил Минтранс: ранее предполагалось, что среднюю скорость в ПДД впишут уже с 1 марта 2024 года. Следующим логичным шагом должно стать возврат штрафов за превышение средней скорости — для этого планируется подготовить поправки в КоАП. Штрафы за превышение средней скорости водители уже получали в период с 2013 по 2021 год. После 2021 года в ГИБДД перестали оформлять постановления. В материале подробно рассмотрим понятие средней скорости и как е соблюдать водителям на дороге.
Проверить аккумулятор мультиметром – как проверить емкость аккума авто
Что такое средняя скорость
В Правилах дорожного движения с постановления Минтранса России введут термин «средняя скорость движения транспортного средства» и обязанность не превышать установленный показатель. Определение средней скорости транспортного средства в ПДД должно звучать так: «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».
С сентября 2024 года водителей обяжут соблюдать не только установленный скоростной режим и не превышать максимально допустимую скорость, но соблюдать и среднюю. Для этого в пункт правил №10.1 «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней».
В пояснительной записке к нововведениям указано, что введение средней скорости позволит снизить риск возникновения аварийных ситуаций и ДТП, причиной которых становится превышение скорости движения. Также норма нужна для повышения безопасности дорожного движения, особенно в малонаселенных районах.
Какие штрафы и когда водителей начнут наказывать
Внесение изменений в ПДД и закрепление понятия средней скорости станет первым шагом на пути появления штрафов за нарушение показателя. Пресс-служба Минтранса дала следующий комментарий по этому поводу:
«Введение ответственности за нарушение средней скорости — это следующий этап, сейчас необходимо определиться с терминологией. При подготовке предложений в КоАП, а также в требования к размещению камер для фиксации таких нарушений будут учтены все поступившие предложения и вопросы».
Вернемся немного в прошлое и посмотрим какое было наказание в 2019 году за превышение средней скорости. Основные штрафы, которые получали водители:
превышение на 20-40 км/ч — штраф 500 рублей;
превышение на 40-60 км/ч — штраф 1000 рублей;
превышение на 60-80 км/ч — штраф 2500 рублей;
превышение на более чем 80 км/ч — штраф 5000 рублей.
Большинство юристов и участников отрасли уверены, что в случае возврата штрафов нормы останутся на прежнем уровне, но стоимость штрафов может вырасти.
Зачем вообще фиксировать среднюю скорость
Контроль средней скорости необходим, чтобы водитель на протяжении всего пути ехал ровно, без резкого торможения перед дорожной камерой и резкого набора скорости после ее проезда. Так как камеры будут отслеживать общую скорость и время преодоления участка, то смысл резкого торможения и быстрого разгона теряют смысл для тех, кто пытается избежать штрафов на камерах фиксации. Об этом сообщили в ассоциации производителей дорожных камер «Око». В ассоциации пояснили, что такой контроль средней скорости позволяет гармонизировать скорость потока, нивелировать «эффект кенгуру», который может стать причиной ДТП из-за неожиданного резкого торможения попутного автомобилей.
Помимо этого, контроль средней скорости помогает бороться с «мигрирующими» аварийно-опасными участками. В ассоциации «Око» объяснили, что опасные участки нельзя закрыть с помощью установки камер фиксации. После установки камеры на мгновенную скорость, опасный участок перемещается на несколько сотен от места установки оборудования. В случае применения норматива средней скорости, весь аварийно-опасный участок будет под контролем, а не только его отдельная часть.
В «Око» также рассказали, что средняя скорость позволяет убирать «рваный» режим движения с дорог и обеспечить равномерность автомобильного потока. Протяженность участка, который будут контролировать камеры может быть любой — 1, 3, 5-10 километров. При этом контроль средней скорости позволяет обеспечивать соблюдение ПДД водителями на протяженных участках дороги. Норматив позволит дисциплинировать автомобилистов, «успокоить» транспортный поток. Процесс контроля средней скорости снижает ключевые показатели аварийности: количество ДТП, погибших и пострадавших.
Как будут фиксировать водителей
С технической точки зрения препятствий для возобновления контроля средней скорости нет. Уже есть установленные методики работы на текущих камерах.
Технология контроля скорости потока работает следующим образом: на одном отрезке пути включают два синхронизированных комплекса видеофиксации. Они распознают госномер машины, точное время проезда в начале и конце обслуживаемого участка. На камере, которая установлена в конце участка находится дополнительное оборудование. Оно вычисляет скорость, с которой машина преодолела отведенный участок. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют «мгновенную скорость», измерения проходят аналогичным образом.
Во всех тендерах требуют среднюю скорость
Производители дорожных камер не видят проблем с возобновлением контроля за средней скоростью. По заявлениям большинства компаний, во всех тендерах на госзакупках таких устройств, наличие опции вычисления средней скорости, является обязательным условием.
«Программное обеспечение у всех производителей готово. Только щелкнешь, фиксацию сразу включим. В тендерах на госзакупки обязательное требование — фиксация средней скорости», — отметил эксперт компании-разработчика дорожных камер из Перми. Аналогичное мнение подтвердил и представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов. Он заявил, что современные камеры уже готовы к фиксации средней скорости. Компания «Технологии распознавания» производит комплексы «Автоураган» и «Паркрайт».
Почему ранее отменили контроль за средней скоростью
В 2019 году Верховный суд России указал, что в постановлениях, которые стали причиной выписывания штрафа за превышение средней скорости, должно быть указано только время и место совершения нарушения.
Катализатором для вынесения постановления стало обращение жителя Смоленской области Николая Баусова. Как следует из материалов разбирательства, 17 августа 2018 года он ехал на своем Volkswagen Tiguan по трассе М-1. Между городами Сафоново и Вязьма среднюю скорость замерили по показателям двух камер типа «Бумеранг». Система вычислила превышение средней скорости на 25 км/ч вместо 90 км/ч положенных система показала 115 км/ч. ГИБДД вынесла постановление, указав местом совершения правонарушения участок дороги более 70 километров. Баусов пожаловался в Вяземский районный суд Смоленской области на необоснованность решения. Далее он подал жалобу в Смоленский областной суд, но отменить штраф не сумел. В 2019 году Баусов обратился в Верховный суд, который уже стал на его сторону. В итоге в 2021 году в ГИБДД перестали оформлять постановления о штрафах.
С 2021 года профильные ведомства пытались вернуть фиксацию средней скорости на дороги, но безуспешно. Несколько лет назад поручение МВД, Минюсту и Минтрансу прописать ответственность в проекте нового КоАП давал вице-премьер Марат Хуснуллин. Изменения в Административный кодекс должны были быть готовы до 20 сентября 2021 года, но в новом проекте КоАП норма о штрафах за превышение средней скорости так и не появилась.
В каких регионах штрафовали за среднюю скорость
С 2013 года в разных регионах России практиковалась технология измерения средней скорости движения. Штрафы за превышение установленной скорости потока получали водители в Москве, Московской, Самарской, Смоленской и Воронежских областях, в республике Татарстан.
С 2019 по 2021 год только в Московской области функционировало 174 участка, на которых фиксировали среднюю скорость машины. Общая протяженность участков 588,2 километров.
Штраф за езду без прав 2024: что будет за езду без прав, сколько штраф