Что такое торможение двигателем и как правильно его применять
Опытные водители знают, что замедлять ход автомобиля можно не только с помощью ножного тормоза. Порой приходится использовать не менее эффективный вид торможения – двигателем. Стоит знать все достоинства и недостатки этого приема для соблюдения безопасности движения и грамотного его применения.
Как не заглохнуть при трогании на горке
Что значит торможение двигателем
Для осуществления торможения двигателем необходимо убрать ногу с педали газа, переключая при этом передачи по нисходящей. Возможно синхронное применение данной методики и стандартного тормозного механизма машины. Убирая ногу с педали акселератора и переключая передачи по нисходящей, мы замедляем работу мотора. Он уже не придает ускорение автомобилю и способствует торможению.
Как реализуется такое торможение на машине с механической коробкой передач? При включенной передаче и свободных от нажатий педалях газа и сцепления дроссельная заслонка мотора, работающего на бензине, закрывается. Горючее в цилиндры не поступает. Возникающий вакуум впускного коллектора подавляет энергетическую работоспособность поршней, машина теряет скорость и постепенно замедляет ход. Этот вид замедления транспортного средства не такой продуктивный, как при использовании обычных тормозов. Однако замедление происходит быстрее, чем при езде накатом – на нейтральной передаче или при выжатом сцеплении.
Переключая поочередно передачи с четвертой на третью, вторую и первую, мы помогает увеличить обороты мотора и гасим существенную величину крутящего момента в нем. Этот прием значительно увеличивает эффективность торможения. При его применении коленвал производит необходимую работу, при которой энергия идет от трансмиссии и колес в мотор, а не от мотора к колесам.
Применение торможения двигателем разумно в следующих обстоятельствах. При выходе из строя тормозов или при передвижении по скользкому участку дороги в целях безопасности всех участников дорожного движения. Для аккуратного торможения в городском потоке автомобилей, движущихся с переменной скоростью, чтобы соблюсти дистанцию. Тормозить двигателем рационально и двигаясь с горы, если спуск очень продолжительный по расстоянию. Если вы поклонник спортивных гонок на треке, то такой метод торможения тоже будет кстати для вашего авто.
Преимущества торможения двигателем
Применение торможения двигателем дает множество полезных моментов. Перечислим наиболее значимые.
Уменьшение расхода горючего
При торможении двигателем в процессе движения по городу водитель не только сохраняет равномерный темп езды, но и экономит горючее. Если вы переводите автомобиль в движение на холостом ходу, горючее подается в двигатель для сохранения его работоспособности. В отличие от движения накатом, когда выжато сцепление и трансмиссия размыкается, при торможении мотором топливо в камеры сгорания не подается.
Возрастает срок службы элементов тормозной системы
При торможении двигателем не задействуются ни тормозные диски, ни колодки. Двигатель без их участия снижает скорость авто, экономя эксплуатационный ресурс элементов.
Уменьшается вероятность заноса авто на скользкой дороге
Аккуратно тормозя двигателем на скользкой или мокрой дороге, можно избежать заноса автомобиля. Такие дороги обычно образуются в холодное время года. Описываемый способ торможения хорош именно в это время хотя бы потому, что блокировка колес маловероятна.
Возможно длительное торможение
Спускаясь по горным дорогам, без применения тормозов обойтись невозможно. Но постоянное их использование может привести к перегреву тормозной системы. Чтобы избежать этого и не нагружать тормоза без лишней необходимости, автомобилистам настоятельно советуют применять в таких случаях торможение мотором.
Остановка авто в случае ЧП
Применение торможения двигателем при выходе из строя тормозной системы может спасти автомобиль от попадания в дорожно-транспортное происшествие и сберечь жизни водителя и пассажиров.
Охлаждение двигателя
При торможении мотором топливо в камеры сгорания агрегата не поступает, а масло и охлаждающая жидкость продолжают подаваться. Таким образом, происходит охлаждение двигателя при временном отключении от работы тормозов. Это наиболее действенно при пиковых нагрузках, например, при проведении спортивных автогонок.
Недостатки торможения мотором
Спор между водителями-практиками и автоэкспертами о вреде торможения двигателем продолжаются уже давно. Первые утверждают, что такой способ торможения наносит вред двигателю и трансмиссионной системе. Вторые с ними решительно не согласны. Однако недостатки у торможения двигателем с точки зрения безопасности движения имеются.
Опасность массового ДТП
Торможение мотором не сопровождается включением стоп-сигналов машины. И на такое действие могут не среагировать должным образом движущиеся за вами транспортные средства. Если такое торможение дополняется применением стандартных тормозов, опасность получить удар в кузов от нескольких автомобилей сразу становится высокой. Автомобилисты называют такую ситуацию «паровозиком».
Возможен занос автомобиля
Тормозить двигателем необходимо аккуратно. Если отклониться от прямолинейного направления движения, резко переключить сцепление или неверно выбрать передачу, машину может занести. Для авто с передним приводом может случиться разворот относительно передней оси. Имея автоматическую коробку передач, торможение двигателем можно произвести вручную, переключая передачи поочередно с понижением.
Излишне нагружается привод ГРМ
В случае неумелого переключения передач и неаккуратного обращения с педалью сцепления, можно перегрузить цепь или ремень ГРМ. Это может повлечь их обрыв, после которого двигателю понадобится серьезный и дорогой ремонт.
Разгерметизация уплотнителей
Торможение двигателем вызывает образование вакуума в коллекторе впуска, нарушение герметичности и поступление воздуха. Такое технологическое нарушение может произойти на бывалых, долго работающих моторах.
В ответ на критические замечания автомобилистов эксперты парируют, что торможение двигателем полезно для автомобиля. Начиная тормозить с высоких оборотов мотора, водитель не нагружает его. Поступления топлива в агрегат нет, насос качает масло, охлаждая агрегат. Масляное давление высокое, что для мотора очень хорошо. Образовавшееся в вакуумном усилителе пустое пространство облегчает дальнейшее торможение, говорят специалисты.
Торможение двигателем на механической коробке передач
Процесс торможения мотором на механической коробке не сложен. Увидев впереди по ходу движения красный свет светофора, убираем ногу с педали газа. Машина постепенно сбавляет ход. Как только замечаем, что скорость езды и показания прибора, фиксирующего обороты мотора, позволяют перейти на пониженную передачу, начинаем переключать передачи по нисходящей. Плавно переходим от высокой к более низкой за несколько шагов и уменьшаем скорость автомобиля. Выжав сцепление и надавив на тормоз, можно полностью остановится при необходимости.
В случае необходимости срочной остановки или при проведении спортивных соревнований нужно комбинировать торможение мотором и педалью. Такое сочетание позволяет двигателю частично нейтрализовать энергию, поэтому оно более эффективно.
Вариант экстренного торможения может выручить в случае, если на трассе, по которой вы двигаетесь с большой скоростью, неожиданно появляется препятствие. Стоит воспользоваться не только ножным тормозом, но и тормозить двигателем, продолжая жать на педаль. Руль стараемся держать прямо, не делая резких движений. Переходим с высокой передачи на более низкую, шаг за шагом (4-3-2-1). Перескакивать через две-три ступени вниз не рекомендуется – это может привести к блокировке колес и потере контроля над автомобилем.
Переключая передачи на «механике», можно применить перегазовку. Она снижает нагрузку на коробку передач и синхронизаторы и помогает плавно перейти на более низкую передачу. Благодаря перегазовке мгновенное перемещение веса машины на переднюю ось авто будет не таким чувствительным. Этот прием также существенно снижает вероятность блокировки колес.
Последовательность действий при перегазовке:
Нажимаем на педаль сцепления.
Рычаг переключения передач ставим в нейтральное положение.
Резко и коротко давим на педаль газа.
Когда обороты двигателя начинают падать, переключаемся на более низкую передачу.
Убираем ногу с педали сцепления.
Как тормозить двигателем на автоматической коробке
Эффективность торможения двигателем на автомобилях, оснащенных автоматическими коробками передач, уступает машинам с «механикой». Но произвести такое торможение вполне реально.
Убрав ногу с педали газа на автомобиле, оснащенном автоматической коробкой, наблюдаем за тем, как авто постепенно замедляет ход. По ходу падения скорости коробка сама выбирает моменты для переключения передач с более высокой на низкую. Переключаясь по нисходящей, «автомат» реализует процесс торможения.
Производимые сейчас адаптированные коробки-автомат инициируют процесс торможения двигателем в принудительном порядке. При этом соблюдаются нормы токсичности, потому что заслонка дросселя не до конца закрывается, и газы благодаря образовавшемуся вакууму всасываются в цилиндр.
Чтобы сделать торможение двигателем на машине с автоматической коробкой более эффективным, можно самостоятельно переключать передачи вниз вручную. Это действие реально на новых моделях, где имеются подрулевые лепестки или селектор. Автоматические трансмиссии более давнего производства не позволяют выполнять подобного рода манипуляции. Чтобы узнать о возможностях автоматической коробки передач конкретной модели авто, ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации.
Многие коробки-автомат сконструированы так, чтобы вмешательство в их работу человека было минимальным. В них, в частности, устанавливается защита, предотвращающая переключение на низшую передачу, если скорость очень большая.
Торможение двигателем легче производить на машинах с механической трансмиссией. Автоматическая коробка для такого вида торможения требует перевода в спортивный режим и переключения передач вручную.
Торможение мотором на электромобиле
Функция торможения мотором предусмотрена в каждом производимом на сегодняшний день электромобиле. Благодаря такому способу торможения электрокар не только уменьшает скорость, но и накапливает энергию, повышая время автономной работы.
Как только электромобиль начинает процесс торможения, двигатель прекращает потреблять электроэнергию и самостоятельно генерирует электричество. В роторных обмотках формируются токи разной направленности, а тормозной момент – на валу электрического двигателя. Накопленный объем кинетической энергии преобразуется в тепловую и электрическую энергию. Обмотки нагреваются, и тепловая энергия улетучивается, а электроэнергия пополняет заряд аккумулятора. Такому типу торможения свойственны гибкие настройки, а водитель может плавно контролировать тормозящий момент.
В каких ситуациях тормозить двигателем
Рассмотренный вид торможения для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания не гарантирует мгновенного уменьшения скорости транспортного средства. Благодаря данному способу экономится топливо, меньше изнашивается тормозная система и растет безопасность движения. Поэтому не нужно отказываться от торможения двигателем, но и применять его без необходимости ежедневно не стоит.
Тормозить двигателем нужно в определенной ситуации на дороге. Желательно совмещать торможение обычное с торможением мотором. Но для грамотного применения этой комбинации необходим навык, который можно получить только на практике.
Торможение мотором для грузовых автомобилей – дело привычное. Существует даже специальный горный тормоз, который перекрывает заслонку на выхлопе, тем самым создавая дополнительное сопротивление.
Для легковых автомобилей применение торможения двигателем не так принципиально, как для грузовых. Но на скользкой дороге этот метод является качественным помощником для всех легковых авто. Хотя эксперты советуют больше «тормозить ногами» – то есть, ножным тормозом.