Трасса М-10
Само по себе обозначение или название «Трасса М-10» ничего не говорит, но если сказать, что это дорога из Москвы до Санкт-Петербурга, то сразу может возникнуть масса ассоциаций. О ней написаны десятки песен и стихотворений, она упоминается во множестве литературных произведений, с ней связано много исторических событий. Дорога, кстати, была известна еще задолго до основания Санкт-Петербурга. Из столицы она тянулась до Великого Новгорода и называлась Новгородским трактом. Именно по ней направлялся Иван Грозный с войском усмирять непокорных новгородцев и псковичей. Далее от нее шли более мелкие дороги до крепости Орешек и по другим направлениям.
Сегодня ежедневно по трассе между двумя столицами передвигаются сотни тысяч автомобилей, она постоянно совершенствуется и модернизируется. Мы проехали по бесплатной федеральной трассе М-10 от Москвы до Санкт-Петербурга и собрали информацию, которая будет интересна всем путешественникам: от мест, где заправить машину и перекусить, до главных достопримечательностей, встречающихся по пути.
протяженность трассы Москва — Санкт-Петербург 690 километров
время в пути без остановок — 10 часов
расход топлива (бензин АИ-95 55 литров при расходе 8 литров на сто километров) — 3 300 рублей
Скоростные ограничения и покрытие дороги
Протяженность трассы около 700 километров. Трасса М-10 входит в часть европейского автомобильного маршрута Е105. Самые крупные населенные пункты, которые приходится пересекать по пути: Тверь, Великий Новгород, Валдай и Верхний Волочек. Большая часть дороги четырехполосная, по две в обе стороны. Для безопасности обоих потоков машин трасса оборудована разделителем. Самый удобный участок находится на выезде из Москвы, где ширина трассы составляет шесть полос, по три в каждую сторону. Есть отрезки и двухполосным движением, но в данных случаях предусмотрены карманы для обгона транспортных средств, движущихся на малой скорости.
На трассе есть ограничение по скорости движения, которая не должна превышать 90 километров в час. Но, согласно Правилам дорожного движения, в населенных пунктах приходится снижать скорость до 60 километров в час, а в некоторых случаях и до 40 километров в час. Будьте аккуратны и не стремитесь превысить эти показатели, поскольку практически на всем протяжении трасса оборудована камерами, а «письма счастья» из ГИБДД быстро испортят настроение. Особенно внимательным нужно быть на территории Тверской области.
Трасса федеральная, поэтому средств на ремонт дорожного покрытия выделяют достаточно. Нареканий оно не вызывают. Все проблемные участки довольно быстро приводят в норму. Иногда вопросы возникают по разметке, она есть на протяжении всей трассы, но на некоторых отрезках пути требует обновления. С освещением небольшие проблемы, оно есть только на территории Московской и Ленинградской областей. В остальном только свои фары или встречных водителей.
Конечно, от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно можно доехать не только по трассе М-10. Ей существует альтернатива, дублер — магистраль М-11 «Нева», строительство которой на некоторых участках продолжается. Главное ее преимущество, не нужно пересекать многочисленные населенные пункты, ограничение по скорости 130 километров в час, и время в пути займет всего шесть часов. Разумеется, удовольствие это платное. В будние дни проезд по трассе обойдется в 2 400 рублей, в выходные 2 600 рублей.
Участки дороги, требующие повышенного внимания
Строительство дублирующей трассы было очевидным и необходимым. Уже много лет М-10 не справляется с тем потоком автомобилей, который курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. Многокилометровые пробки стали обыденным явлением, особенно на выезде из двух городов. Поэтому если приняли решение отправиться по магистрали, то рассчитывайте время с учетом возможных пробок. Тем более в случае дорожно-транспортных происшествий время в пути может занять гораздо больше среднего.
Вплоть до октября на пересечении Ленинградского шоссе и Московской кольцевой автодороги шли дорожные работы, это была еще одна причина пробок. Открыта была всего одна полоса, а скорость ограничивалась сорока километрами в час. То же самое происходило и в обратном направлении, но до конца 2023 года дорожники обещали все работы завершить. Существуют еще участки, где ведутся ремонтные работы. Просто нужно понимать, что дорога это как живой организм, которому требуется профилактика здоровья, иногда лечение, а то и хирургическое вмешательство. При въезде в Великий Новгород со стороны Москвы водители становятся свидетелями ремонта Синего моста через реку Малый Волховец. На конец ноября 2023 года больше на трассе работы нигде больше не велись.
Достопримечательности на трассе Москва — Санкт-Петербург
Вообще, многие отправляются в путешествие по этой трассе, так как ее саму можно назвать достопримечательностью. Самое известное произведение, посвященное ей, наверное, песня Константина Кинчева, хедлайнера легендарной группы «Алиса» — «Трасса Е-95». Правда с момента написания и исполнения прошло довольно много времени. С тех пор, у трассы другое международное обозначение — Е105.
Лучше ехать по трассе в летний период, когда вокруг все зелено и цветет. Вы сможете увидеть красивые живописные места. Дорогого стоит посещение древних Твери и Великого Новгорода. Тут лучше заранее позаботиться о месте для ночлега, найти точки общественного питания, и тогда можно остановиться на один-два дня.
Многие останавливаются уже вскоре после выезда из Москвы, чтобы увидеть мемориал воинам Великой Отечественной войны, защищавшим в 1941 году столицу, который называется «Штыки». Для этого не нужно никуда сворачивать. Комплекс находится прямо у дороги в районе развязки на Зеленоград.
Далее следует заехать в Клин. Тихий спокойный городок, где находится дом-музей великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Однако город славится еще рядом мест, о которых многие и не догадываются. Тут есть музей писатели Аркадия Гайдара, фабрика елочных украшений и игрушек. Особенно здесь понравится детям, которые тут же могут раскрасить елочную игрушку и забрать ее с собой на память. Из архитектурных памятников и сооружений внимания заслуживает старинный Успенский собор, который был построен около пяти веков назад еще до Смутного времени.
Если продолжать тему православных храмов, то следует заехать в село Завидово, где находится целый комплекс Успения Пресвятой Богородицы. Он виден уже при подъезде к населенному пункту с трассы. Кроме того в Завидово есть несколько интересных музеев. Помимо краеведческого, музей народных промыслов и музей «Государева дорога», где как раз можно совершить исторический экскурс и многое узнать об истории трассы, по которой вы едете.
Дальше путь лежит в город Валдай. О нем многое известно, в первую очередь, благодаря живописным природным местам. Город расположен на берегу озера. Кроме того, он привлекает своей историей, ведь в письменный источниках первые упоминания о нем относятся к XII столетию. Еще вы наверняка слышали словосочетание «валдайские колокольчики» или «колокольчик — дар Валдая», кстати, тоже строчка из песни, здесь их изготавливают. Еще есть музей колоколов, он работает в бывшей церкви великомученицы Екатерины. Особое внимание Иверскому Валдайскому Богородицкому Святоозерскому монастырю. Создается впечатление, что его стены и купола возвышаются над водой. Его основателем был патриарх Никон в 1653 году.
Ближе к Санкт-Петербургу на подъезде к Тосно вам попадется старинная усадьба графов Строгановых — Марьино. Как на машине времени, в ней можно переместиться во вторую половину XIX века, увидеть роскошные интерьеры, строго вычерченный аллеями пейзажный парк. Маленьким бонусом будет посещение страусиной фермы. Она, конечно, никакого отношения к дворянской усадьбе не имеет, но можно приобрести диетические страусиные яйца. Чем не подарок из путешествия? Более того, в Марьино есть где остановиться на ночлег.
Далее город на Неве, а в его окрестностях большое количество прекрасных мест, где начиная с XVIII века жила царская семья и многие другие знаменитые фамилии. Царское Село, Павловск, Пушкин, все заслуживает отдельного внимания. Везде можно провести по несколько часов, но, порой, даже одного дня не хватит, чтобы узнать эти места подробно. Ну, а в самом Петербурге вы наверняка найдете чем заняться. Город — музей под открытым небом с множеством достопримечательностей, кафе, ресторанов и гастробаров. Также, впрочем, как и в Москве, если вы путешествуете в обратном направлении.
Автозаправочные станции и сервисы
Дорога от Москвы до Санкт-Петербурга занимает не самое продолжительное время. Однажды проводился успешный эксперимент, можно ли проехать всю трассу на одном баке не заправляясь, но там было много вводных. Поэтому о топливе или СТО нужно знать заранее. С заправками проблем нет, в среднем каждые семь-восемь километров можно встретить ту или иную АЗС. Спектр компаний очень широк: Роснефть, Газпром, Лукойл, Сургутнефтегаз и многие другие. Есть и множество менее распространенных автозаправочных станций, но лучше не экспериментировать, а пользоваться проверенными брендами. Может возникнуть желание сэкономить, поскольку на мелких заправках и цены ниже, но лучше не рисковать, потому что качество такого топлива может вызывать вопросы.
Прежде чем говорить об автосервисах, совет — готовьте машину к поездке заранее, чтобы вообще не возникло проблем в пути. Но если вы об этом не позаботились, и в дороге возникла какая-то неисправность, то имейте в виду, что станции технического обслуживания есть по пути только в населенных пунктах, но зато довольно много: Тверь, Клин, Мокшино, Солнечногорск и т.д. Перед поездкой нужно хорошо выспаться и отдохнуть.
Проблемы зачастую могут возникнуть неожиданно, даже если вы все проверили и подготовились. Не нужно впадать в панику, часть из них можно решить самостоятельно, тем более у нас выходило множество материалов, как это сделать.
Отдельная история с владельцами электромобилей. В данном случае нужно изучить места, где на трассе находятся зарядные станции. К счастью, сейчас есть приложения, где выдается подробная информация. Скачайте 2Chargers или Charby. Заправки для электромобилей находятся на трассе чаще всего вместе с обычными топливными станциями. Есть они и возле отелей, баз отдыха или станциях техобслуживания. В указанных приложениях есть подробная информация о каждой такой станции вплоть до типа и количества разъемов для зарядки, ряд других характеристик. Подобные станции находятся уже на довольно большом расстоянии друг от друга, примерно в пятидесяти километрах. Но в любом случае без зарядки своей автомашины вы не останетесь. Главное, все спланировать заранее.
Точки общественного питания на трассе М-10
С питанием тоже нет никаких проблем. Оживленная трасса с многочисленными населенными пунктами сама по себе предполагает довольно большое количество придорожных кафе. Мы приведем лишь небольшое количество, тут все на вкус и цвет, вы можете выбрать что-то другое. Когда уже выехали из Москвы, то первое, что обращает на себя внимание — кавказское кафе «Дворик Серго», где можно отведать аутентичные блюда грузинской кухни. Оно находится сразу за Клином. Разнообразие многих видов жареного мяса, вкусный хачапури и сациви, при этом цены вполне приемлемые, а обслуживание отличное.
Проезжая Тверь можно перекусить в кафе Locals, где готовят фирменные коктейли, пиццу и блюда азиатской кухни. В качестве альтернативы Breakfast Band. Завтраки в нем готовят круглосуточно, что и соответствует названию. Скорее всего, Крестцы вы проедете, не останавливаясь, но наш совет заехать в пирожковую. Поесть пирожки с пылу, с жару и с разными начинками можно не только на месте, но и взять в дорогу. Чай тут готовят в самоваре, и он получается очень ароматным.
В Великом Новгороде много ресторанов и кафе. Предлагаем заехать в гости в «Сказку» или в тратторию «Тепло». Плутать не придется, оба заведения находятся рядом с кремлем, мимо не проедете. К тому же стоимость чека на одного посетителя всего пятьсот рублей. Если любите блюда на гриле, то потерпите до Тосно. Там в фудтраке «На мясе BBQ» готовят отличные копченые ребрышки и фирменные бургеры. Разброс цен от трехсот до пятисот рублей.
Краткий итог
Наверняка многие скажут, зачем уделять столько внимания трассе М-10, когда сейчас доехать из Москвы до Санкт-Петербурга существует множество других способов. Да и путешествие очень скучное, хочется быстрее добраться до конечной точки маршрута. Выбор каждый делает сам, но эта поездка может дать много новых впечатлений и знаний. Прочитав материал, вы наверняка задумаетесь о том, чтобы посетить некоторые города. Дорога сразу перестанет быть заурядной.
В среднем по времени ехать приходится до десяти часов и это без учета пробок, поэтому останавливаться и отдыхать все равно придется. Но это если вы сильно не торопитесь. В противном случае, если хотите как можно быстрее добраться до конечной точки маршрута на собственном автомобиле, то тогда выбирайте трассу-дублера.