Датчик давления масла: где установлен и как работает
Основная задача смазочных материалов в двигателе автомобиле состоит в том, чтобы не допускать сухое трение движущихся деталей. Масло в нужные зоны поступает разными способами, в том числе и путем впрыска. Если не подавать масло под необходимым давлением для смазки узлов мотора, то он довольно скоро может прийти в негодность. Чтобы этого не произошло, в двигателе каждого автомобиля установлен датчик, который срабатывает в случае понижения давления масла до критического значения. Разбираемся – как найти его под капотом и убедиться, что прибор работает должным образом.
Check Engine загорелся в пути: что надо делать
Расшифровка показаний датчика
При работе двигателя в его системе смазки создается определенное давление масла. Датчик, контролирующий уровень давления, сигнализирует о недопустимо низких его показателях. В этом случае на приборной панели загорается «масленка» красного цвета. Не спутайте этот датчик с другим, который контролирует исключительно уровень масла и устанавливается далеко не на всех машинах.
Бывают разные ситуации, при которых фиксируются срабатывания датчика в виде загоревшегося индикатора масленки. Это может произойти, если в картере двигателя масла очень мало, и насос вместо него начинает подкачивать воздух. Индикатор включается иногда на короткое время в моменты резких маневров (ускорение, замедление, крутой поворот), реагируя на сиюминутный отток масла в картере.
Цвет загорающегося индикатора имеет значение. Если «масленка» горит желтым цветом, значит уровень масла недостаточный. Доливаем необходимое количество и спокойно продолжаем движение. Красный цвет «масленки» сигнализирует об аварийной ситуации. Такая индикация оповещает о нехватке давления в смазочной системе, что крайне критично для двигателя. Эту неисправность игнорировать нельзя, иначе проблема может вылиться в дорогостоящие ремонтные работы. Следует немедленно остановиться, заглушить мотор и обратиться в специализированную службу по эвакуации авто для доставки его в сервисный центр.
Где установлен датчик
Место установки датчика масляного давления варьируется в зависимости от модели машины, ее модификации и типа установленного мотора. Узнать местонахождение этого датчика можно, ознакомившись с прилагающейся к машине эксплуатационной документацией. Расположение может отличаться существенно. Например, в некоторых моделях Mercedes он находится в картере двигателя, рядом с масляным фильтром и насосом. В то же время на стандартных Жигулях прибор размещен слева на блоке цилиндров.
Существуют двигатели, где установлено два или более масляных датчиков, каждый из которых отвечает за определенные диапазоны контрольных измерений и настроен на разные граничные величины. При этом один датчик располагают до масляного фильтра, а второй – после него. Производитель VAG располагает на своих моторах даже три датчика, которые не только срабатывают при аварийном уровне давления, но и корректируют работу адаптивного масляного насоса.
Для поиска датчика можно воспользоваться каталогом запчастей для вашего автомобиля. Достаточно выяснить его оригинальный каталожный номер, а затем отыскать по нему данную деталь на чертеже.
Как работает датчик
Датчики давления масла встречаются двух видов: аварийный и контрольный, который есть не во всех автомобилях. Именно первый зажигает красную лампочку с пиктограммой при нулевом давлении в масляной системе. Конструкция датчика масляного давления несложная и состоит из четырех основных элементов: собственно корпуса, толкателя, мембраны и электрических контактов.
Принцип работы заключается в преобразовании механического действия в электронный сигнал. При заглушенном моторе контакты соединены, толкатель вдвинут, а мембрана прямая. В момент включении зажигания подается напряжение на приборную панель, и вместе с другими индикаторами загорается «масленка». Заведенный мотор активирует работу масляного насоса, который создает давление в системе. Усилие прогибает мембрану, которая нажимает толкатель и прерывает сигнал, идущий на электронный управляющий блок, после чего «масленка» перестает светиться. Если во время движения в системе исчезнет давление, контакт восстановится и лампочка загорится. Индикатор также включается в случае поломки датчика.
Рабочий процесс аварийного датчика давления масла предусматривает только два состояния. Для более строгого контроля применяется измеритель уровня текущего давления. Данные с контрольного датчика отображаются на специальном стрелочном указателе приборной панели.
Неполадки в работе датчика
Конструктивно датчик давления масла очень прост и поломка его случается очень редко. Исправный прибор любого типа должен быть герметичным, что легко проверить с помощью нанесения на него мыльного раствора. Неисправность может проявляться по-разному:
не загорается красная масленка при включении зажигания;
индикатор не гаснет некоторое время после запуска двигателя;
масленка начинает мигать вместе с Check engine.
Виновником неполадок при достаточном давлении масла может быть сам датчик или электропроводка автомобиля. В случае возникновения проблем необходимо проверить все варианты, проведя грамотную диагностику.
Простая проверка датчика
Для элементарной проверки работоспособности датчика необходимы насос с манометром и тестер. Датчик демонтируем, а тестер устанавливаем в режим измерения сопротивления для определения обрыва цепи. Подбираем шланг соответствующего диаметра и соединяем патрубок насоса со штуцером датчика, надежно затягивая хомутами места соединения. Тестер подключаем следующим образом: «минус» замыкаем на корпус, а «плюс» соединяем с выводом датчика. Убедившись, что стрелка прибора стоит на нулевой отметке, начинаем насосом подавать давление. При этом мембрана датчика прогибается и двигает толкатель. Если датчик в исправном состоянии, контакт электрической цепи разомкнется, а стрелка тестера сдвинется к «бесконечности». Если окажется, что датчик неисправен, придется купить новый, поскольку он неразборный и ремонту не подлежит.
Краткие итоги
Главная функция датчика – контроль давления масла, подающегося в мотор машины.
Красная «масленка» на панели приборов информирует водителя о серьезных проблемах в системе подачи масла.
Если этот индикатор загорается во время движения, нужно немедленно остановиться для избежания поломки двигателя.
Место нахождения датчика в вашем автомобиле указано в инструкции по техническому обслуживанию или в электронном каталоге запасных частей.
Датчик несложно сконструирован и работает по принципу концевика.
Если датчик сломался, его надо заменить, поскольку он неразборный и ремонту не подлежит.
Убедиться в исправности датчика можно своими силами с использованием насоса с манометром и тестера.