Все чемпионы Формулы-1 по годам
Формулу-1 многие справедливо считают вершиной автомобильного спорта, хотя поклонники других видов кольцевых гонок могли бы поспорить с этим утверждением. Тем не менее по количеству болельщиков, телевизионных трансляций, внимания со стороны спонсоров и средств массовой информации Формула-1 опережает все другие соревнования. При этом кольцевые автогонки с отдельными этапами не всегда носили название Формула-1. Первый сезон был проведен в 1950 году и назывался Чемпионат мира для гонщиков. Лишь в 1981 году появилось название Чемпионат мира Формулы-1 и ныне автонки официально называются FIA Formula One World Championship. Само слово «формула» означает, что автомобили участников должны соответствовать определенным техническим требованиям, установленными Международной автомобильной федерацией. Соревнования проходят в личном и командном зачетах. Гонщик, победивший в Формуле-1 получает звание чемпиона, а команда, набравшая большее количество очков, завоевывает Кубок конструкторов. Ниже мы представляем вам список всех чемпионов Формулы-1.
Сезон 1950, чемпион — Нино Фарина, Италия. Alfa Romeo
Первый чемпионат стартовал 13 мая 1950 года на Гран-при Великобритании. Сезон состоял из семи гонок, причем одна из них состоялась в американском Индианаполисе, хоть и проходила по другому техническому регламенту. Перед последним этапом на титул претендовали несколько пилотов, но лучше других своим шансом воспользовался итальянец, представлявший команду «Альфа Ромео» Джузеппе (Нино) Фарина.
Сезон 1951, чемпион — Хуан Мануэль Фанхио, Аргентина. Alfa Romeo
Во втором сезоне вновь на вершине оказался гонщик, представляющий команду «Альфа Ромео», аргентинец Хуан Мануэль Фанхио. В этом году проводилось восемь гонок, и во второй половине сезона серьезную конкуренцию соотечественникам оказывала команда Ferrari. На будущий год все предвкушали острейшую борьбу за титул, но команда Alfa Romeo завершила выступления в чемпионате.
Сезон 1952, чемпион — Альберто Аскари, Италия. Ferrari
Впервые чемпионом становится представитель команды Ferrari итальянец Альберто Аскари, причем вполне закономерно. В первых двух сезонах он занимал второе место в общем зачете и на этот раз смог стать победителем в шести гонках из восьми. В этом году впервые в истории в соревнованиях стартовала машина с турбодизелем команды Cummins. Нино Фарина на этот раз представлял Ferrari и стал в общем зачете вторым.
Сезон 1953, чемпион — Альберто Аскари, Италия. Ferrari
На этот раз число Гран-при в чемпионате составило девять, и второй год подряд первым оказался Альберто Аскари. Чемпионы прошлых лет Хуан Мануэль Фанхио и Нино Фарина оказались вторым и третьим, соответственно. Аскари одержал победу в пяти гонках, на последнем домашнем этапе Гран-при Италии был вынужден сойти, но его преимущества над остальными хватило для общей победы. Число участников гонок на этот раз перевалило за сотню.
Сезон 1954, чемпион — Хуан Мануэль Фанхио, Аргентина. Maserati, Mercedes
Фанхио завоевывает свой второй титул, причем на этот раз на машинах Maserati и Mercedes. Другой двукратный чемпион Аскари уже не мог создать аргентинцу конкуренцию поскольку перешел в другую команду с другом чемпионате. Фанхио опередил своего ближайшего преследователя и соотечественника Хосе Фройлана Гонсалеса на 15 очков.
Сезон 1955, чемпион — Хуан Мануэль Фанхио, Аргентина. Mercedes
В 1955 году количество этапов вновь сократилось до семи, что не помешаол Фанхио выиграть второй чемпионат подряд. Ближайшего преследователя британца Стирлинга Мосса Фанхио опережает в общем зачете уже на семнадцать очков. Впервые лидер сезона выигрывает чемпионат с итальянской командой. В чемпионате мира для гонщиков на вершине пилот немецкого Мерседеса.
Сезон 1956, чемпион — Хуан Мануэль Фанхио, Аргентина. Ferrari
Фанхио выступал на машине Ferrari и на этот раз победа далась ему нелегко. Конкуренцию ему составили два британца Стерлинг Мосс на Maserati и Питер Коллинз также на Ferrari. Первый стал вторым и от победителя его отставание составило всего три очка. Традиционно в общий зачет был включен один этап в Индианаполисе, но в нем принимали участие только американские пилоты и на расстановку мест в общем зачете они не повлияли.
Сезон 1957, чемпион — Хуан Мануэль Фанхио, Аргентина. Ferrari
Аргентинец выигрывает чемпионат в пятый раз и навсегда вписывает свое имя в историю Формулы-1. По числу титулов его достижение продержится до 2003 года. Однако он до сих пор удерживает несколько рекордов чемпионата. Последний титул он выиграл в возрасте 46 лет, самый возрастной чемпион. Фанхио единственный пилот, который выигрывал титулы в четырьмя различными командами.
Сезон 1958, чемпион — Майк Хоторн, Великобритания. Ferrari
Фанхио заканчивает карьеру гонщика, но чемпионом вновь становится представитель команды Ferrari Майк Хоторн. Надо сказать, что весь чемпионат господствовали гонщики из Великобритании. В общем зачете они заняли первые пять мест. именно в этом году впервые стал разыгрываться Кубок конструкторов, и тут вновь первенствовала британская команда Vanwall. Она была своеобразной яркой вспышкой и через два года завершила выступления в Формуле-1.
Сезон 1959, чемпион — Джек Брэбем, Австралия. Cooper
Еще одно легендарное имя в истории Формулы-1. Первый свой титул завоевывает австралиец Джек Брэбем на машине команды Cooper, которая, в свою очередь, выигрывает Кубок конструкторов с двигателями компании Climax. Итальянцы на время уходят в тень. Брэбем в итоге опередил ближайшего преследователя британца Тони Брукса в общем зачете на четыре очка.
Сезон 1960, чемпион — Джек Брэбем, Австралия. Cooper
Джек Брэбем делает дубль, третьим в истории Формулы-1 выиграв два чемпионата подряд. Дубль и у команды Cooper, которая в общем зачете опередила другую британскую команду Lotus с теми же двигателями от Climax. Вторым в общем зачете стал еще один представитель Cooper австралиец Брюс МакЛарен, но проиграл он Брэбему девять очков.
Сезон 1961, чемпион — Фил Хилл, США. Ferrari
Чемпионом в первый и последний раз в своей карьере стал американец Фил Хилл. Но сезон запомнился трагедией с его напарником по команде немецким гонщиком Вольфгангом фон Трипсом. Перед последним Гран-при в Монце немец опережал Хилла, но уже на втором круге на большой скорости столкнулся с британцем Джимми Кларком и погиб. Хилла и фон Трипса разделило всего одно очко. В Кубке конструкторов впервые первенствовала Ferrari.
Сезон 1962, чемпион — Грэм Хилл, Великобритания. BRM
Первую свою победу в Формуле-1 одерживает британец Грэм Хилл на машине команды British Racing Motors, которая выигрывает Кубок конструкторов. Чемпионат состоял из девяти этапов, в которых побеждали четыре разных гонщика. Грэм Хилл победил с достаточно солидным преимуществом в общем зачете, но борьба за победу на Гран-при легла в основу одного из первых полнометражных фильмов о Формуле-1 «Большой приз».
Сезон 1963, чемпион — Джим Кларк, Великобритания. Lotus
Впервые чемпионат выигрывает пилот команды Lotus, британец Джим Кларк. Сама Lotus также впервые выигрывает Кубок конструкторов. Кларку не было равных, семь побед на десяти этапах и рекордное на тот момент превосходство над занявшим второе место в общем зачете экс-чемпионом Грэмом Хиллом — 25 очков.
Сезон 1964, чемпион — Джон Сертис, Великобритания. Ferrari
В этом сезоне вновь шла упорная борьба. Пять разных гонщиков по ходу сезона на десяти этапах оказывались на подиуме, а пред последнем Гран-при в Мексике на первое место претендовали, помимо Джона Сертиса, действующий чемпион Джим Кларк и Грэм Хилл, он перед гонкой лидировал в общем зачете. Но в результате сложилось так, что Кларк завоевал свой первый титул чемпиона. Кубок конструкторов достался скудерии Ferrari.
Сезон 1965, чемпион — Джим Кларк, Великобритания. Lotus
Джим Кларк спустя два года возвращает себе титул чемпиона, причем в его победе не остается сомнений уже после седьмого этапа. На его счету к тому моменту было шесть побед из семи. До конца сезона оставалось три Гран-при, в Италии, США и Мексике. В Монце он всего лишь десятый, а на двух других этапах сходы, и все равно Кларк опережает Грэма Хилла на 14 очков. Кубок конструкторов также у Lotus.
Сезон 1966, чемпион — Джек Брэбем, Австралия. Brabham
Первый, единственный и уникальный случай в истории Формулы-1, когда победителем стал пилот на машине собственной конструкции. Джек Брэбем спустя семь лет вновь взял чемпионский титул и вписал свое имя в историю кольцевых автогонок. Он взял четыре первых места на девяти этапах. Более того, команда Brabham завоевала Кубок конструкторов. Сезон был отмечен тем, что впервые он прошел по новому техническому регламенту, в нем принимали участие машины с двигателями объемом три литра.
Сезон 1967, чемпион — Денни Халм, Австралия. Brabham
Предыдущие несколько лет чемпионат состоял из десяти этапов. В новом сезоне было 11 Гран-при. Чемпионом вновь стал представитель Brabham, но на этот раз другой австралиец Денни Халм. За 18 чемпионатов он стал десятым победителем. Кубок конструкторов вновь завоевала команда Brabham. Джек Брэбем на этот раз стал вторым, а сам сезон запомнится многочисленными сходами пилотов с дистанции.
Сезон 1968, чемпион — Грэм Хилл, Великобритания. Lotus
На этот раз этапов еще больще — 12, конкуренция еще выше. Но спустя шесть лет второй свой чемпионский титул завоевывает Грэм Хилл. На этот раз в команде Lotus, на которой установлены двигатели Ford. Никогда до этого сезона на подиумах не оказывалось семь разных пилотов, и несмотря на такую конкуренцию Хилл опередил занявшего второе место британца Джеки Стюарта на 12 очков.
Сезон 1969, чемпион — Джеки Стюарт, Великобритания. Matra
Джеки Стюарт добился своего в 1969 году, впервые выиграв чемпионат с французской командой Matra с моторами Ford. Преимущество британца было подавляющим. Он опередил в общем зачете бельгийца Жаки Икса на 26 очков. При этом на последних трех Гран-при у Стюарта два схода с дистанции и четвертое место в Мексике. Кубок конструкторов также у Matra.
Сезон 1970, чемпион — Йохен Риндт, Австрия. Lotus
Впервые чемпионом Формулы-1 становится австрийский гонщик, однако Йохен Риндт получил это звание посмертно. Он разбился на девятом этапе в Италии. Очков, набранных на девяти первых этапах из 13, Риндту хватило для победы. Команда Lotus взяла Кубок конструкторов, однако за два года это была уже вторая трагедия ее пилотов. В сезоне 1968 года разбился другой ее гонщик Джим Кларк.
Сезон 1971, чемпион — Джеки Стюарт, Великобритания. Tyrell
В начале 1970-х годов на первые роли в чемпионате выходит британская команда Tyrell. Ее гонщик Джеки Стюарт из одиннадцати этапов выиграл шесть и набрал 62 очка, опередив ближайшего преследователя шведа Ронни Петерсона на 29 очков. Причем в ходе двух гонок на Гран-при Австрии и Италии ему пришлось сойти с дистанции. Для Стюарта титул стал вторым.
Сезон 1972, чемпион — Эмерсон Фиттипальди, Бразилия. Lotus
Lotus вновь возвращает себе Кубок конструкторов, и первое место завоевывает ее пилот бразилец Эмерсон Фиттипальди, который захватил лидерство уже в первых этапов. На первом в Аргентине у него был сход, но затем на чести гонках подряд он попадал на подиумы, выиграв три Гран-при. Фиттипальди на тот момент самый молодой чемпион в возрасте 25 лет и 303 дня. Джеки Стюарт на этот раз стал вторым, отстав от лидера на 16 очков.
Сезон 1973, чемпион — Джеки Стюарт, Великобритания. Tyrell
Борьба за лидерство между Стюартом и Фиттипальди продолжилась и в 1973 году. На этот раз они поменялись местами. Пилот Tyrell опередил бразильца на те же 16 очков, причем в последнем Гран-при США он отказался участвовать в сотой для себя гонке, поскольку во время квалификации погиб его напарник по команде Франсуа Север. На следующий год Стюарт закончил карьеру гонщика с рекордным на тот момент числом побед на этапах.
Сезон 1974, чемпион — Эмерсон Фиттипальди, Бразилия. McLaren
В новом сезоне доминировала команда McLaren, куда из Lotus перешел Эмерсон Фиттипальди. Он стал двукратным чемпионом мира Сильную конкуренцию составил ему швейцарец Клей Регаццони на Ferrari, который отстал в общем зачете всего на три очка. Чемпионат состоял из 15 Гран-при, их победителями стали семь разных пилотов. С тех пор как из календаря соревнований исчезла кольцевая гонка в Индианаполисе, в Формуле-1 приняли участие рекордное число пилотов — 56.
Сезон 1975, чемпион — Ники Лауда, Австрия. Ferrari
После нескольких лет неудачных выступлений в Формуле-1 команда Ferrari идет на перемены. Во главе ее в 1974 году встал Лука ди Монтедземоло, который оказал доверие австрийскому гонщику Ники Лауде. Тот сполна за это отплатил уже на следующий год, став чемпионом. Хотя первые гонки австрийцу не удались, но уже во второй половине сезона ему не было равных. Кубок конструкторов также достался итальянской команде.
Сезон 1976, чемпион — Джеймс Хант, Великобритания. McLaren
Сезон 1976 года стал легендарным. Прежде всего в нем шла упорная борьба за первое место до последней гонки между действующим чемпионом Ники Лаудой и представляющим McLaren Джеймсом Хантом. Именно эта борьба легла в основу полнометражного фильма «Гонка». Лауда уверенно лидировал всю первую половину сезона, но затем попал в страшную аварию. После вернулся, но Хант смог сократить отрыв и в последней гонке занял третье место, в то время как Лауда принял решение сойти из-за сильного дождя.
Сезон 1977, чемпион — Ники Лауда, Австрия. Ferrari
Ники Лауда становится двукратным чемпионом, при этом у него всего три победы на этапах, хотя в десяти гонках он попадал на подиум. Чемпионом он стал задолго до окончания гонок, в последних двух Гран-при в Канаде и Японии даже не принимал участия. После схода в последней гонке предыдущего чемпионата у австрийца испортились отношения с руководством Ferrari, и на следующий год он стал выступать за другую команду.
Сезон 1978, чемпион — Марио Андретти, США. Lotus
Спустя шесть лет команда Lotus вновь на вершине Формулы-1. Чемпионом становится американец Марио Андретти, в общем зачете он опережает своего напарника по команде Ронни Петерсона на 13 очков. Андретти стал чемпионом в 38 лет. Ранее в своей карьере он выигрывал в «Дайтоне-500» и «Индианаполис-500». Таким образом он единственный в мире автогонщик, который побеждал во всех трех чемпионатах. Ники Лауда выступает за Brabham, становится только четвертым и на следующий год объявляет о завершении карьеры.
Сезон 1979, чемпион — Джоди Шектер, ЮАР. Ferrari
Джоди Шектер первый и единственный до сих пор чемпион, представляющий Южно-Африканскую Республику. В 1979 году он дебютировал за команду Ferrari и вместе с напарником Жилем Вильневом они не оставили шансов другим соперникам. Шектер опередил Вильнева на семь очков, а Ferrari выигрывает Кубок конструкторов. Но уже со следующего сезона на долгие годы уходит в тень, а Шектер завершает карьеру гонщика.
Сезон 1980, чемпион — Алан Джонс, Австралия. Williams
Алан Джонс стал третьим и последним на сегодняшний день австралийским автогонщиком, выигравшим Формулу-1. В свою очередь для команды Williams этот успех стал первым в истории. Еще за две гонки до конца чемпионата лидировал бразилец Нельсон Пике, выступавший за Brabham, но Джонс блестяще провел два последних Гран-при, выиграл их, в Пике в обоих случаях сошел с дистанции.
Сезон 1981, чемпион — Нельсон Пике, Бразилия. Brabham
Именно с этого сезона чемпионат мира получил официальное название Формула-1. В нем первенствовал представитель Brabham Нельсон Пике. Однако в Кубке конструкторов победу вновь одержала Williams. Обе команды выступали с двигателями Ford. Чемпионат 1981 года запомнился упорной борьбой пилотов до самого последнего Гран-при. Достаточно сказать, что первое и пятое место разделили всего семь очков. Пике обошел своего напарника по команде аргентинца Карлоса Ройтемана на один балл.
Сезон 1982, чемпион — Кеке Росберг, Финляндия. Williams
Пожалуй один из самых противоречивых и трагических сезонов за всю историю Формулы-1. В Бельгии погиб Жиль Вильнев, а на канадском этапе от травм, полученных при аварии, скончался Риккардо Палетти. Дидье Пирони из Ferrari еще за пять этапов до конца чемпионата лидировал, но чуть не погиб в Хоккенхайме и завершил карьеру, получив травмы ног. Одиннадцать разных гонщиков выигрывали этапы чемпионата, 18 побывало на подиуме. Вице-чемпион Карлос Ройтеман покинул английскую команду Williams из-за Фолклендской войны. Победителем впервые стал финский гонщик Кеке Росберг.
Сезон 1983, чемпион — Нельсон Пике, Бразилия. Brabham
Второй раз за свою карьеру чемпионом становится Нельсон Пике и вновь в упорной борьбе. В последнем Гран-при сезона в ЮАР бразилец забирается на подиум, а его основной соперник француз Ален Прост сходит с дистанции. Гонщиков разделило всего два очка. Кроме того чемпионат запомниться тем, что впервые победу в нем одержал автомобиль с двигателем BMW. С 1983 года многие команды стали переходить на турбомоторы.
Сезон 1984, чемпион — Ники Лауда, Австрия. McLaren
Двукратный чемпион Формулы-1 решил вернуться в гонки еще двумя годами ранее. На этот раз он выступал в команде McLaren, выигравшей Кубок конструкторов. Напарником Лауды был Ален Прост. Из 16 Гран-при француз смог выиграть в семи гонках, а Лауда только в пяти. На последнем Гран-при Португалии Прост финишировал первым, вслед за ним закончил гонку Лауда и в итоге опередил напарника по команде всего на 0,5 балла. Через год трехкратный чемпион уйдет из гонок окончательно.
Сезон 1985, чемпион — Ален Прост, Франция. McLaren
До этого никогда еще французские гонщики не становились чемпионами Формулы-1. Прост вполне мог победить уже в предыдущем сезоне, но уступил. В 1985 году его преимущество над соперниками было безоговорочным. Занявшего второе место итальянца Микеле Альборето Прост опередил на 26 очков. В этом сезоне объем топливных баков был ограничен 220 литрами.
Сезон 1986, чемпион — Ален Прост, Франция. McLaren
Впервые чемпион смог отстоять свой титул со времен Джека Брэбема, тот сделал это в 1960 году. Однако далось это чемпионство непросто. Фаворитом сезона был британец Найджел Мэнселл на Williams, которые использовали надежные моторы Honda. Перед последнем Гран-при Австралии Мэнселл занимал первую строчку и опережал Проста на шесть очков, но во время гонки у него лопнула покрышка и француз стал первым. Стоит отметить грамотную стратегию команды McLaren, которой она придерживалась по ходу Гран-при.
Сезон 1987, чемпион — Нельсон Пике, Бразилия. Williams
Пике становится трехкратным чемпионом Формулы-1 и вписывает свое имя в историю автогонок. Интересно, что в каждом из своих чемпионских сезонов бразилец сумел выиграть только по три Гран-при, но, в первую очередь, он славился своей стабильностью, что и помогало набирать очки практически в каждой гонке. Несмотря на то, что в предпоследнем Гран-при в Японии Пике стал пятнадцатым, а в Австралии сошел с дистанции, набранных очков вполне хватило для победы. Машинам Williams в этом году не было равных.
Сезон 1988, чемпион — Айртон Сенна, Бразилия. McLaren
В 1988 году зажигается звезда еще одного бразильца Айртона Сенны. Он будто принял эстафету от своего именитого соотечественника. Сенна и в предыдущих сезонах выступал довольно успешно и обращал на себя внимание. У McLaren была не только лучшая машина, но и два лучших гонщика, у которых с этого года началось соперничество между собой. Команда одержала 15 побед из 16, на счету Сенны восемь Гран-при, Прост выиграл семь. По итогам последней гонки сезона француз стал первым, но этого не хватило для общей победы. Сенна опередил напарника по команде на три очка.
Сезон 1989, чемпион — Ален Прост, Франция. McLaren
На следующий год Прост берет реванш, но борьба между пилотами становится еще более острой. Высшей точкой соперничества стал предпоследний Гран-при Японии, где Сенна попытался совершить очень опасный маневр, чтобы обойти Проста. В результате произошла авария, и оба гонщика не закончили гонку. В итоге француз обошел бразильца на 16 очков. В этом сезоне впервые с 1966 года под запрет попали двигатели с турбонаддувом.
Сезон 1990, чемпион — Айртон Сенна, Бразилия. McLaren
Международная автомобильная федерация стала уделять большее внимание безопасности пилотов. Монококи автомобилей отныне должны были подвергаться крэш-тестам. Ален Просто переходит в команду Ferrari, и соперничество с Айртоном Сенной усиливается. На предпоследнем Гран-при Японии Сенна намеренно пошел на таран француза. Оба пилота сошли с дистанции. В последней гонке сезона бразилец сошел с трассы, но набранных очков хватило ему для победы.
Сезон 1991, чемпион — Айртон Сенна, Бразилия. McLaren
Ален Прост весь год испытывает проблемы со своей машиной и, как следствие, многочисленные сходы. Основной соперник Сенны в этом году Найджел Мэнселл на Williams. В начале сезона показатели бразильца были лучше, но затем британец смог выровнять положение. Все решилось на Гран-при Японии, где Мэнселл вылетел с трассы, и Айртон Сенна стал трехкратным чемпионом Формулы-1. Кубок конструкторов также в активе команды McLaren.
Сезон 1992, чемпион — Найджел Мэнселл, Великобритания. Williams
Найджел Мэнселл очень долго шел к своему успеху, начав выступления еще в 1976 году с Формулы Форд. Сезон 1991 года он закончил с травмой после схода в последней гонке. Под вопросом было участие в следующем сезоне. Но Мэнселл восстановился и, получив отличную машину Williams, установил множество рекордов Формулы-1, некоторые из них не превзойдены до сих пор. Самое большое количество побед со старта чемпионата, самое большое количество поулов — 14 в 16 гонках, самое большое количество очков — 108. Отрыв от второго места составил 52 очка. Чемпионом Мэнселл стал за пять гонок до конца чемпионата.
Сезон 1993, чемпион — Ален Прост, Франция. Williams
Прост пропустил предыдущий сезон, работал телекомментатором. Свое четвертое место в прошлом сезоне Айртон Сенна объяснял в том числе отсутствием мотивации, когда француза не было на трассе. Состав гонщиков в этом сезоне серьезно обновился, так как ушли некоторые ветераны, в том числе и действующий чемпион Мэнселл. Williams не гарантировали ему первое место пилота при Просте. Вновь болельщики стали свидетелями соперничества француза и Айртона Сенны. Ален Прост стал чемпионом за две гонки до финиша чемпионата и объявил о завершении карьеры.
Сезон 1994, чемпион — Михаэль Шумахер, Германия. Benetton
Михаэль Шумахер заявил о себе еще несколько лет назад в качестве перспективного гонщика. Свой первый Гран-при он выиграл в 1992 году. Спустя два года он завоевал свой первый чемпионский титул, на одно очко опередив британца Деймона Хилла. Но сезон, прежде всего, запомнится трагедией на Гран-при Монако, где погибли два гонщика, австриец Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна. FIA со следующего года вынуждена была пойти на ряд изменений, касающихся безопасности пилотов.
Сезон 1995, чемпион — Михаэль Шумахер, Германия. Benetton
Если в предыдущем сезоне немецкому гонщику предъявляли претензии, в том числе и за аварию с главным преследователем Деймоном Хиллом на Гран-при Австралии. Были неправильные обгоны, игнорирование черных флагов и, как следствие, дисквалификации. То на этот раз Шумахер не дал усомниться в своем преимуществе. На финише сезона он на 33 очка опередил все того же преследователя Хилла.
Сезон 1996, чемпион — Деймон Хилл, Великобритания. Williams
Действующий чемпион подписывает контракт с командой Ferrari, чьи гонщики к тому времени семнадцать лет не выигрывали титул. Итальянская машина не могла все эти годы похвастаться надежностью, тем не менее немец стал на ней третьим в сезоне. В чемпионате безраздельно господствовала команда Williams. Деймон Хилл завоевал свой первый и единственный титул, опередив напарника по команде Жака Вильнева на 19 очков.
Сезон 1997, чемпион — Жак Вильнев, Канада. Williams
В этом году до последнего этапа Гран-при Европы в Хересе было неясно, кто выиграет чемпионский титул. Шумахер смог навязать серьезную борьбу пилоту Williams Жаку Вильневу. В Хересе немец провоцирует столкновение с канадцем и получает дисквалификацию не только на эту гонку, но и на весь сезон. Вильнев становится чемпионом.
Сезон 1998, чемпион — Мика Хаккинен, Финляндия. McLaren
Жизнь финского пилота Мики Хаккинена в 1995 году после аварии на трассе висела на волоске, но он смог вернуться в гонки и стать пилотом команды McLaren, чьи двигатели были оснащены моторами Mercedes. Вторым вновь стал Михаэль Шумахер, он смог выиграть шесть Гран-при против восьми у финна. Перед последним этапом в Японии у Шумахера еще сохранялись шансы на победу, но он сошел с дистанции, а Хаккинен стал первым.
Сезон 1999, чемпион — Мика Хаккинен, Финляндия. McLaren
Пилоту McLaren Мике Хаккинену вновь не было равных, но серьезную конкуренцию составил ему Эдди Ирвайн из Ferrari. На финише сезона их разделили всего три очка. Шумахер получил травму ноги в результате атаки на своего партнера по команде во время Гран-при Великобритании. Немец пропустил шесть гонок, но в конце сезона смог вернуться и помог команде завоевать Кубок конструкторов.
Сезон 2000, чемпион — Михаэль Шумахер, Германия. Ferrari
С этого сезона начинается безраздельное царствование в Формуле-1 Михаэля Шумахера и команды Ferrari. Впервые с 1979 года ее пилот выигрывает чемпионат, при этом команда сумела вновь завоевать Кубок конструкторов. Шумахер в первой половине сезона сумел выиграть пять гонок, но при этом у него было четыре схода, три из них подряд. Но в шести последних гонках у него четыре победы и два вторых места. Мика Хаккинен на этот раз стал вторым.
Сезон 2001, чемпион — Михаэль Шумахер, Германия. Ferrari
В начале сезона упорная борьба развернулась между Ferrari Шумахера и McLaren Дэвида Култхарда. После четырех гонок на счету обоих было по 26 очков, но в оставшихся этапах немецкий пилот смог завоевать семь Гран-при и четырежды стать вторым. В результате разрыв между первым и вторым местом стал рекордным — 58 очков. Мика Хаккинен на этот раз выступил неудачно, замкнув пятерку лучших.
Сезон 2002, чемпион — Михаэль Шумахер, Германия. Ferrari
Очередной, третий подряд и пятый по счету триумф Михаэля Шумахера. В этом сезоне он сравнялся по числу побед с легендарным Хуаном Мануэлем Фанхио. Ferrari продолжает доминировать. Немец смог выиграть 11 этапов из семнадцати. Его напарник по команде Рубенс Баррикелло выиграл еще четыре Гран-при. Преимущество Шумахера над бразильцем составило 68 очков.
Сезон 2003, чемпион — Михаэль Шумахер, Германия. Ferrari
Вновь все прогнозировали успех Ferrari, так оно и получилось. Шумахер смог стать первым гонщиком в истории, который выиграл Формулу-1 шесть раз. Однако его преимущество на этот раз не было столь безоговорочным. Развязка наступила лишь в последней гонке чемпионата. Кими Райкконен на McLaren до последнего навязывал борьбу чемпиону, стал вторым на этапе. Михаэль закончил гонку восьмым, но этого хватило, чтобы на два очка опередить финна в общем зачете.
Сезон 2004, чемпион — Михаэль Шумахер, Германия. Ferrari
Шумахер устанавливает очередные рекорды, которые пока так и не побиты. Он в пятый раз подряд становится чемпионом и в общей сложности в седьмой раз. Преимущество Ferrari над конкурентами вновь безоговорочное. Ее пилоты отдают соперникам лишь три Гран-при из восемнадцати. Все это сказывается на зрелищности и посещаемости гонок. Все нуждаются в более остром соперничестве, и оно возникнет в следующем сезоне.
Сезон 2005, чемпион — Фернандо Алонсо, Испания. Renault
Все хотели интриги, и она произошла. Совершенно неожиданно этот чемпионат завершился провалом для Ferrari. Михаэль Шумахер лишь третий в общем зачете, при этом выигрывает всего один Гран-при в США. Первым становится Фернандо Алонсо на Renault. Вплоть до конца чемпионата борьбу ему навязывает Кими Райкконен на McLaren, но в итоге уступает 21 очко на финише. Кубок конструкторов тоже у Renault.
Сезон 2006, чемпион — Фернандо Алонсо, Испания. Renault
Михаэлю Шумахеру и Ferrari вновь удается выйти на лидирующие позиции. Если в начале и первой половине сезона чуть быстрее были машины Renault, то дальше итальянцы смогли стать более конкурентоспособными. Борьба между Шумахером и Алонсо шла до последней гонки сезона. В итоге сильнее оказался испанец, а немецкий пилот объявляет о своем уходе из Формулы-1 по окончанию сезона.
Сезон 2007, чемпион — Кими Райкконен, Финляндия. Ferrari
Свято место пусто не бывает, и контракт с Ferrari подписывает Кими Райкконен. По итогам сезона он возвращает титул в Италию. Причем ожесточенная борьба весь сезон шла с McLaren, куда перешел Фернандо Алонсо, а также дебютировал молодой британец Льюис Хэмилтон. Финн сумел на финише чемпионата опередить обоих всего на одно очко. При этом McLaren лишили Кубка конструкторов, поскольку в середине сезона разгорелся скандал о передаче сотрудником Ferrari секретных данных в стан соперника.
Сезон 2008, чемпион — Льюис Хэмилтон, Великобритания. McLaren
То о чем мечтали многие болельщики Формулы-1 во время доминирования одного пилота в последние несколько сезонов они получили сполна. Вновь упорная борьба до самого последнего этапа. Хэмилтон во второй год выступлений в Формуле-1 смог завоевать свой первый титул в карьере. На одно очко по итогам чемпионата он опередил пилота Ferrari бразильца Фелипе Массу. Однако Кубок конструкторов остался за итальянской командой.
Сезон 2009, чемпион — Дженсон Баттон, Великобритания. Brawn GP
В сезоне 2009 года FIA пошла на многочисленные изменения в техническом регламенте, в подсчете очков, в требованиях к командам по ограничению финансирования. Все это вызвало многочисленные споры, а Ferrari даже готова была покинуть Формулу-1. Чемпионом становился тот, кто выиграет большинство Гран-при, только при равенстве показателей идет подсчет очков. Но считать очки не понадобилось. Дженсон Баттон, представлявший новую команду Brawn GP занял первое место, выиграв семь этапов.
Сезон 2010, чемпион — Себастьян Феттель, Германия. Red Bull Racing
Австрийская компания производитель энергетических напитков активно инвестирует в спорт, и Формула-1 стала для нее еще одни проектом. Команда была создана в 2005 году после приобретения Jaguar. Уже спустя пять лет пилоту Red Bull Себастьяну Феттелю удалось завоевать первый титул. Перед началом чемпионата состоялось много переходов, в том числе действующий чемпион Дженсон Баттон стал выступать за McLaren. Фернандо Алонсо выступал за Ferrari, он выиграл с Феттелем одинаковое количество Гран-при, по пять, но немец смог опередить его на четыре очка. В чемпионат возвращается Михаэль Шумахер, он выступает за Mercedes, но занимает лишь девятое место. Впервые дебютирует российский пилот Виталий Петров.
Сезон 2011, чемпион — Себастьян Феттель, Германия. Red Bull Racing
Преимущество Себастьяна Феттеля над остальными пилотами в этом сезоне характеризуется следующими цифрами. Из девятнадцати гонок в 11 он одержал победу, пять раз был вторым, по одному раз третьим и четвертым. Лишь на Гран-при Абу-Даби ему пришлось сойти с дистанции. В результате отрыв от, ставшего вторым, Дженсона Баттона на McLaren составил 122 очка. С этого сезона Формула-1 переходит на шины Pirelli, которыми оснащают автомобили пилотов по сей день.
Сезон 2012, чемпион — Себастьян Феттель, Германия. Red Bull Racing
Впервые пилоты стартуют в рекордных двадцати этапах и впервые в чемпионате принимают участие шесть пилотов, ранее побеждавших в Формуле-1, включая Михаэля Шумахера, для которого этот сезон стал последним в гонках, и впервые первые семь этапов чемпионата выиграли семь разных гонщиков. Но на этот раз вновь было как в футболе — побеждают немцы. Феттель становится трехкратным чемпионом мира. На этот раз его преимущество над Фернандо Алонсо не столь внушительно, всего три очка.
Сезон 2013, чемпион — Себастьян Феттель, Германия. Red Bull Racing
Главное изменение коснулось двигателей. С будущего года в Формуле-1 было принято решение использовать более экологичные и экономичные турбомоторы V6 объёмом 1,6 литра вместо 2,4-литровых атмосферных V8. Пока же в очередной раз не было равных машинам Red Bull Racing, у них очередной Кубок конструкторов и пилоту команды Себастьяну Феттелю. Он третьим после Фанхио и Шумахера смог выиграть четыре титула подряд.
Сезон 2014, чемпион — Льюис Хэмилтон, Великобритания. Mercedes
Лучше всех изменением ситуации с двигателями воспользовалась команда Mercedes, которая прервала доминирование Red Bull. Пилоты Mercedes Льюис Хэмилтон и Нико Росберг выиграли 16 гонок из девятнадцати. Причем из последних семи Гран-при британец первенствовал в шести. В результате напарника по команде он опередил на 67 очков. Действующий чемпион Формулы-1 Феттель стал лишь пятым. К сожалению, не обошлось без очередной аварии, в которую попал Жюль Бьянки на Гран-при Японии. В результате от травм он скончается на будущий год.
Сезон 2015, чемпион — Льюис Хэмилтон, Великобритания. Mercedes
Ситуация по сравнению с предыдущим сезоном полностью повторяется. Хэмилтон и Росберг продолжают доминировать, вновь выигрывают 16 этапов. В остальных трех победу одерживает Себастьян Феттель, который в этом году представляет Ferrari. Он в итоге становится третьим. Дебютировавший в прошлом сезоне за Toro Rosso еще один россиянин Даниил Квят на машине Red Bull Racing занимает седьмое место в общем зачете.
Сезон 2016, чемпион — Нико Росберг, Германия. Mercedes
Немецкий гонщик Нико Росберг несколько лет держался в тени своего более именитого напарника, но новый сезон он провел блестяще. Все решалось на последнем Гран-при Абу-Даби. Выиграл его Хэмилтон, но Росберг финишировал вслед за ним и в итоге опередил британца на пять очков. Таким образом немец стал единственным пилотом, кто с 2010 по 2020 годы смог нарушить гегемонию Феттеля и Хэмилтона.
Сезон 2017, чемпион — Льюис Хэмилтон, Великобритания. Mercedes
Льюис Хэмилтон в четвертый раз становится чемпионом Формулы-1. На этот раз у него новый напарник по команде финн Валттери Боттас. Себастьян Феттель на Ferrari пытается до последнего бороться с лидером, оказывает ему достойное сопротивление на последних гонках сезона, но в итоге занимает второе место, отстав от британца на 46 очков. Система Red Bull, тем временем, продолжает поставлять новые таланты. Два Гран-при по ходу сезона выигрывает ее пилот Макс Ферстаппен.
Сезон 2018, чемпион — Льюис Хэмилтон, Великобритания. Mercedes
Система безопасности пилотов продолжает совершенствоваться. С нового сезона на болидах устанавливается дополнительная система защиты головы гонщика Halo. Борьба за первое место вновь идет между Хэмилтоном и Феттелем. Всю первую половину сезона спортсмены идут на равных, но во второй намечается перелом. Начиная с Гран-при Германии британец смог выиграть восемь гонок из одиннадцати и в пятый раз стать чемпионом. В этом году в качестве боевого пилота дебютирует еще один россиянин Сергей Сироткин.
Сезон 2019, чемпион — Льюис Хэмилтон, Великобритания. Mercedes
Год выдался юбилейным. Во-первых был проведен 70-й чемпионат, во вторых тысячное Гран-при, которое пришлось на этап в Китае. Ни одна другая команда не может навязать даже подобие борьбы Mercedes. Льюис Хэмилтон вновь чемпион, а его напарник по команде Валттери Боттас становится вторым. Они выигрывают 15 этапов из 21. Макс Ферстаппен на Red Bull третий.
Сезон 2020, чемпион — Льюис Хэмилтон, Великобритания. Mercedes
Хэмилтон сравнивается по числу титулов с Михаэлем Шумахером и опережает его по числу завоеванных Гран-при, по итогам сезона их у британца стало 92. Тройка победителей чемпионата та же, отрыв от остальных у Хэмилтона вновь большой. Были опасения, что на проведение соревнований окажет пандемия коронавируса, в итоге был отменен Гран-при Китая. Чемпион выиграл 11 гонок из семнадцати.
Сезон 2021, чемпион — Макс Ферстаппен, Нидерланды. Red Bull
Mercedes вполне вероятно мог доминировать и дальше, но в новом сезоне вводятся некоторые изменения в области днища машин, что дает некоторое преимущество болидам Red Bull и Максу Ферстаппену в частности. Однако борьба двух пилотов шла до самого последнего Гран-при. Из 22 гонок они четырнадцать раз финишировали первым и вторым. Ферстаппен опередил Хэмилтона на восемь очков, во многом благодаря спорному решению гоночного директора гонки. Британец на Гран-при, проходившем в середине сезона в России одержал свою сотую победу.
Сезон 2022, чемпион — Макс Ферстаппен, Нидерланды. Red Bull
Вновь изменения в техническом регламенте, и вновь они играют не на руку Mercedes. Если в предыдущем сезоне команда уступила титул, но смогла завоевать Кубок конструкторов, то на этот раз выступление получилось слабым. Ферстаппен завоевал второй чемпионский титул за четыре этапа до конца чемпионата, причем во второй половине сезона он выиграл девять из 11 Гран-при, а всего был первым в 15 этапах из 22. Ферстаппен опередил, занявшего второе место Шарля Леклера на Ferrari на рекордные 146 очков. Хэмилтон стал лишь шестым и при этом не выиграл ни одной гонки.
Сезон 2023, чемпион — Макс Ферстаппен, Нидерланды. Red Bull
В новом сезоне превосходство Макса Ферстаппена и его команды Red Bull над соперниками было тотальным. Гонщик из Нидерландов принял участие во всех 22 этапах чемпионата и выиграл в 19 случаях. Чемпионом официально он стал за пять Гран-при до финиша. Дважды в гонках он был вторым, уступив напарнику по команде Серхио Пересу и еще раз на Гран-при Сингапура не смог попасть на подиум — только пятая позиция на финише. В активе у Ферстаппена оказалось 575 очков, второе место занял Перес с 285 очками. В Кубке конструкторов у Red Bull оказалось 860. Второе место заняла команда Mercedes удалось опередить Ferrari всего на три очка — 409 против 406. Многие отметили прогресс британского McLaren, который занял четвертое место.