Что делать, если автомобиль застрял
Эта неприятность может случиться с каждым водителем. Даже те, кто старается держаться качественных дорог, попадают в такие ситуации. В природную ловушку попасть легко, потому что бездорожье иногда сменяет асфальт в самых неожиданных местах. Добавим сюда проведение дорожных работ, причуды погоды в виде снегопадов, дождей, оттепелей, чередующихся с заморозками – и получаем целый набор проблем, которые могут встретиться в пути. Когда случаются неприятности, не все водители бывают к ним готовы. Не каждый имеет в машине даже лопату, не говоря уже о комплекте инструментов для спасения внедорожника. Как назло, машина может увязнуть в том месте, где нет ни прохожих, ни других автомобилей, ни связи. Вот тогда приходится включать сообразительность и применять водительские ноу-хау.
Как правильно буксировать автомобиль: 7 главных правил
Как освободить машину из рыхлого снега
Проезжая по участку, занесенному рыхлым снегом, нужно быстро и энергично раскачивать руль в стороны с небольшой амплитудой. Этот совет эффективен только для автомобилей с передним приводом Такие движения улучшают сцепление ведущих колес со снежным месивом по краям колеи и расширяют ее для беспрепятственного прохождения задних колес. Тактика преодоления сугробов на заднеприводных автомобилей в корне отличается. Руль нужно держать твердо и двигаться прямо, пока машина не начнет замедляться и закапываться в снег. Тогда нужно остановиться и сдать назад. Затем, взяв разгон, постараться проехать вперед дальше, чем до остановки. Такие действия следует повторять до тех пор, пока машина не пройдет проблемный отрезок пути. При этом нужно следить, чтобы задние колеса не пробуксовывали.
Если автомобиль крепко увяз в снегу, могут пригодиться автомобильные коврики, которые следует подложить под забуксовавшее в снегу ведущее колесо. Для утрамбовки снега надо покачать машину влево-вправо или попрыгать на порогах дверей, после чего пытаться выехать. Когда и это ухищрение не помогает, нужно воспользоваться самым проверенным орудием – лопатой. При ее отсутствии можно рыть подручными средствами, обнаруженными неподалеку или в багажнике: доской, обрезком листа металла или фанеры, пластмассовым щитком, даже крышкой от кастрюли. Не стоит откапывать машину руками без помощи инструмента, чтобы не пораниться. Убирайте снег не перед колесами, а прежде всего в тех местах, где он мешает движению – это пороги машины и бампера. Уменьшив количество снега под ними и днищем авто, увеличиваем вероятность нашего скорого освобождения от снежного плена.
Как поступить, если автомобиль буксует на льду
Бывает, что авто никак не удается сдвинуть с места: хоть в натяжку, хоть нажимая на педаль газа, хоть толкая вместе с прохожими, если ведущее колесо попало на скользкий участок. Из-за этого машина может остановиться на подъеме или застрять в незначительном на первый взгляд ледяном углублении на дороге. С этой неприятностью можно справиться, посыпав ледяной участок песком, мелким гравием или каменной крошкой. Вопрос лишь в том, что ничего из этого у вас с собой нет, если вы не коммунальщик. Сыпучие материалы можно попробовать наскрести около дороги на обочине. Если же вокруг только лед, нужно в ближайшем магазине купить пачку обыкновенной соли и подсыпать, как и в случае с песком, под ведущее забуксовавшее колесо. Можно воспользоваться салонными ковриками, подложив их под колеса. Но этот способ менее эффективен со льдом, чем со снегом. При наличии свободного места сбоку от машины можно попробовать еще один действенный способ, который не требует подручных материалов. Обращаемся к прохожему с просьбой толкнуть автомобиль, но не вдоль, упираясь в капот или багажник, а поперек, прикладывая усилие в сторону того участка кузова, где буксуют колеса. При совмещении этих толчков с мягким наращиванием тяги покрышка начнет прочищать боковым протектором путь с ледяного участка. Эту операцию нужно проделывать аккуратно, потому что человек будет находиться около быстро вращающегося колеса.
Что предпринять, когда автомобиль увяз в песке
Песчаная ловушка является серьезной проблемой даже внедорожника с полным приводом. Особенно коварен нанесенный ветром сухой песок с неровным волнообразным рельефом. Двигаться по песчаной поверхности можно на автомобиле, обладающем мощным крутящим моментом. При этом нельзя допускать избыточного усилия, при котором автомобиль станет пробуксовывать и мгновенно зароется в песок. Тогда есть шанс если и застрять, то не основательно.
Перед преодолением песчаного участка стоит пройти его ногами, проверив – везде ли он зыбкий или есть укатанные плотные участки. Полезно уменьшить давление во всех колесах до уровня 1-1,5 атмосферы, что приведет к увеличению контактной площади протектора и задействует его боковые стороны. Слабо накачанные колеса лучше двигаются и меньше закапываются. Проезжать по песчаной поверхности нужно, выбрав направление с твердыми участками. Важно подобрать силу тяги, которая обеспечит машине решительное, но равномерное движение. Если при прибавлении газа авто замедляется, нужно как можно скорее прекратить движение. Рыхлый песок коварен тем, что дать задний ход гораздо сложнее, чем при буксовании в снегу.
Если машина все же увязла в песке, паниковать не стоит. Проверяем под днищем кузова, что может создавать помехи движению, убираем песок из-под протекторов в колее и осторожно сдаем назад. Если машина продолжает закапываться, пробуем тронуться резким рывком в направлении, куда двинуться проще. Желательно это делать с помощью людей-толкачей. Предварительно необходимо выровнять участок, по которому пройдут ведомые колеса и отключить антипробуксовочную систему. Прием рассчитан на то, что ведущие колеса резко выбросят песок из-под себя и обеспечат автомобилю толчок для разгона. Эта уловка способна сработать даже для заднеприводной машины, но очень напрягает коробку передач и не гарантирует успех. Не стоит повторять попытку дважды, при неудаче лучше прибегнуть к помощи лопаты или заняться поисками буксировщика.
Как помочь машине выбраться из грязи
Если автомобиль застрял в грязи, действовать нужно по схеме, работающей при попадании в песчаную ловушку. Важно не зарыться в грязь так, что машина ляжет на днище. Тогда выбраться без посторонней помощи практически нереально. Первое, что стоит сделать до начала операции вызволения – уменьшить давление в колесах.
Иногда пригодятся методы, которые подходят для преодоления снежных сугробов: манипуляции с рулем для переднеприводных машин и возвратно-поступательное движение при заднем приводе. Разница состоит в том, что при борьбе с грязевой ванной нужно варьировать нажатие на педаль газа. В большинстве случаев не стоит газовать, а лучше идти на малых оборотах, но иногда нужно дать возможность ведущим колесам мощно пробуксовать. Дело в том, что верхний слой грязи, который забивает протектор, обычно жидкий и липкий. Быстрое вращение колес при намеренной пробуксовке обеспечит очистку от налипшей грязи и восстановит сцепление с дорогой. Обычно на грунтовых раскисших дорогах под жидким слоем находится более твердая поверхность, цепляясь за которую машина может преодолеть препятствия. На вспаханном мокром поле этот номер не пройдет. Когда даже мощное пробуксовывание не очищает колеса и не восстанавливает сцепление с дорогой, можно попробовать использовать веревочную обмотку. Толстую веревку наматываем поперек колеса, продевая ее через отверстия в колесном диске. Делаем несколько витков, получая импровизированный грунтозацеп. Если веревки мало или она недостаточно толстая, приматываем ею же к протектору короткие обломки веток. Этот трудоемкий вариант не рекомендуется для неопытных водителей. Тем более, что при его неправильном выполнении может пострадать автомобиль.
К сожалению, перечисленные выше способы преодоления проблемного участка могут не дать результата. Тогда вам предстоит самый грязный этап освобождения транспортного средства из плена. Если все колеса сидят в грязи примерно одинаково, нужно найти ветки или щебень, плотно уложить их под колеса и пробовать выезжать с пробуксовкой. Бывает, что одно из тяговых колес повисает в воздухе. Тогда нужно попросить находящихся в салоне пассажиров пересесть на нужную сторону машины либо переместить туда багаж, чтобы машина могла опереться на ведущее колесо. Наиболее распространена ситуация, когда легковая машина застревает в колее, раскатанной на грунтовой дороге грузовым транспортом. В этом случае нужно поддомкратить ту сторону машины, где имеются помехи перед колесом. В освободившееся пространство укладываем все, что есть рядом: обломки кирпичей, камни, крупный хворост, строительный мусор. Основная цель – добиться, чтобы днище приподнялось над вершиной колеи.
Как следует двигаться по камням
Не всегда даже водитель с опытом может правильно оценить ситуацию на дороге, тем более если она имеет сложный рельеф в виде выступающих камней или скрытых за буграми ям. Хорошо, если все ограничится скрежетом по днищу и защите картера. Но если не повезет, то удар придется в рычаги подвески, ведущий мост или глушитель, в результате чего машина будет полностью обездвижена. На очень сложном участке можно воспользоваться сигналами помощника, который будет визуально оценивать препятствия, находясь снаружи. Если такой возможности нет, придется перемещаться небольшими отрезками: периодически останавливаться, выходить из машины и осматривать каждый следующий участок пути.
Если машина все же села днищем на камни, нужно удостовериться в том, что это не привело к печальным последствиям. Убедитесь, что не вытекает масло и антифриз, кузов не получил видимых повреждений, а глушитель не оторвется при последующем движении. После чего сдавайте назад и пытайтесь объехать проблемный участок по другой траектории. Когда колесо висит в воздухе и прокручивается при перегазовке, нужно с помощью домкрата приподнять автомобиль и подложить под него что-то устойчивое. В критическом случае можно использовать запасное колесо, уложив его плашмя. Нужно понимать, что при таком нестандартном применении оно наверняка получит повреждения.
Случается, что для достижения результата машину нужно переместить на очень короткую дистанцию, не превышающую 0,5-1 метра. Эта задача решаема без буксировщика или лебедки при наличии поблизости точки опоры. Из крепкой веревки или троса для буксировки сооружаем петлю, затем привязываем ее концы к автомобилю и ближайшему столбу или дереву. Вставив в петлю палку или монтировку, крутим веревку, которая постепенно превращается в жгут и уменьшается в длине. Делать это нужно очень осторожно, предварительно решив, как зафиксировать окончательное положение перемещаемого автомобиля..
Какой «набор самопомощи» надо иметь в багажнике
Опыт и умение выходить из неприятных ситуаций дело хорошее, но из подобного рода передряг можно выйти победителем без риска для себя и автомобиля. Достаточно иметь под рукой необходимые для подобных случаев инструменты и оборудование.
Буксировочный трос. Отсутствие этого предмета осложняет получение помощи от других автомобилистов или пешеходов. Автомобиль можно вытаскивать не только с помощью буксировки другой машиной. Существует такой способ: автомобиль самостоятельно накручивает трос на колесо, выбираясь из ловушки. Достаточно найти рядом объект (дерево, столб), к которому можно надежно прикрепить другой конец троса. Бывают ситуации, когда выталкивать транспортное средство менее эффективно, чем тянуть вручную с помощью троса.
Лопата обыкновенная. В идеале, если это будет складная или же небольшая штыковая лопатка. Она универсальна для любого времени года и разного качества дорог. Не годится только лопата из пластика, потому что против льда она бессильна.
Автомобильный компрессор. Выбирайте эффективный и качественный аппарат, который сможет измерить и быстро уменьшить давление в шинах, а после преодоления препятствия накачать колеса до нормальных показателей.
Цепи противоскольжения. Незаменимы для тех, кто постоянно ездит по заснеженным дорогам, которые никогда не чистят, либо очищают редко и некачественно. Для водителей, передвигающихся в основном по городу и крупным магистралям, достаточно возить с собой на протяжении зимнего периода небольшое количество гравия или крупной соли.
Маленький топор пригодится в случае, когда необходимо нарубить ветки. Процесс подготовки таких материалов с помощью топора более удобен и экономичен по времени, в отличие от заготовки вручную. Лучше всего возить с собой топор-кирку, который при необходимости поможет справиться с камнями на дороге.
Весь этот комплект нужно иметь прежде всего владельцам седанов с низкой посадкой и городским переднеприводным паркетникам. Именно эти машины, выезжая за городскую черту, оказываются не готовы к дорогами местного значения.
7 советов в пути
При движении на переднеприводной машине по рыхлому снегу раскачивайте руль из стороны в сторону для снижения вероятности увязания
Для заднеприводных машин при движении по грязи или снегу нужно исключить пробуксовку. Если автомобиль забуксовал или остановился, пытаемся выехать, раскачивая его вперед и назад.
Водителям полноприводных машин желательно тоже объезжать высокие сугробы. Под верхним рыхлым слоем может быть прочный снежный пласт, достать который из-под застрявшего автомобиля будет весьма проблематично. Из тех же соображений не стоит ездить по глубокой колее.
Буксующая на льду машина освобождается из ледяного плена без применения подсыпки поперечными толчками. Прием выполним при наличии свободного пространства сбоку от скользкого участка.
Для извлечения машины, которая серьезно завязла в грязи, нужно поднять домкратом сторону кузова с буксующим колесом и уложить под него любые твердые предметы: камни, доски, ветки. Убедитесь, что в досках нет торчащих гвоздей и других острых металлических элементов.
Двигаться по песку следует, предварительно уменьшив давление в шинах и проверяя пешим ходом подозрительные участки траектории.
Камни и выбоины внушительного размера следует преодолевать, получая указания от попутчика, который находится снаружи и визуально контролирует процесс движения.
Что делать, если в бак автомобиля залили неправильное топливо
Как правильно буксировать машины с «автоматом», «роботом» или вариатором