Как выбрать пленку
Еще с десяток лет назад встретить на улице автомобиль оклеенный пленкой было большой редкостью. Машины эти привлекали к себе внимание, и многие не понимали что за матовая покраска. На самом деле никакой покраски не было, автомобили были покрыты пленкой. Сейчас оклейка становится все более популярной и не только с эстетической точки зрения, но еще и с практической стороны вопроса. Все больше автосервисов предлагают данную услугу. Более того, на рынке появилось два варианта оклейки. В данном материале мы попытались разобраться в плюсах и минусах обоих: оклейка винилом, она более экономичная, чем оклейка полиуретаном.
Официальное название покрытия — защитная антигравийная пленка. Она должна защитить лакокрасочное покрытие автомобиля от сколов и царапин. Никто из автомобилистов не застрахован от попадания мелких камней или других подобных неприятностей. В конце концов может упасть ветка с дерева и тоже повредить краску. Виниловые пленки появились на рынке первыми. Их структура напоминает пластик, форму и размер они меняют только при высоких температурах, затем остывают и затвердевают. Полиуретан по своим свойствам напоминает резину, этот материал может растягиваться без всякого нагрева, но затем принимать изначальный размер. Вторая антигравийная пленка довольно быстро нашла своих поклонников и стала выходить на рынок.
История ее создания довольно проста и отсылает к военным технологиям, как это часто бывает практически во всем. Затем уже эти технологии начинают завоевывать гражданский рынок. Полиуретан впервые был применен в армии Соединенных Штатов во время операции «Буря в пустыне» в Ираке. Ближний Восток местность песчаная, во время взлета и посадки вертолеты поднимали большое облако пыли. Мелкие песчинки наносили вред лопастям, поэтому их стали покрывать полиуретановой пленкой. Технологию быстро приметили автопроизводители и перехватили ее. Винил тоже сначала был разработан для рекламной продукции, всевозможных вывесок, то есть всего, что не подвергается агрессивному воздействию окружающей среды.
Однако самая главная разница между двумя покрытиями в том, что винил защищает только за счет своей толщины, а полиуретан благодаря свойствам. Возьмем для примера суровые зимние условия эксплуатации. При сильном холоде виниловые пленки попросту дубеют, любое малейшее на них воздействие, и они рвутся. Полиуретан при таких условиях вообще не утрачивает свои свойства и защищает лакокрасочное покрытие, как и в любое другое время года.
Винил или полиуретан: в чем отличия
Виниловая пленка чаще всего прозрачная, ее толщина составляет около ста микрон, это десятая доля миллиметра. Применяется главным образом для оклейки автомашин. Она хорошо зарекомендовала себя на рынке, так как защищает от попадания песка, мелких царапин или во время неаккуратной мойки. С минусами все автомобилисты тоже уже давно знакомы и смирились. Если автомобиль эксплуатируется в южных регионах или там, где много солнечных дней, то винил быстро выцветает, а при попадании на него реагентов начинает желтеть. Естественно все это сказывается на эстетике самого автомобиля. Есть еще и матовые варианты виниловой пленки, именно про них мы упомянули в самом начале. Машина начинает смотреться стильно. Но и тут есть свои недостатки. Стоит возникнуть какой-то царапине или сколу, то нужно будет менять весь элемент оклейки или продолжать ездить как ни в чем не бывало и забыть про стиль.
Толщина полиуретановой пленки больше и варьируется в диапазоне от 150 до трехсот микрон. С ней не страшны крупные сколы и глубокие царапины, защищает лакокрасочное покрытие автомобиля такая пленка лучше виниловой. Бывает так, что на парковке машину могут ударить соседней дверью или задеть магазинной тележкой. В этих случаях автомобили покрытые полиуретаном фактически защищены от неприятностей. К тому же полиуретан пропускает ультрафиолетовые лучи, а значит при оклейке автомобиля не нужно покрывать пленкой весь, достаточно только самые проблемные элементы, разница по цвету будет совершенно незаметна даже если машина эксплуатируется несколько лет.
Обыватель может спросить, если так, то почему все не перейдут на полиуретановую пленку? Ответ — стоимость. Она отличается в разы. В среднем полиуретан стоит в пять раз дороже винилового покрытия. Метр недорогой виниловой пленки стоит восемьсот рублей, то за метр полиуретановой нужно будет отдать около четырех тысяч. Все это без учета работы мастера.
В чем особенности пленок
В качестве. Сегодня наиболее известны три компании производителя пленок: 3М, которая раньше была известна как Venture Shield, вторая — Suntek и третья Hexis. Разница в стоимости каждой колеблется в пределах десяти, максимум, пятнадцати процентов. Но специалисты отмечают, что в 3М вместе со сменой названия компании ухудшилось качество. При этом пленки Hexis считаются самыми прозрачными и не дают шагреневого эффекта. Тем не менее сколько специалистов, столько и мнений, при покупке консультируйтесь у продавцов и мастеров сервисов.
Интересно, что клеят пленку на специальный мыльный раствор. Некоторые часто используют бесщелочной детский шампунь Johnson’s Baby или даже известную каждой домохозяйке посудомоечную жидкость Fairy. Кто-то вообще предпочитает использовать обыкновенную воду, но все же специальный мыльный раствор больше помогает пленке залипать. Во время оклейки могут образоваться заломы, так вот в случае с мыльной водой пленку можно легко подорвать и прокатить снова.
Можно ли оклеить автомобиль самому
Безусловно, только нужно соотнести понятия времени и стоимости. Да, за работу с вас возьмут определенную сумму денег, но и обклеят автомобиль предельно быстро. Сколько это займет времени у вас, если нет никакого опыта? К тому же просто так в гараже сделать это невозможно. Требуется специальное помещение, где будут отсутствовать сквозняк и, как следствие, грязь и пыль. Дело в том, что перед поклейкой пленка снимается с подложки как это бывает в случае с двухсторонним скотчем. При снятии образуется статическое электричество, которое тут же как магнит на поверхность притягивает мелкие частички пыли. К тому же температура в помещении должна быть комнатной от плюс 20 до 23 градусов по Цельсию.
Второй момент. Пленку нужно клеить на новый автомобиль, практически из салона. Любая машина, проехавшая хотя бы сто километров, уже будет иметь мелкие царапины и сколы на лакокрасочном покрытии. При этом пленкой эти недостатки вы не только не скроете, но и усугубите, под ней их будет лучше видно. Еще одна особенность полиуретановых пленок в том, что их нужно просушить. Сразу после оклейки автомобиль лучше не эксплуатировать. Машина должна постоять в помещении около двенадцати часов. Мастера по оклейке обычно советуют оставлять автомобиль с пленкой на ночь. Тут есть и практичный смысл. Вода под пленкой за это время высыхает и в случае появления каких-то недостатков, все можно быстро поправить.
Могут ли защитить автомобиль декоративные пленки
Пленки бывают не только прозрачные, о которых шла речь выше, но и декоративные — цветные и хромовые. Они тоже обладают защитным эффектом, но все же не до такой степени. Дело в толщине, которая не превышает ста микрон, а в некоторых случаях составляет и того меньше. Впрочем на рынке можно встретить декоративные пленки, которые защищают не хуже прозрачных и у них примерно такая же толщина. Причем они меняют еще и внешний вид автомобиля.
Цветные пленки могут создавать сразу несколько эффектов — под кожу, карбон, дерево и так далее. У хромовых есть своя особенность оклейки, тут мастера используют полусухой метод. Сначала мыльным раствором обрабатывается лакокрасочное покрытие автомобиля, а потом на поверхность накладывается пленка. Особенность хромовой пленки такова, что при ее подрывании возникают растяжки, голограммы и тогда все пропало. Вся работа насмарку, и такая часть пленки просто выбрасывается. Цветные пленки клеятся также как и прозрачные. Тем не менее если вести речь о защите, то большинство автолюбителей оклеивают свои машины декоративными пленками исключительно из-за эстетики.
Стоимость и уход
Теперь переходим к самому интересному — цене вопроса. Стоимость оклейки зависит от ряда факторов:
толщина пленки, ее цвет и вид
модель автомашины и особенности ее конструкции (например если сравнить BMW X6 и BMW X6M, то машины похожи, однако кузов несколько отличается, аэродинамический обвес, расширители колесных арок и даже цвет кузова влияют на сложность оклейки)
количество «арматурных» работ (они зависят от того, в каком объеме и какие детали вы захотите оклеить, для этого детали снимаются и устанавливаются впоследствии на место, бывает и так, что машину необходимо разобрать чуть ли не наполовину и снять все, что снимается).
Как видите, стоимость может быть совершенно разной. Если оклеить виниловой пленкой кроссовер типа KIA Sportage или Москвич 3, то стоимость обойдется, как минимум, в 35-40 тысяч рублей. Служить будет такая пленка при должно качестве оклейки не менее трех лет. Если эти же автомобили оклеивать полиуретановой пленкой, то смело прибавляйте около двадцати тысяч. Итого вы выйдите за пятьдесят тысяч. Но это все очень приблизительно. Более подробно цены нужно узнавать в автомастерской, везде есть свои особенности и все обговаривается на месте.
Не обязательно оклеивать весь автомобиль. Часто автолюбители стараются защитить самые уязвимые его части. Больше всего при эксплуатации страдают капот, передний бампер, крылья, чуть реже оклеивают крышу и поверхность за дверными ручками.
Особого ухода за пленкой не требуется, кроме очевидных. Матовое покрытие ни в коем случае нельзя подвергать полировке. На мойке нужно предупреждать сотрудников, что машина оклеена и с ней нужно быть аккуратнее. Не следует подносить распылитель близко к поверхности. Порой некоторые части машины оклеиваются встык, пленка в этих местах не заводится за детали, и если направить воду под определенным углом и при большом давлении, то она может задираться. Впрочем, знатоки всегда успокаивают тем, что при качественной работе пленка приклеивается практически намертво, и чтобы ее задрать нужно приложить немалые усилия. Пленку можно эксплуатировать не менее пяти лет, при этом не держите долго машину грязной, чтобы поверхность не пожелтела.
Сравнение винила и полиуретана
Мы подготовили небольшую таблицу, в которую поместили все свойства полиуретановой и виниловой пленок для сравнения.
|
Виниловая пленка |
Полиуретановая пленка |
Защитные свойства |
Защищает только от мелких царапин за счет толщины самой пленки |
Защищает от крупных царапин попадания камней и гравия, песка и мелкого щебня. Пленка крепкая, сложно порвать даже при сильном воздействии |
Физические свойства |
Форму и размеры меняет только при нагревании, после быстро твердеет и может порваться. Напоминает пластик, от удара может треснуть, легко режется |
Своей эластичностью и упругостью напоминает резину, может сильно растягиваться и обратно принимать свои размеры |
Незаметность |
Абсолютно незаметна в первый год эксплуатации, но потом может стать мутной или пожелтеть |
При качественной оклейке абсолютно незаметна. Если не держать машину грязной, то пленка не будет желтой или мутной |
Температурное воздействие |
При низкой температуре утрачивает защитные свойства, может потрескаться, легко рвется |
Не теряет защитных свойств в условиях эксплуатации машины при низких температурах |
Разработка |
Разрабатывалась для рекламных конструкций, на которых нет механического воздействия |
Военная разработка по заказу Министерства обороны США для защиты лопастей вертолетов от песка в пустыне |
Ультрафиолет |
Ультрафиолетовые лучи не пропускает, краска защищена от выцветания |
Полностью пропускает ультрафиолетовые лучи, автомобиль выгорает равномерно, ака и без пленочного покрытия |
Оклейка |
Быстро приклеивается, мгновенно схватывается, сушить не нужно |
Требуется просушка после оклейки, особенно в зимнее время |
Полировка |
Крупные царапины полировкой не удалить |
Полировка помогает удалить царапины либо их удаляют тепловым воздействием |
Снятие |
Местами остается засохший клей |
На автомашине не остается никаких следов |
Срок службы |
Не менее пяти лет |
Не менее пяти лет |
Стоимость |
800 рублей за квадратный метр |
4 000 рублей за квадратный метр |
Производство |
Широко представлена на рынке, разные производители при неоднородном качестве |
Очень сложная технология изготовления, производят только несколько крупных мировых брендов |
Краткие итоги
Выбор зависит только от владельца автомобиля. Если позволяют средства, то нужно выбирать полиуретановое покрытие. Оно дольше служит и больше защищает, а при продаже автомобиля пленку можно снять, и он будет выглядеть как новый. Винил это бюджетный вариант, он тоже защитит лакокрасочное покрытие, но в меньшей степени, к тому же виниловая пленка требует большего ухода.