Как прогреть авто
Пока температура на термометре не упадет ниже 0°C, водители не озадачиваются проблемой прогрева автомобиля. Разовые понижения температуры до 15-20 градусов мороза тоже не вызывают опасений у автомобилистов. Современные авто оборудованы такими отопительными системами, которые нивелируют эту проблему, пусть на это уходит на несколько минут больше обычного.
Но на просторах нашей страны есть регионы, в которых температура воздуха минус 30 – привычное погодное явление. А бывает, что столбик термометра опускается еще на 10-20 пунктов. Вот тогда водители и обнаруживают, что теплеть в салоне начинает только после 20 минут работы двигателя. В такие моменты водителям и нужны те приемы и технические средства, способствующие скорейшему прогреву машины, о которых пойдет речь. Обратим внимание не только на действенные методы прогрева авто, но и на неэффективные и небезопасные.
Откуда в салоне берется тепло
Нахождение автомобиля в теплом гараже или включение в наружную розетку помогает оптимизировать процесс прогрева салона. Если эти варианты не используются, то наполнить машину теплом изнутри можно двумя способами.
С помощью работающего мотора. Он сам выделяет тепловую энергию и снабжает ею другие электрические отопительные приборы автомобиля с использованием генератора.
С помощью людей, находящихся в транспортном средстве. Не секрет, что у людей есть масса и температура. Температура тела человека значительно превышает температуру воздуха в холодное время года. Поэтому и водитель, и пассажиры являются источниками тепла.
Второй способ имеет свои недостатки. Вместе с теплом, обогревающим салон, организм человека выделяет и влагу. Стекла машины замерзают изнутри, как только влага оседает на прохладном корпусе салона. Это очень мешает обзору, как и в ситуации с неработающей печкой. Опытные водители применяют в таком случае проверенный способ – открывают окна автомобиля, выравнивая температуру снаружи и внутри. Тогда шансы беспроблемно доехать до нужной точки, сохраняя приемлемый обзор, увеличиваются.
Таким образом, основным источником тепловой энергии является мотор. Он позволяет прогреть салон машины эффективно и с минимумом тепловых потерь. При этом стоит придерживаться действий в определенной последовательности.
Три этапа прогрева двигателя
Добиться выделения двигателем тепловой энергии, позволяющей быстро согреть салон машины – непростая задача. Непосредственный впрыск топлива и турбонаддув, применяемые в современных моторах, не предусматривают выделение избыточного объема тепла. Для соответствия современному уровню комфорта и экологическим нормативам производители вынуждены решать не столько задачу по охлаждению двигателя, сколько по его скорейшему разогреву до оптимальной температуры в холодное время года.
Для достижения этой цели на современных машинах перед радиаторами устанавливаются автоматические жалюзи, автомобили оборудуются термостатами. Для охлаждения блока цилиндров и его головки существуют отдельные контуры системы охлаждения. Бывают турбодизельные агрегаты, которые, не имея в системе охлаждения догревателя, не входят в рабочий режим на холостых оборотах в холодное время года.
Если турбодвигатель имеет малый объем, проблема приобретает еще большие масштабы. По весу такие моторы сопоставимы с более старыми моделями большого объема за счет установленного навесного оборудования. Эти металлические детали оттягивают тепло на себя и просто выпускают его в воздух вокруг машины. Вот почему зимой в условиях Крайнего Севера водители укутывают моторы сохраняющими тепло покрывалами.
Практика показывает, что можно сократить в разы время прогрева даже самых «холодных» двигателей. Эту процедуру стоит проводить в 3 этапа.
1. Этап первый. Заводим автомобиль – мотор работает после старта пару минут на холостом ходу. За это время двигатель хорошо «разомнется», студенистое масло начнет свое движение по каналам, зашевелятся заслонки, произойдет проверка работоспособности датчиков. Электронным сигналом к переходу в обычный рабочий режим у авто нынешнего поколения является уменьшение оборотов мотора. Этот процесс можно отследить по показаниям тахометра на приборной панели.
2. Этап второй. Трогаемся с места, не дожидаясь значительного повышения температуры охлаждающей жидкости. Едем плавно, без резких движений, включив первую передачу, со средней пешеходной скоростью, сохраняя обороты двигателя на уровне ниже средних. Если проехать большее расстояние, чем обычно, вы заметите, что двигатель разогрет существенно лучше, чем при нахождении машины на месте. Такая методика полезна и другим узлам и агрегатам автомобиля, в частности, подвеске и трансмиссии. Они работают в облегченном варианте, а при прогреве машины, стоящей на месте, не разогреваются совсем.
Большие обороты холостого хода двигателя ведут к ускоренному износу деталей, и нагрузкой как таковой не являются. Но ведь мотор создан, чтобы работать. Поэтому прогревать мотор при медленной езде гораздо предпочтительнее, чем стоя на месте. Меньший износ двигателя – серьезный довод в пользу движения.
3. Этап третий. О его начале символизирует движение стрелки температуры мотора. Не стоит думать, что можно сразу ехать со скоростью 60 – 90 км/ч. Лучше некоторое время передвигаться в скоростном режиме 40 – 50 км/ч. Набирая быстро максимально допустимую скорость, вы подставляете под мощный поток холодного воздуха едва теплый двигатель и абсолютно холодную машину. Это приводит к тому, что тепловая энергия, которую вы собирались использовать на обогрев салона, «обогреет» лишь пространство снаружи авто. К тому же, температурный датчик устанавливается в самой теплой точке охлаждающей системы. Прогрев всего двигателя продолжительнее по времени, чем об этом говорит стрелка прибора.
Как быстро прогреть салон
Заведенный, но еще холодный и не набравший рабочие кондиции мотор, не может согреть находящихся в машине людей. Но повышать уровень тепла в салоне можно, не дожидаясь нагрева двигателя. При этом нужно сделать выбор между комфортным физическим состоянием водителя, пассажиров и ресурсом узлов и агрегатов авто.
Речь идет, прежде всего, об износе генератора. Показателем того, что аккумулятор в холодное время года не разряжается и держит заряд, может служить его быстрое включение. Генератор помогает аккумулятору восполнить энергетические потери. В этом случае на втором этапе прогрева можно нагрузить двигатель посредством генератора с дополнительной выгодой. Включите все приборы электрического подогрева: руля, стекол, сидений, даже если на них никто не сидит. Но помните, что это серьезно нагружает генератор и влияет на его износ. Поэтому определитесь, что важнее – комфорт пассажиров или «здоровье» автомобиля?
При работающем двигателе вентилятор отопителя включаем на повышенные обороты, направляя воздух на стекла. Это исключит их оледенение при движении и появление трещин при колебании температур. Нагревание стекол будет относительно равномерным и неторопливым. Одновременно с вентилятором нужно включить терморегулирование или рециркуляцию. Это позволит повторно нагреваться уже теплому воздуху без вмешательства холодных потоков снаружи. Таким образом, мотор будет нагреваться, а система – постепенно прогревать салон.
Применение такого метода возможно, если система отопления автомобиля не укомплектована воздушными электрообогревателями, работающими по принципу фена. Отопительные системы больших джипов, машин с «холодными» моторами, работающими на солярке, снабжены подобными устройствами, поэтому описанный выше метод им не подходит. В таких авто теплый воздушный поток начинает поступать мгновенно, а система климат-контроля предусматривает функцию прогрева салона в интенсивном режиме. Либо эта функция активируется автоматом, ориентируясь на конкретную температуру воздуха.
При смешивании дыхания водителя и пассажиров с рециркулирующими воздушными струями повышается влажность. Из-за этого запотевают или начинают обмерзать окна. До начала движения по дороге с серьезным трафиком нужно добиться стабильной работы от климатической системы, чтобы иметь хороший обзор.
Дополнительные способы прогрева салона
Существует несколько способов быстро наполнить теплом салон авто, в котором отсутствуют функции дополнительного подогрева воздуха, рециркуляции, подогрева сидений.
Ряд фирм занимается установкой встроенной системы подогрева сидений. Производятся сейчас и так называемые «грелки» для автомобильных кресел, которые можно задействовать в холодное время года. Они представляют из себя аккуратные чехлы или коврики, которые размещаются на задних пассажирских местах.
Можно использовать и мобильные тепловентиляторы для автомобилей, работающие от прикуривателя. Важно выбрать грамотно сконструированный тепловентилятор с оптимальным креплением и не критичной мощностью для авто – в пределах 200 – 300 Вт. Иначе могут возникнуть проблемы в виде перегрева электросистемы авто, оплавления, замыкания ее элементов и даже возгорания.
Более эффективными считаются электроподогреватели, которые монтируются непосредственно в заводскую отопительную систему. С ними также могут возникнуть сложности. Первая потенциальная проблема – гарантия после несанкционированной заводом установки. Кроме того, такие подогреватели требуют постоянных проверок, а их плохое качество или неудачный монтаж быстро разряжают аккумулятор.
Для сохранения тепла можно применить и народные способы: одеяла для мотора и разнообразные задвижки для радиатора. Использовать их логично только при очень низких температурах. Одеяла помогают сохранять тепловую энергию от мотора в его рабочем и нерабочем состоянии. Задвижки-заслонки призваны защитить двигатель от мощных потоков морозного воздуха. Использование таких методов в более теплых погодных условиях нежелательно, поскольку нарушает естественный обдув мотора. Это чревато перегревом его частей и элементов.
Довольно популярна в широтах Крайнего Севера и на сибирских просторах установка добавочного дверного уплотнения, звукоизоляции и двойных стекол. Эти приспособления не дают дополнительного тепла, но помогают сохранять его в салоне. Если вы живете в регионе, где реальные холода наступают всего пару дней за зиму, тратиться на такие приспособления нет смысла. Но известно, что двойные стекла оберегают окна от обледенения и препятствуют быстрому остыванию салона машины. В летнее время такая «стеклоизоляция» сохраняет салон от перегрева. Не отказывайтесь от такой опции, если вам предлагают ее при покупке авто.
Очень многое зависит и от правильного подбора одежды. Некоторые автолюбители даже в сильный мороз одеваются легко в надежде, что любимый «железный конь» согреет. В результате приходится полчаса вертеться на кресле с подогревом, ожидая, когда же в салоне станет комфортно. При таком подходе можно запросто заболеть. Лучше оденьтесь по погоде, в теплую одежду. Если в салоне станет жарко, куртку или свитер всегда можно снять и положить на сиденье. Аналогично должны поступить и ваши пассажиры. И через непродолжительный временной отрезок даже в очень просторном салоне возникнет уютный температурный режим благодаря человеческому теплу.
Как прогреть авто заранее
Существуют и другие способы и устройства, благодаря которым вы сможете прогреть свою машину заранее. Вы не только подготовите авто к поездке, но и создадите для себя комфортную атмосферу в салоне с первых минут пребывания в нем.
В странах Скандинавии стоянки на улицах оборудованы специализированными розетками. К ним можно подключить машину с электроподогревателем, встроенным в систему охлаждения. Включится нагрев по таймеру или датчику, и к приходу водителя двигатель будет теплым. Аналогичным образом можно прогреть и салон. В северных районах России есть аналог описанных выше систем – автомобили с проводами, идущими из-под капотной части. На данный момент это, скорее, индивидуальное ноу хау отдельных мастеров-автомобилистов, а не системное решение проблемы в стране.
Можно установить на машину подогреватель, работающий автономно на топливе. Вы запускаете его удаленно или в определенное время по таймеру и получаете тот же результат. Здесь есть и преимущества, и недостатки. К первым отнесем независимую работу подогревателя одновременно с двигателем, что гарантирует быстрое достижение нужной температуры последнего. А главный из недостатков – это увеличение расхода топлива. К тому же, подогреватель должен быть хорошего качества из линейки производителей, зарекомендовавших себя с лучшей стороны. Очень важна правильная установка, иначе возможны неисправности и возгорания.
Есть еще один способ предварительного прогрева – автозапуск. Пожалуй, самый известный и дешевый в реализации (по сравнению с установкой под капот дополнительного устройства). Метод заключается в самостоятельном электронном запуске мотора до прибытия водителя. Но и здесь имеются минусы (как показывают тесты): низкая экологичность, большой расход топлива, низкая скорость прогрева.
Выбор любого из перечисленных способов прогрева авто не отменяет необходимость утепления салона и мотора. Также нужно заниматься диагностикой и профилактикой системы охлаждения двигателя и отопления. Помешать быстрому прогреву авто могут элементарный засор, сломавшаяся заслонка в климатическом агрегате, неожиданно вышедший из строя датчик или термостат.
Выводы
Подытоживая вышесказанное, сделаем несколько тезисных выводов:
если салон авто при включенном моторе на морозе минус 20-25 градусов прогревается слишком долго (более получаса), нужно обращаться в сервисный центр для проверки работоспособности систем отопления и охлаждения мотора;
машины, в которых установлены современные двигатели (особенно небольшого объема), не нужно прогревать в статичном положении без движения. Более эффективна такая методика: завелись, постояли минуту-другую (лучше с применением «драйва») и неторопливо поехали. Минимальная скорость на начальных километрах уменьшает время прогрева двигателя приблизительно в 2 раза;
добиться ускорения прогрева салона можно включением всех электрообогревателей сразу после начала работы мотора. Вентиляционную систему ввести в режим терморегулирования, заставляя нагретые печкой воздушные потоки циркулировать исключительно в салоне. Начав движение, делаем все с точностью до наоборот: электрообогреватели отключить, рециркуляцию прекратить, вернув обычный режим системе климат-контроля;
максимально прогреть салон поможет автономный обогреватель – с дистанционным управлением или таймером. Выбирайте грамотных специалистов для монтажа. Дешевле обойдется установка сигнализации с автозапуском, но и эффективность будет ниже. Коврики или накидки с подогревом, тепловентиляторы и другая аналогичная техника не решит вопрос на 100%;
садясь в салон, одевайтесь по погоде. Не надейтесь согреться исключительно за счет тепла от автомобильной печки. Пока добежите до машины, можно заболеть. Лучше одеться чуть теплее, чем нужно, а потом снять лишнюю одежду в машине.
Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора