Как выбрать автомобильный аккумулятор
С каждым годом эксплуатации автомобиля емкость его аккумулятора постепенно снижается. Проходит несколько лет, и двигатель может не завестись при вполне умеренных зимних температурах от минус десяти до минус пятнадцати градусов. Аккумулятор можно заряжать, но со временем и эта процедура может утомить. Рано или поздно вы примите решение поменять аккумуляторную батарею. Мы составили краткую инструкцию, которая поможет выбрать правильный аккумулятор.
Как выбрать тормозную жидкость
Нужно определить размер
Первый важный момент. В любом автомобиле под аккумуляторную батарею (АКБ) отводится специальное место. Как правило, это ниша, которая имеет свои размеры. Если купить АКБ большего размера, то он просто не поместится, если размеры будут значительно меньше, то может не хватить регулировок крепления. Узнать размер не составит труда:
параметры могут быть указаны в технической документации к автомашине;
на самом аккумуляторе может быть наклеена этикетка, даже если размеры батареи там не указаны, то название компании производителя и модели наверняка будут, дальше нужно заняться поиском в интернете;
в конце концов, можно взять рулетку, замерить площадку, а затем искать подходящую АКБ.
Выбираем емкость и пусковой ток
Нужно открыть инструкцию по эксплуатации автомобиля, найти раздел, посвященный аккумуляторной батарее. Там есть вся информация по поводу установки аккумулятора, какой может подойти для машины. Конкретная модель может быть не указана, но емкость, пусковой ток будут обязательно.
Если машина куплена с рук и вы уже не первый владелец, то инструкции может и не быть. Тогда просто открываем капот и смотрим, какая АКБ установлена. Обычно сверху или сбоку есть информация и характеристики аккумулятора. Например, на картинке батарея компании BOSCH, где на нижней строке синего цвета есть все данные — модель, пусковой ток и емкость.
Обратите внимание на пусковой ток (А). В нашем случае он составляет 540А, и это максимальная величина тока, которую может выдать АКБ при запуске мотора. Если приобретете батарею с меньшим пусковым током, нежели рекомендованный, то ждите проблем. Двигатель может не запуститься. Напротив, если тока больше, то страшного ничего нет. Стартер при запуске мотора возьмет столько, сколько ему будет необходимо.
Полярность АКБ
Полярность аккумуляторной батареи можно определить по тому, как расположены клеммы. Тут все просто, если плюсовая красная клемма находится слева, а синяя справа, то такая полярность называется прямой. Если слева синяя клемма, а красная справа, то полярность обратная. Вопрос, с какой стороны смотреть? Поставьте аккумулятор к себе лицевой стороной, на ней обычно наклеена этикетка производителя. Как вариант, аккумуляторную батарею можно развернуть, однако не всегда может хватить длины разъемов, чтобы достать до соответствующих клемм.
Размер клемм аккумулятора
Еще двадцать лет назад большинство автомобилей в восточной части страны были японскими праворульными. Их водители подтвердят, что размер клемм в аккумуляторах таких автомобилей отличается от европейских. Таким образом есть два вида аккумуляторов — европейские и азиатские.
Размер стандартных европейских:
диаметр красной клеммы — 19,5 миллиметров
диаметр синей клеммы — 17,9 миллиметров
Размер азиатских:
диаметр красной клеммы — 12,7 миллиметров
диаметр синей клеммы — 11,1 миллиметров
Диаметр клемм должен быть указан в технических характеристиках. Если мануала нет, то нужно просто замерить диаметр на старой аккумуляторной батарее. Ошибиться нельзя, поскольку есть риск, что контакты не подойдут к клеммам либо будут свободно болтаться.
Виды обслуживания АКБ
Аккумуляторы бывают необслуживаемые и частично или полностью обслуживаемые. Первые необходимо менять через пять, максимум, семь лет эксплуатации в зависимости от производителя. Вторые нуждаются в проверке хотя бы раз в год.
С частично обслуживаемыми аккумуляторными батареями все несколько проще. В них есть небольшое окошко, где виден уровень дистиллированной воды. Проверяется он, как правило, два раза в год, перед осенне-зимним и весенне-летними сезонами. Если воды мало, то ее следует добавить.
В случае полностью обслуживаемых аккумуляторов все несколько сложнее. Батарея нуждается в большем внимании и времени. У нее нужно измерять плотность электролита и проводить десульфатацию.
Выбор аккумулятора для автомобиля
На рынке производители предлагают приобрести аккумуляторные батареи четырех видов: свинцово-кислотные, кальциевые, гибридные и AMG. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Свинцово-кислотные
Одни из наиболее распространенных аккумуляторов. Плюс этих батарей заключается в относительно небольшой стоимости, хорошего ресурса и высокой удельной мощности. Собственно АКБ это и есть аккумуляторная кислотная батарея, а особенности следующие:
бывают обслуживаемые и необслуживаемые;
наиболее доступны на рынке;
подвержены саморазряду;
срок службы от двух до пяти лет.
Кальциевые
У этого типа батарей есть свои плюсы и минусы. Они не нуждаются в обслуживании. В сравнении с предыдущим вариантом у них значительно ниже показатель саморазряда, зато высокая чувствительность к глубокому разряду. Если несколько раз основательно разрядить этот аккумулятор, то снова его зарядить на полную не получится и нужно будет менять. При должном уходе такие аккумуляторы могут прослужить, как минимум, пять лет. Итак,
аккумулятор не нужно обслуживать;
высокая чувствительность к глубокому разряду;
срок службы пять лет и более.
Гибридные
Само название говорит о том, что эти аккумуляторные батареи совмещают в себе характеристики первых двух вариантов. Выходит так, что они как бы разделяются по полюсам батареи. Саморязряд у гибридных батарей довольно низкий и хорошая устойчивость к глубокому разряду. Такую батарею не нужно обслуживать, а работать она будет до пяти лет. Если коротко:
нет нужды в обслуживании;
низкий саморазряд;
устойчивость к глубоким разрядам;
срок службы около пяти лет.
AMG
Самое новое поколение аккумуляторов, которые устанавливают на современные автомобили. Они отличаются очень быстрой разрядкой и способностью постоянно выдавать пусковой ток. Всем уже давно и хорошо известны автомашины с системой запуска двигателя Старт/Стоп. В них как раз установлена аккумуляторная батарея AMG. Система во время коротких остановок и пробок все время глушит мотор и тут же заводит его, как только водитель начинает движение. Срок службы у этих батарей тоже довольно большой по сравнению с предшественниками — до десяти лет. Суммируем:
отличаются быстрой зарядкой;
устанавливаются на автомобили с системой Старт/Стоп;
срок службы до десяти лет.
Все первые три типа аккумуляторных батарей взаимозаменяемы, а вот если у вас аккумулятор AMG, то поменять его можно только на такой же. Стоимость его тоже гораздо выше, чем у других типов аккумуляторов.
Краткие выводы
Размеры, емкость, уровень пускового тока аккумулятора можно узнать из руководства по эксплуатации автомобиля, либо посмотреть на старой батарее.
При замене аккумулятора можно выбрать новый с той же или большей емкостью и значением пускового тока, а вот с меньшей ни в коем случае нельзя.
Когда будете выбирать новый аккумулятор, обращайте внимание на строку про необходимость обслуживания.
Наиболее современный тип аккумуляторов — AMG. У них самая высокая стоимость и заменить их другим типом АКБ не представляется возможным.