Каким должно быть давление масла в двигателе
Уже когда разрабатывались первые двигатели внутреннего сгорания, а об автомобилях еще и речи не шло, было очевидно, что моторы нуждаются в хорошей смазке. Конструкторы думали об этом на заре машиностроения, а уж сейчас, когда скорость и мощность современных автомобилей по сравнению с их предками столетней давности возросла кратно, смазке, читай маслу, уделяется еще большее внимание. Производители конкурируют между собой и улучшают качество масляной жидкости, но для двигателя важно не только качество, но и давление, под которым масло циркулирует. Об этом показателе и пойдет речь в данном материале: каким должно быть давление, как оно измеряется и почему может отклоняться от нормы.
Как почистить дроссельную заслонку
Для чего вообще необходимо давление масла
Двигатель представляет собой различные сплавы и металлические детали. В их работе неизбежно происходит трение, а там где соприкасаются твердые поверхности, то возникает их быстрый износ, перегрев и деформация. Предотвратить это можно только с помощью регулярной смазки деталей во время их работы. Для этого и необходимо масло.
Автомобиль это сложное инженерное устройство, в нем есть различные группы механизмов, в которые необходимо подавать масло. Если речь идет о цепном приводе газораспределительного узла, то тут масло подается методом разбрызгивания, и таким образом детали смазываются. С кривошипно-шатунным механизмом все сложнее. Здесь самые важные детали от распределительных и балансирных валов до подшипников турбокомпрессора нуждаются в смазке. Сюда масло подается через небольшие каналы. Оно гарантированно должно попадать на все детали, поэтому должно быть определенное давление, чтобы масло вовремя и, главное, в достаточном количестве достигло пар трения. Такая задача поставлена перед масляным насосом, который засасывает масло из картера, а затем через фильтр и систему смазки распределяет по тем самым узким каналам.
Как узнать, что давление стало слишком слабым? Определить это визуально или каким-то иным способом не получится. Если с уровнем все понятно, берем щуп и смотрим, то давление создается только во время работы мотора. Во многих современных автомобилях масляный насос начинает вращаться благодаря приводу от коленчатого вала. Поэтому давление масла проверяется автоматически благодаря соответствующему датчику. Он находится на одной из магистралей, и если давление падает, то посредством электронной системы управления подается сигнал на аварийную лампу на панели приборов. Она загорается и информирует водителя о неполадках. На экране бортового компьютера появляется строка, предупреждающая о низком давлении масла. В старых автомобилях принцип тот же самый, хотя система оповещения гораздо проще. В любом случае водитель увидит, как загорелась лампочка. После этого нужно остановиться, заглушить двигатель и выяснить, в чем причина такого поведения механизмов.
Какое давление масла в двигателе будет оптимальным
Универсального ответа вы не получите, все относительно. Представьте, что вы увидели аварийную лампочку, предупреждающую о низком давлении масла. Как проверить давление и понять, что нужно сделать? Обратимся к исходным данным о том, какое давление масла в двигателе внутреннего сгорания можно считать оптимальным. Понятно, что конкретную цифру мы не определим. Допустим двигатель работает на холостых оборотах и тут ему необходимо гораздо меньшее количество масла, нежели с большой нагрузкой на детали во время езды и работе на повышенных оборотах. Чем больше нагрузка, тем больше масла необходимо. Обычно для бензиновых моторов существуют такие показатели в отношении давления:
минимальные обороты во время холостого хода двигателя — около одной-двух атмосфер (0,1–0,2 МПа);
частота вращения от 4500 до 5500 оборотов в минуту — от 4 до 6,5 атмосфер (0,4–0,65 МПа).
Цифры средние и ориентировочные. Те значения, которые рекомендует производитель могут быть разными, уменьшаться или увеличиваться в каждую сторону. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации, в ней должно быть все указано в отношении конкретной модели любого автомобиля.
Проверка давления масла в двигателе
Мы сказали о том, что давление нельзя измерить во время работы мотора, если загорелась аварийная лампочка, но при помощи специальных приборов сделать это вполне возможно. Еще со школьных курсов физики известно, что любое давление измеряется манометром. Он есть на любой станции технического обслуживания. Нет необходимости приобретать его владельцам автомобилей, ведь процедура это довольно редкая.
Существует специальный диагностический комплект, в него входит сам манометр со шлангом и адаптеры, которые нужны, чтобы подключать к различным моторам. Все очень просто, прибор соединяется с масляной магистралью, перед этим снимают штатный датчик давления. Затем нужно завести двигатель и подавать различные обороты. На каждом уровне специалист проводит замер уровня давления.
Почему давление становится низким или высоким
Кроме самого измерения давления нужно понимать, почему оно может не соответствовать уровню. Быть высоким и подавать чрезмерное количество масла, или низким, что грозит износу деталей и поломке двигателя. Представим наиболее распространенные причины слишком низкого или высокого давления.
В системе недостаточное количество масла
Одна из самых распространенных причин — в картере мало масла. Именно поэтому нужно регулярно проверять его уровень. Причем до критических отметок масло может снизиться не только из-за возможных утечек, но также и расхода на угар. Тогда во время резких поворотов автомобиля или при движении на высоких оборотах двигателя насос вместо масла начнет засасывать газы из картера. Главное вовремя все это обнаружить и долить масло в систему, а потом уже разбираться, почему его уровень упал столь резко.
Увеличенные зазоры между деталями мотора
Очень неприятная причина. Между деталями могут образоваться значительные зазоры. Масло будет поступать, но его нужно гораздо больше. Зазор может возникнуть между шатунными шейками коленвала и вкладышами. Происходит это вследствие сильного износа механизмов и деталей. Давление масла резко снижается, и простого решения тут нет. Двигатель нуждается в капитальном ремонте.
Износ масляного насоса
Заметить такую поломку непросто, но в случае резкого изменения уровня давления нужно проверить и насос. Если он отказал совсем, к примеру, может сломаться привод, то это будет видно в салоне автомобиля по красной лампочке давления масла на приборной панели. Она сигнализирует о том, что прекратилась прокачка масла. Однако насос может выполнять свои функции, но требуемого давления не подавать, потому что возникли неисправности в нем самом. Тут могут быть какие-то отложения на деталях, может засориться сетка маслоприемника и насос не будет пропускать достаточного количества масла. Необходима диагностика, если ее не проводить, то многие подвижные детали двигателя не будут как следует смазываться, и тогда ждите поломки. Обычно масляный насос снимают, чистят его, ремонтируют, а если неисправность критичная, то просто заменяют на новый.
Поломка редукционного клапана
Клапан важная деталь самого насоса, он находится в его корпусе и регулирует давление. Бывали случаи когда клапан заклинивало, он оставался в открытом положении и насос работал вхолостую, не подавая масло в систему двигателя. Такое положение дел тоже грозит износом деталей.
Разжижение масла топливом или охлаждающей жидкостью
В масло может попасть топливо или охлаждающая жидкость, что приводит к его разжижению и утрате вязкости. Следовательно, падает и давление. Нужно проверить прокладки двигателя или топливного насоса и при необходимости заменить их.
Противоположной проблемой может быть высокое давление масла. Хорошего в этом тоже ничего нет. В результате высокого давления масла может быть разрушен масляный фильтр. Смазка может протекать через прокладки и уплотнения. На такое положение дел указывает несколько причин.
Масло слишком густое
Когда вязкость масляной жидкости высокая, увеличивается давление. Редукционный клапан срабатывает только при критической ситуации. В результате на низких оборотах двигателя будет повышенное давление масла. К тому же опасность вызывает плохое проникновение густого масла в зазоры между различными деталями. Из строя могут выйти вкладыши коленчатого вала.
Забит редукционный клапан
В данном случае напротив, клапан заклинивает из-за каких-либо отложений и при высоком давлении он не открывается. Чаще всего, чтобы решить эту проблему, необходимо прочистить и промыть систему смазки.
Каналы системы смазки загрязнены
В случае загрязнения каналов системы смазки резко уменьшается их пропускная способность. Различные пары деталей в местах трения могут испытывать масляный голод. Решить эту проблему поможет промывка системы смазки.
Забит масляный фильтр
Если масляный фильтр загрязнен, то он тоже оказывает большое сопротивление потоку жидкости. В результате увеличивается давление. Обычно конструкцией в фильтре предусмотрен перепускной клапан. Как только давление увеличивается, он может пустить масло по другому пути. Проблема в том, что масло в такой ситуации не очищается. Любые мелкие частицы будут попадать на трущиеся детали и повреждать их. В данном случае нужно заменить фильтрующий элемент на новый вместе с маслом.
Краткие выводы
В исправной системе смазки масло циркулирует под определенным давлением. Оно может быть разным и зависеть от оборотов мотора.
Если давление падает до критического уровня, то водителя предупредит электронная система, на панели приборов загорится индикатор или появится текст про изменение масляного давления.
Для двигателя одинаково опасно как низкое, так и высокое давление масла.
Решение проблемы с давлением зависит от причины. Все может быть решено довольно просто и дешево, например, промывкой системы смазки, или сложно и дорого — капитальным ремонтом двигателя.