8 мин.

Раздаточная коробка: как она устроена и зачем нужна автомобилю

Не каждая полноприводная машина имеет одинаковую проходимость. Во многих моделях крутящий момент ДВС передается через КПП на колеса, причем не на все: на некоторые тяга передается только в случае необходимости, чего вполне достаточно в большинстве случаев. Однако для передвижения по бездорожью транспортные средства оснащаются дополнительным трансмиссионным элементом, который носит название – раздаточная коробка. Для внедорожников – это незаменимый агрегат. В данном материале вы узнаете, что такое раздаточная коробка и какие задачи она выполняет.

Как сохранить номер автомобиля при продаже

Что такое раздаточная коробка передач и где она расположена

Устройство, часто называемое «раздаткой», устанавливается на транспортные средства с полным приводом. Оно ответственно за распределение крутящего момента ДВС между осями машины (передней и задней). Помимо этого, в случае необходимости с помощью «раздатки» можно подключить/отключить один из мостов. Также, благодаря наличию дополнительной понижающей передачи, предусмотрена возможность увеличения крутящего момента на колесах со снижением скорости движения автомобиля. 

Обычно раздаточная коробка передач в машине выступает в качестве отдельного устройства трансмиссии и располагается после КПП. Однако в некоторых случаях «раздатка» может быть встроена в коробку передач, т. е. объединена общим корпусом. Подобные вариации встречаются не так часто, однако они существуют. 

Устройство раздаточной коробки передач

Конструктивно раздаточная коробка – это устройство в разъемном корпусе, заполненном маслом. Помимо этого, здесь размещаются такие важные части, как:

  • Ведущий вал, связанный с коробкой передач.

  • Приводные валы, соединенные с мостами (передним и задним.)

  • Зубчатая/цепная передача, связывающая валы.

  • Блокировка дифференциала, предназначенная для распределения крутящего момента между мостами, а также межосевой дифференциал, обеспечивающий фиксацию. 

  • Понижающая передача с синхронизатором с помощью которых можно снизить скорость вращения колес увеличив крутящий момент на них. 

Если взглянуть на все комплектующие, то можно безо всяких проблем представить, что такое раздаточная коробка, к тому же принцип ее работы прост и понятен. Ведущий вал создает вращение, которое через систему передачи и межосевой дифференциал (при его наличии) поступает на ведомые. Часто ведомые можно заблокировать. Важно также понимать, что конструкция имеет отличия как в компоновке, так и в возможностях.

Виды раздаточных коробок

Когда речь заходит о классификации подобных устройств, то по конструкции они подразделяются на несколько категорий. Разделение происходит по типу привода ведущих мостов, по количеству передач и по расположению валов привода ведущих мостов. Итак, рассмотрим каждый из вариантов более подробно.

Тип привода ведущих мостов

На основании типа привода ведущих мостов «раздатки» подразделяют на следующие варианты:

  • раздаточные коробки, имеющие дифференциал в приводе ведущих мостов;

  • «раздатки», предусматривающие жесткое переключение ведущих мостов;

В первом случае благодаря дифференциалу появляется возможность вращения приводных валов с различной скоростью. Таким образом возникает гарантия безопасного перемещения с полным приводом по асфальтированной дороге. Во втором случае, благодаря отсутствию межосевого дифференциала, коробка имеет более простое строение. Таким образом увеличивается проходимость автомобиля в условиях бездорожья, однако управляемость ТС ухудшается, при этом повышается нагрузка трансмиссии на асфальтированное покрытие. Таким образом подобные устройства предусматривают подразумевают отключение одного моста при движении по твердым поверхностям.

Расположение валов привода

На основании размещения валов привода раздаточные коробки можно разделить на:

  • Устройства, оснащенные соосными валами. В этом случае ведущий вал находится на одной оси с приводным валом заднего моста;

  • «Раздатки» с несоосными валами. В данном варианте совпадение осей приводного вала заднего моста и ведущего вала отсутствует.

В первом случае основное достоинство кроется в простоте конструкции. Второй тип выделяется компактностью и хорошим КПД.

Рассматривая раздаточную коробку на основании количества передач, можно встретить устройства с одной или несколькими ступенями (2-3). Самым востребованным вариантом является двухступенчатые «раздатки», которые подходят большинству владельцев внедорожников с полным приводом.

Дифференциалы бывают симметричными и несимметричными. Во втором случае между осями нет равного деления крутящего момента. К тому же сегодня существуют различные виды блокировки межосевого дифференциала:

  • Фрикционная многодисковая муфта. В случае пробуксовки, т. е. значительной разницы скоростей вращения валов задней и передней оси, она сжимает фрикционы. Исходя из силы, воздействующей на валы, происходит подбор силы блокировки.

  • Вязкостная муфта. Внутри нее находятся пластинчатые диски, которые соединяются с приводными валами. При этом они погружены в специальный состав. В случае пробуксовки, жидкость нагревается, что способствует повышению ее вязкости. Именно благодаря этому происходит блокировка муфты.

  • Червячная блокировка. Представлена механическим устройством, в котором используется система шестерен. Шестерни точно и быстро справляются с перераспределением крутящего момента, благодаря чему происходит блокировка.

Каждый вариант имеет свои особенности. Вязкостные и фрикционные муфты подвержены быстрому перегреву, к тому же они медленно работают. В случае с червячной блокировкой, она, при чрезмерной нагрузке, может выйти из строя. 

Режимы работы раздаточной коробки и ее управление

Управление раздаточной коробкой подразделяется на механическое и электронное. В первом случае для этого предусмотрен рычаг, расположенный в салоне машины, во втором вместо рычага используются селекторы или кнопки. Современные полноприводные авто также оснащаются автоматическим переключателем. В этом случае ЭБУ считывает показания датчиков и на их основании самостоятельно производит регулировку распределения тяги по осям, а также блокировку дифференциала. Также существуют модели, в которых предусмотрена функция отключения электронного управления и переход к ручному режиму. Однако внедорожные универсалы и кроссоверы редко оснащаются подобной функцией, вместо этого используется только электронный вариант.

В случае с механическим и электронным управление «раздатки», селектор/рычаг, находящийся в салоне, предусматривает несколько положений. Именно положение отвечает за определение алгоритма работы полного привода. На основании марок и фирменных типов полного привода, режимы работы могут иметь различную маркировку. Чаще всего встречаются следующие варианты:

В случае с жестким подключением полного привода:

  • 2H — привод на одну ось;

  • 4H (4WD) — полный привод;

  • 4L — пониженная передача.

В случае с постоянным полным приводом:

  • 4WD Auto (4H) — полный привод с автоматическим распределением крутящего момента по осям;

  • 4WD Lock (4HLc) — полный привод с активированной блокировкой межосевого дифференциала или муфты;

  • 4WD Low (4LLc) — пониженная передача с активированной блокировкой межосевого дифференциала.

В конечном итоге все равно лучше обратиться к руководству по эксплуатации – это позволит точно определить значение той или иной маркировки и разобраться в условиях применения различных режимов.

Возможные неисправности раздаточной коробки

«Раздатки» подвергаются серьезным нагрузкам, особенно когда речь заходит об их использовании в условиях бездорожья. По этой причине важно проводить своевременное обслуживание устройства и следить за признаками возникновения неисправностей. К основным симптомам надвигающейся поломки относятся:

  • Излишний шум/гул. Обычно данные симптомы характерны для выхода из строя подшипников валов. 

  • Сильные вибрации. Чаще всего через время возникнет гул, что также может быть связано с износом подшипников или же с несбалансированностью карданных валов.

  • Плохое переключение передач. Проблема возникает в случае деформации вилки включения или неисправности шестерен. Могут возникнуть проблемы с включением режимов или с их самостоятельным отключением.

  • Рывки, возникающие во время разворота автомобиля. В этом случае дифференциал находится в постоянном режиме блокировки, что увеличивает нагрузку на трансмиссию. 

  • Утечка масла. Неисправность, встречающаяся в любом устройстве, в котором используется жидкая смазка. В этом случае утечка может быть обусловлена плохим состоянием прокладок или сальников.

Все симптомы, рассмотренные выше, предусматривают необходимость дефектовки и ремонта «раздатки».

Заключение

Раздаточная коробка обеспечивает распределение крутящего момента ДВС между осями. Чаще всего она находится за КПП, однако встречаются и варианты размещения внутри нее. Агрегаты подразделяются на основании расположения валов привода ведущих мостов, количества передач и привода ведущих мостов. Управление может быть как механическим, так и электронным. Большинство поломок «раздатки» связаны с механическим износом, разрушением шестерен и подшипников, а также с блокировкой дифференциала и неполадками в электронике.

Как поменять масляный фильтр?

Как менять топливный фильтр и на каком пробеге делать это