Почему скрипят тормоза и как избавиться от скрипа
Как хорошо, когда едешь за рулем машины, и ни тебя, ни пассажиров не отвлекают посторонние звуки. Разве что негромко играет приятная музыка, и можно вести беседу не повышая голос. Но вот при торможении вы услышали скрип, затем он стал повторяться вновь. Настроение сразу падает, вы начинаете беспокоиться, нервничать. Страдать начинает не только слух, но и механизмы тормозной системы, в первую очередь, диски. Откладывать проблему в долгий ящик не даст сам скрип, поэтому давайте разбираться, отчего это происходит, и как решить задачу.
Загорелся значок аккумулятора на панели приборов: чем это грозит и что делать
Причины скрипа тормозных колодок
Их много, и они могут быть разными. Одни проблемы решаются сложно. Например, если горит лампочка Check Engine, то лучше сразу отправиться на станцию технического обслуживания, там помогут разобраться после тщательной диагностики. Но если вы слышите скрип после торможения, то в большинстве случаев специалисты могут не понадобиться. Более того, вполне возможно, что и неисправности никакой нет. Рассмотрим все причины неприятных звуков.
Сработал датчик износа
Современная техника дошла до многих приспособлений, которые помогут автовладельцу и предупреждают его о возможных проблемах. Одно из таких — механический датчик износа или попросту скрипун. Он представляет собой небольшую металлическую пластину, которая торчит из основания колодки на некоторую глубину тормозной накладки. Как только происходит ее стирание, датчик начинает задевать диск, вибрировать и издавать даже не скрип, а свистящие звуки. О неполадке здесь речи не идет, это всего лишь предупреждение о том, что нужно поменять тормозные колодки.
Выработка накладки
При полной выработке накладки звук слышен такой, что вызывает мурашки по телу. В данном случае уже не скрип, а скрежет тормозов. Так может произойти на автомобилях беспечных владельцев, которые не следят за машиной. Тормозные накладки в колодках могут полностью износиться, отсюда такие неприятные звуки. В контакт с диском вступает основание накладок, получается трение металла о металл, причем с силой. Время менять тормозные накладки.
Шум издают новые колодки
Не удивляйтесь, бывает и так. Водитель решил заменить колодки, их установили в сервисе. Довольный он выезжает из СТО и на первом же светофоре вновь слышит неприятный звук. Не время паниковать. Если не меняли тормозные диски, то две абсолютно новые тормозные колодки, вероятно, будут издавать скрип. Просто им необходимо время, чтобы притереться к диску. Не переживайте, нужно просто перетерпеть, сто километров пробега, и все придет в норму.
Плохое качество накладок
В данном случае виноват бывает производитель. В составе тормозных накладок есть, в том числе, противоскрипные присадки. Но иногда производители на них экономят и выпускают продукцию без этих присадок. Колодки в данном случае будут скрипеть при любом нажатии тормоза. Избавиться от скрипа поможет только замена колодок. Увы, если это не брак, то полный недосмотр тех, кто произвел деталь.
Грязь на рабочих поверхностях
Бывает и так. При езде в плохую погоду и по бездорожью на тормозной диск может попасть какой-либо абразив, например, песок. Накладка изготавливается из сравнительно мягкого материала, и песок может легко интегрироваться в нее при езде и торможении. Причина неприятных звуков может быть именно в этих песчинках, когда они контактируют с диском. Иногда на тормозные колодки попадает техническая жидкость в виде тормозной или антифриза. Если ее совсем немного, но это никак не сказывается на эффективности торможения, а вот скрип вполне можно будет услышать.
Хуже, если колодки скрипят даже во время езды. Получается, что одна или несколько касаются диска даже при отпускании педали тормоза. В этом случае недалеко до аварийной ситуации, поэтому нужно разобрать и почистить тормозные механизмы. Проверьте также работу суппортов. Со всем этим вам помогут специалисты станции технического обслуживания.
Способы избавиться от скрипа тормозных колодок
Мы рассмотрели возможные причины, но как быть водителю, если колодки стали издавать скрип при торможении, что нужно сделать в первую очередь? Главное, выявить основную причину. Порядок действий может быть следующим.
В случае, если замена колодок произошла только что, и появился скрип, то нужно просто выждать время. Выше мы уже рассказали, отчего могут шуметь новые колодки. Как правило, после первой-второй сотни пробега этот скрип исчезает, и больше не будет беспокоить водителя и пассажиров.
Колодки установлены давно, но скрип появился, значит нужно посмотреть, в каком они состоянии. Открутите колесо с одной стороны автомобиля, той, где слышен скрип, посмотрите в суппорт и проверьте визуально, а также не ощупь состояние тормозной колодки. Если ее толщина менее четырех миллиметров, то срабатывают те самые механические датчики скрипуны.
Но вот вы убедились, что до тех самых четырех миллиметров очень далеко, значит накладки еще не изношены. Вполне вероятно, что на рабочую их поверхность попали посторонние частицы. Способ проверить один — снять колодки полностью и оценить визуально. Их цвет должен быть равномерный и одинаковый по всей поверхности, если же обнаружили какие-либо изменения или вкрапления, то попробуйте сначала немного подточить накладку. Проблема тем самым может быть устранена.
Но если вы испробовали все способы, рассмотрели все возможные причины, а скрип все равно остается, то нужно провести профилактику всех тормозных механизмов. Смазать все направляющие, в также сами колодки там, где они контактируют с суппортом. Только будьте внимательны и не используйте обыкновенный литол или графитовые составы. Некоторые считают, что смазку от шума вообще нельзя наносить на рабочую поверхность, но это не так.
Ничего не помогает? Тогда остается один способ — замена колодок. Проведите эксперимент. Если у вас есть любые старые колодки, которые еще можно использовать хоть немного, установите их. Если нет скрипа и шума, то вам достались бракованные новые колодки, и их вновь нужно менять. Главное, чтобы на них сохранялась гарантия.
Какие приобрести колодки, чтобы избежать скрипов
Справедливый вопрос. Ведь так можно покупать новые колодки до бесконечности и надеяться на авось. К счастью, это не так. На самом деле, вы не поверите, но скрип это благо. Те колодки, которые обеспечивают максимально эффективное торможение, издают больше шума. Меньше скрипят колодки с малым коэффициентом трения.
Мы много внимания уделяем скрипу новых тормозных колодок, но на самом деле бывают такие случаи нечасто. Очень многое зависит от материалов, из которых выполнены диски и накладки. Если покупать эти детали у одного производителя, то и проблемы с шумом можно избежать. Пусть не на все сто процентов, но все же меньше вероятности услышать скрип.
Кроме всего перечисленного обратите внимание на конструкцию колодки. Компании стремятся бороться со скрипом не только постоянно экспериментируя со сплавами и добавками, но и другими вариантами. Шум может вызвать вибрации колодки, их тоже можно снизить, тогда и скрипа можно избежать, но как?
На накладке делают скосы или прорези. Нужно отдельно и долго объяснять, почему и как это работает, но это одно из решений проблемы. Вероятность появления вибрации и ее интенсивность в таком случае становится гораздо меньше.
Противоскрипные пластины. Владельцы автомобилей японского производства должны знать, что это такое. На колодках там уже находятся такие пластины. Для многих других марок автомашин их нужно приобретать отдельно и устанавливать. Пластины крепятся к основанию колодки, но с противоположной к накладке стороне. Изготавливаются они из металла или это просто дополнительный демпфирующий слой. Пластины полностью соответствуют размерам и конфигурациям колодок.
Все что мы перечислили отнюдь не панацея. Даже если это прорези на колодке или установлена пластина. Ничто из этого не дает стопроцентной гарантии от шума. Но все это весьма эффективно, что не раз доказано на практике. Вероятность появления скрипов при торможении в данном случае гораздо ниже. Только нужно помнить, что и пластины могут изнашиваться, подвергаться коррозии и деформации. Не нужно брать их со старых колодок и устанавливать на новые.
Краткие выводы
Если начали скрипеть тормоза, то это плохо не только для вашего слуха, это само по себе доставляет дискомфорт, но и для состояния тормозных колодок, что может привести к аварийной ситуации на дороге.
Выяснить причины в большинстве случаев очень просто, но помните, что дело может быть в качестве накладок или плохой совместимости дисков и колодок. Проблема тоже решаема.
Современные технологии позволяют избежать скрипов уже на стадии производства автомобилей. Компании все время стараются усовершенствовать тормозную систему: выполняют оптимизацию геометрии накладок, делают прорези для сокращения колебаний, накладывают противоскрипные пластины.
Запомните, средства от скрипов не существует, не пробуйте искать их в отделах автомобильной химии. Вам могут помочь только смазки, которые помогают снизить вероятность возникновения шумов или сократить их интенсивность.