9 мин.

Загорелся значок аккумулятора на панели приборов: чем это грозит и что делать

Каждый автолюбитель ежедневно садиться за руль своего автомобиля, поворачивает ключ зажигания и видит, как на приборной доске загораются лампочки. Горящие символы показывают состояние различных узлов транспортного средства. Один из этих значков — символ аккумуляторной батареи. Если он горит красным цветом, то предупреждает водителя о проблемах с электрической системой. Если не обращать на это предупреждение внимания, то последствия могут стать весьма печальными. Поэтому давайте разберемся со всем этим заранее. Нужна обыкновенная диагностика, которая поможет узнать, почему загорелась лампочка, а дальше несколько решений о том, как быть в данной ситуации.

Что делать при ДТП: ответы на главные вопросы

Работа лампы аккумулятора

Итак, ключ зажигания повернут, загорелись все контрольные лампы отвечающие за различные механизмы и узлы. Среди них система ABS, давление масла, работа подушек безопасности, давление шин и многое другое. Загорается и значок аккумуляторной батареи. После запуска мотора все лампочки должны погаснуть, если горит одна или несколько, то они дают вам понять, что произошла неисправность. В нашем случае не погас значок аккумуляторной батареи.

Если коротко, то лампа аккумулятора загорается следующим образом. В момент включения зажигания через предохранитель подается напряжение на лампочку и потом на генератор. Значок аккумулятора тут же включается. Запускается двигатель, и генератор начинает заряжать аккумуляторную батарею, выдавая напряжение в тринадцать-четырнадцать вольт. Контрольная лампа сразу гаснет и тем самым дает водителю понять, что все системы бортовой электроники работают в штатном режиме. Никаких проблем нет, и можно начинать движение.

Загорелся значок аккумулятора, в чем причина

Итак, лампочка аккумулятора после запуска двигателя не погасла или даже начала мигать. Первая причина может заключаться в том, что генератор перестал заряжать аккумуляторную батарею. Если так, что энергии со временем в ней может совсем не остаться и при движении мотор просто глохнет. Мотор в таком случае вы уже не запустите самостоятельно. Так что при мигании лампочки лучше движение не начинать. К тому же есть риск, что при движении не только может заглохнуть двигатель, но из строя выйдут электронные блоки, а аккумулятор можно будет просто выбросить.

Все это не говоря о возникновении аварийной ситуации во время движения, если двигатель неожиданно глохнет. Именно поэтому при загоревшейся лампочке аккумулятора не стоит начинать поездку, и если она загорелась уже в процессе, то следует включать аварийную сигнализацию и свернуть на обочину.

Так в чем же может быть причина? Их может быть несколько от самых простых и незначительных до более серьезных.

  • ремень генератора ослаб или порвался;

  • произошел большой износ подшипников вала генератора, это можно определить даже по лампочке, которая начинает то загораться, то вновь гаснуть или мигать неравномерно;

  • износ щеток генератора, хотя такая проблема в новых марках автомобилей встречается редко и обычно относится к старым моделям;

  • возникла проблема с клеммными контактами на генераторе, обычно они хорошо защищены, но при долговременной эксплуатации машины и туда может проникнуть влага или пыль, в конце концов контакты могут окислиться и перестанут проводить ток надлежащим образом;

  • проблема с обмоткой генератора, возникло короткое замыкание или ее обрыв, это тоже можно увидеть по «реакции» лампы, она горит не ярко, а при нажатии на педаль акселератора может вовсе погаснуть;

  • проблема с реле, регулирующим напряжение, оно отвечает за правильный заряд батареи, равномерно направляет ток от генератора в электрическую сеть транспортного средства, в данном случае лампа может себя вести абсолютно по-разному – мигать или гореть постоянно;

  • неисправность диодного моста, который переменный ток генератора преобразует в постоянный, лампа мигает или горит постоянно и ярко.

Из всех вышеперечисленных проблем «чемпионом» можно считать отказ диодного моста. На втором месте износ щеток. На противоположном фланге встречается очень редко, но происходит внезапно — неисправность подшипников вала.

Причинами, указанными выше, дело не ограничивается. Лампа загорится если аккумуляторная батарея на вашем автомобиле полностью разряжена или частично вышла из строя. Среди причин: низкий уровень электролита, окислены клеммы, неисправность проводки. Если коротко и просто, то генератор находится в полной исправности, а вот АКБ заряд не принимает.

Значок аккумулятора может загореться из-за разрыва проводов, проблем с их контактами. Мигание значка означает те же неисправности вместе с «массой», или дефектом силового провода к батарее. 

Случается и так, что лампа загорается, когда двигатель работает на холостых оборотах, но стоит «добавить газу», лампочка тут же гаснет. В таком случае необходимо проверить щеточный узел. Система сообщает, что в таком режиме работы мотора он заряжает генератор неполноценно. Нужно проверять щетки, а также токоведущие кольца на роторе генераторе. Сделать это лучше в сервисе, там вам заменять щетки, а кольца будут шлифовать и чистить.

Лампа аккумулятора горит — что делать

Главное, не паниковать. Никакой катастрофы не произошло. Если не начали движение, то постарайтесь проверить все на месте, следуя пунктам, указанным выше. Если ситуация возникла во время движения, то остановитесь. Если нет возможности сразу все проверить и устранить проблему, это тоже не повод хвататься за голову. В современных автомобилях у аккумуляторов любого типа есть так называемая резервная емкость. Чаще всего ее измеряют в минутах и указывают их число на корпусе, правда, не во всех автомобилях. Речь идет о том, что АКБ рассчитана на подобные нештатные ситуации. При этом следует отключить все дополнительные источники питания: музыку, обогрев стекол и сидений, дальнего света фар. Все это, конечно, нужно делать при возможности, с учетом условий, в которых находится водитель в пути. В любом случае накопленной энергии должно хватить, чтобы доехать домой или до станции технического обслуживания. Там сотрудники СТО определят неисправность и ликвидируют ее. Даже если на корпусе автомобиля не указаны минуты, на которые хватит работы аккумулятора, то помните, что в среднем в такой ситуации при разряженной АКБ машина может проехать около сорока километров при минимуме работающих электроприборов.

Если вы рассчитываете на свои силы и не хотите обращаться на станцию технического обслуживания, то порядок действий при обнаружении неисправности должен быть следующим. Сначала необходимо проверить приводной ремень генератора, часто проблема может быть заключена в нем. Какие для этого нужно предпринять действия?

Заглушите двигатель и откройте капот. Внимательно осмотрите ремень привода генератора. На нем не должно быть трещин и царапин, выглядеть он должен целым, никаких масляных пятен, капель воды или каких-либо других жидкостей. Проверьте натяжение ремня, сделать это можно рукой. Между шкивами на длинном «плече» максимум его скручивания составляет около девяноста градусов. В конце концов, можно надавить на ремень большим пальцем, прогнуться он должен визуально на расстояние от шести до десяти миллиметров, точная величина зависит от марки автомашины.

Теперь смотрим напряжение на аккумуляторной батарее. Тут нужно использовать мультиметр, с его помощью можно обнаружить утечки электроэнергии и в целом проверить состояние аккумулятора. Если АКБ исправна, то при недавно заглушенном двигателе заряженная батарея должна показывать напряжение от 12,5 до 13 вольт. Разряженная батарея или с дефектом покажет меньше двенадцати вольт. Если видите такой показатель, то это первый признак неисправности генератора.

Смотрим его состояние. Для этого необходимо запустить мотор. Ждем несколько минут, когда обороты упадут ниже прогревочных. Теперь нужно измерить ток на клеммах АКБ. Норма составляет от 13,5 до 14,5 вольт (все что ниже — батарея заряжена не полностью, выше — перезаряжена). Если хотите еще больше убедиться в исправности аккумулятора, то добавьте оборотов двигателю. Если показания остаются в том же диапазоне, то все впорядке, перезаряд отсутствует.

Следующий шаг — включите иные приборы, которые потребляют энергию: обогрев стекол, дальний свет, мультимедийную систему, климат-контроль и т.д. Вновь обратите внимание на показания мультиметра. Если они начинают скакать, ничего страшного, главное, чтобы оставались в том же диапазоне от 13,5 до 14,5 вольт. При исправном реле-регуляторе и полностью заряженной аккумуляторной батарее напряжение будет уходить к минимуму, поскольку реле не должно допускать перезаряда АКБ.

Однако если все проверено, при любом вышеуказанном случае показания мультиметра остаются в норме, но при этом лампочка аккумулятора на приборной панели по-прежнему горит, может быть неисправно само реле индикатора. Проверить это очень легко. Если зажигание выключено, а индикация не пропадает, значит реле замкнуто, это неправильно, его нужно заменить.

В том случае если показания мультиметра опустились ниже 13,5 вольт и падают дальше, это означает, что вся энергосистема автомашины питается исключительно от аккумуляторной батареи. Тогда необходимо выключить все приборы, потребляющие энергию, для экономии заряда АКБ. Теперь путь лежит в станции техобслуживания, либо нужно вызывать эвакуатор.

В сумерки или при езде ночью будет хорошо заметно, если машина работает исключительно от аккумулятора, — слишком тусклый свет фар и не ярко горит подсветка на панели приборов. Все это означает, что тоже необходимо обратиться в сервис и выполнить диагностику автомобиля.

Как быть, если генератор в порядке? Тогда проблема может быть в самой аккумуляторной батарее.

Обратите внимание на срок службы батареи. Если она довольно новая, то попросту зачистите наждачной бумагой клеммы, важно, чтобы они были чистыми без следов окисления. Проверьте надежность контакта клемм с силовыми проводами. Наконец, если испробовали все способы, то зарядите аккумулятор с помощью специального зарядного устройства. Но если не помогло и это, то выход один — покупать новый аккумулятор.

Краткие выводы

1. На панели приборов загорелась лампа аккумулятора. Основных причин может быть две: неисправен генератор или вышел из строя аккумулятор.

2. Проверьте на исправность генератор. Сделать это можно визуально, посмотреть как натянут ремень, а после измерить напряжение при помощи специального прибора мультиметра.

3. Генератор проверен, с ним все в порядке, тогда дело в аккумуляторной батарее.

4. Теперь проверьте напряжение в аккумуляторе и если нужно, то зарядите его с помощью специального устройства или замените на новый.

5. Если все способы проверки осуществлены, а лампочка аккумулятора на панели приборов продолжает гореть, то отправляйтесь на станцию технического обслуживания для более детальной диагностики.

ДТП в путешествии. Как оформить аварию в другом городе

Замена ремня ГРМ: когда она нужна и как выполнить процедуру самостоятельно