Плюсы и минусы Москвича 3 – стоит ли покупать Москвич 3 в 2024 году
Проект возрождения популярной в советские времена марки автомобиля «Москвич» точно не оставил никого равнодушным. Весной 2022 года на производственных мощностях завода в столичных Текстильщиках можно было наблюдать картину, как рабочие меняют огромные буквы вывески Renault на фирменные «Москвич». Так из нашей страны начали уходить европейские бренды. Можно было радоваться очередному витку возрождения отечественного автопрома. Но вскоре радость поутихла, когда выяснилось, что «Москвич» будет не новым автомобилем вовсе, а обыкновенным китайским кроссовером. Скептики начали спорить с оптимистами, но равнодушных точно не было. Когда же новая модель появилась на улицах столицы, то стала привлекать повышенное внимание. Ранее так машинами интересовались, когда видели уж что-то совсем необыкновенное, например китайские Haval Dargo и Tank 300. Давайте попробуем отбросить все эмоции и попытаемся разобраться, каким же вышел автомобиль. Копия это китайского или есть доработки отечественных инженеров?
Какие машины можно купить в России в 2023
«Москвич 3»
Цена: 1 992 000 — 2 250 000 рублей
Оценка: 3,1 из 5
Плюсы
Просторный второй ряд
Надежная управляемость
Вменяемая цена
Минусы
Мало зимних опций
Скромная проходимость
Неудачные настройки вариатора
Предыстория
Давайте все-таки будем честными, — а когда, собственно, «Москвич» был отечественным? Заглянем в историю столетней давности. Ведь и создавался завод как площадка для сборки американских автомобилей Ford. Затем, когда казалось, появился отечественный автомобиль КИМ-10, создавался он тоже не с нуля. Там отчетливо проглядывались черты машин Prefect того же «Форда». После войны с американцев переключились на немцев, и вот уже на улицах советских городов появились машины сильно смахивающие на Opel Kadett. Затем началась переднеприводная эпоха, и для создания машин наши инженеры использовали идеи коллег из Audi или французской Simca.
Так что как тут не вспомнить, что все новое это хорошо забытое старое. Другое дело, что сейчас обратили взор не на Запад, а на Восток. Но ведь и история нашего государства такая — одно время ближе к европейским ценностям, в другое к азиатским. Азия тоже разная, это ведь и вполне себе автомобильные Южная Корея с Японией, но они с нами в последнее время дружить не хотят. Поэтому какой был выбор? Законсервировать завод или обратиться за помощью к китайским товарищам. Все очевидно. КамАЗ взялся за организацию производственного процесса, к тому же у него уже были совместные разработки с китайцами в области грузового транспорта. Победил JAC, крупный китайский производитель, у которого есть готовая модельная линейка.
Понятен и выбор модели. JAC JS4 — бюджетный кроссовер, пусть и формально. Суть в стоимости. Автомобиль можно приобрести да два миллиона рублей. Поищите дешевле, найдете только Ладу, но у АвтоВАЗа нет кроссоверов, и «Нива» и Cross машины несколько другие. Тем не менее вопросы по JS4 есть и много. Безупречным автомобиль точно не назовешь, хватает странностей, они касаются дизайна, инженерии, оснащения. Впрочем, обо всем по порядку.
Интерьер
Садимся в салон, и нас встречает тот самый запах, тех самых «Москвичей» из старых времен. Сразу понятно, что мы находимся в машине с дешевой отделкой салона, чьи материалы на солнце разогреваются и через органы обоняния демонстрируют, что разработчик решил сильно сэкономить. А ведь жаль, глаза говорят о том, что интерьер в автомобиле вполне современный. Пусть пластик жесткий и выглядит дешево, но кожаные накладки все это маскируют. Производители явно поймали тренд последнего десятилетия, направленного на цифровизацию.
Посредине панели расположен цифровой экран размером чуть более десяти дюймов по диагонали, но этим было решено не ограничиваться. В самое дорогой версии покупателям предлагают автомобиль с виртуальной комбинацией приборов. Плюс к этому мы видим сенсорный пульт, которым можно управлять климат-контролем и другими функциями. Вряд ли такое решение одобрят многие, но видимо конструкторы руководствовались благими намерениями, желая сделать панель как можно более современной и удобной. Обратите внимание на виртуальную клавиатуру, размер кнопок на ней такой, что промахнуться по нужной букве практически невозможно даже во время езды. Лишь с регулировкой температуры может выйти заминка, она находится ближе к сиденью пассажира, нежели к водителю, приходится изрядно тянуться. Недовольство может вызвать и автовключение рециркуляции.
Теперь обратим внимание на цифровую приборную панель. Может показаться, что ею занимались совершенно другие электронщики. Отличные контрастные и насыщенные цвета, замечательные графические изображения, циферблаты можно выбрать на любой вкус в трех вариантах, либо классический, либо экзотический, где окружности спидометра и тахометра крутятся словно кодовые замки от сейфа. Кажется, все здорово, но дальше мы отправляемся в путь и в солнечную погоду начинаем ловить блики. Еще интересно, когда создавали борткомпьютер, авторы сами пытались читать, что написано на экране? Там такой мелкий шрифт, что даже человеку с хорошим зрением нужно всматриваться, чтобы разглядеть надписи.
Возвращаемся к центральному дисплею и выводим на экран меню. Тут очень спорное решение по поводу кнопки подогрева кресел. Сначала попытаемся ее найти, находится она где-то после настроек складывания боковых зеркал и перед кнопкой, отвечающей за яркость подсветки. Складывается впечатление, что делали все это впопыхах в последний момент, пытаясь быстро отреагировать на критику, что автомобиль нужно дорабатывать под наши суровые зимы. Торопились, но все равно не успели: обогрев руля и ветрового стекла в автомобиле отсутствует.
Разумеется, на дисплей выводится и другой функционал. К мобильным интерфейсам особых замечаний нет, все довольно хорошо и стабильно работает. Видеокамеры кругового обзора демонстрируют вполне четкую картинку, нормально звучит музыка, хотя меломанам звук может не понравится. Зато исчезли нелепые опечатки или смешной перевод. Создатели явно отреагировали на критику по поводу языка.
Понравилась посадка водителя — это несомненный плюс интерьера, и не к чему даже придраться. Все очень удобно, хотя из возможностей регулировки доступна только рулевая колонка по высоте. Сиденье очень простое и плоское, но даже человек высокого роста чувствует в нем себя удобно, все под рукой, везде можно дотянуться. Сесть низко, как в спорткаре не получится, но и модель на это не рассчитана. Впрочем, в городских условиях, наоборот, многие водители предпочитают более высокую посадку. Нет, все же и тут есть минус — пластиковая выемка на двери упирается в локоть, что может слегка раздражать, да и рычаг переключения передач… Вот уж, действительно, возвращение к старым «Москвичам», уж очень сильно он болтается, «так теперь не носят».
Практичность
Проверим пассажирские места на заднем сиденьи. Тут создается впечатление, что китайские разработчики заранее готовились к тому, что машины будут использоваться в качестве московского такси. Размеры «Москвича 3» не самые большие, всего 4400 миллиметров, небольшая и колесная база. При этом второй ряд сидений очень удобен.
При открытии двери видно, что она не прикрывает порог от грязи, но садиться удобно, достаточно большой проем, не надо сильно нагибаться или выворачивать ступни ног в узкое пространство между основанием сиденья и средней стойкой. Очень удобно пассажир должен чувствовать себя внутри, посадка свободная, колени не упираются в переднее сиденье. Не получится расположиться совсем вальяжно, но это и не бизнес-класс. Спинка здесь не откладывается, дополнительные регулировки отсутствуют.
Теперь перейдем к другим приятным мелочам для пассажиров, где есть дополнительные вполне адекватные удобства. Центральный подлокотник с подстаканниками, две зарядки USB с крышками, защищающими их от мусора, обдув. Практически все есть, как на любом кроссовере за исключением подогрева, поскольку в зимний период садиться на холодный диван будет не очень комфортно. Но представляется, что в будущем этот недостаток учтут и опцию включат в список основных.
Рассмотрим багажник. Открывается крышка как в автомобилях премиум-класса при срабатывании сервопривода. Можно к тому же просто махнуть ногой под задним бампером и дверца откроется. Второе удобство — при ее открытии не нужно сильно пригибаться. Внутри багажника рулонная шторка, которой можно прикрыть груз. Вместимость больше пятисот литров, при этом спинки заднего сиденья складываются в соотношении 40 к 60, так что объем багажника легко увеличивается в два раза.
При таком большом пространстве весьма жаль, что распорядились им не лучшим образом. Арки колес сильно выпирают, а когда предполагаете подготовить багажник для перевозки грузов, то ровного пола не получится. Нет и ниш с двух бортов, они не огорожены сетками, любой поворот грозит выпадению вещей. Слишком простое оснащение, есть только плафон освещения и все. Под полом багажника находится запаска, но это не полноценное колесо. На ней можно доковылять только до ближайшей шиномонтажки. Есть органайзер, куда можно положить только инструменты, что-то другое либо оставить на металлическом дне, и тогда ждите веселую музыку при езде, либо ищите место в салоне.
Техническая оснащенность и надежность
В последнее время в нашей жизни появляется все больше эвфемизмов. Если неудобно сказать «падение», то скажем «отрицательный рост». Получается, и не соврали и никого не напугали. Ответственный за производство «Москвича» тоже не любят на публике говорить о происхождении своего детища. И просто обобщенно и размыто напоминают, что автомобиль «построен на платформе восточного партнера». Впрочем, есть в данном случае и резон, поскольку есть опасения, что компанию JAC могут коснуться санкции. Как бы там ни было в основе «Москвича» мы видим именно китайскую машину в разных ее модификациях на рынке: X4, S4 или JS4.
Шасси оригинальной модели было создано в 2018 году, поэтому каких-то сюрпризов внутри «Москвича 3» ждать не стоило. Несущий кузов, поперечное расположение силового агрегата, автомобиль переднеприводной, угловая балка задней оси. Дисковые тормоза установлены на всех колесах. Ничего особенного, но это и неплохо. По крайней мере, для эксплуатации автомобиля за пределами МКАД, а тем более за пределами крупных городов, решение вполне приемлемое, поскольку будет меньше забот.
Большего внимания заслуживают двигатель и трансмиссия. Во всех версиях «Москвича 3» под капотом располагается четырехцилиндровый мотор объемом полтора литра с турбонаддувом и распределенным впрыском. Мощность двигателя — 150 лошадиных сил, бензин марки АИ-92. В общем-то и все, поскольку общедоступных сведений об этом моторе немного.
Мы начали внимательно изучать таблички под капотом, и они оказались достаточно информативными. Мотор относится к серии Green Jet, в нем присутствует система изменения газораспределительных фаз. Индекс — HFC4GB2.4D. Металл, из которых выполнены головка и блок цилиндров, — алюминий, цилиндры представляют собой чугунные гильзы, плюс цепной привод газораспределительного механизма. Интересно, что над созданием двигателя работала австрийская компания AVL, поэтому можно надеяться на ресурс в 250 тысяч километров.
Теперь перейдем к трансмиссии. «Москвич 3» оснащается довольно надежной шестиступенчатой механической коробкой передач JAC MF622D37. Она уже доказала свою состоятельность на китайском рынке и считается довольно надежной. Вторая коробка передач — вариатор VT3S, производства бельгийской компании Punch. В этом случае говорить о надежности рано, поскольку в российских условиях опыта его эксплуатации немного. Единственный вариант — обратить внимание на кроссоверы Lifan X60, которые уже успели поездить по российским дорогам. При бережном и внимательном отношении к вариатору Lifan X60, а это регулярное техобслуживание и своевременная замена масла, трансмиссии хватало на 200 тысяч пробега без пробега, а это вполне достойный результат. Будем надеяться, что вариатор на «Москвиче 3» прослужит не меньший срок. Настораживает только запас коробки передач по предельному крутящему моменту — лишь 220 Н.
За первого владельца автомобиля точно можно порадоваться, поскольку при должном внимание к автомобилю, вряд ли возникнут какие-то серьезные проблемы. В качестве подстраховки служит трехлетняя гарантия на новенький автомобиль или сто тысяч пробега.
Поехали!
Мы взяли для испытаний наиболее оснащенную версию «Москвича 3» с вариаторной коробкой передач. Первая претензия во время езды относится к взаимодействию турбодвигателя и вариатора. По ощущениям получилось не очень удачное сочетание. Но обо всем по порядку.
Если вы когда-нибудь ездили на автомобиле с бесступенчатой трансмиссией, то наверняка могли отеметить плавность хода. Недаром вариаторы всегда сравнивали по плавности с электромоторами, ведь это заложено уже при конструкторских разработках. В случае «Москвича 3» о комфорте при движении сказать нельзя. Возникает ощущение, что едешь с вариатором, где уже давно не меняли масло или не следили за ремнем. На малой скорости при передвижении в пробках, когда водитель лишь слегка надавливает на акселератор, плавно ехать не получается. Машина дергается и распускает по салону зуд. Причина может быть в том, что на VT3S используются «мокрые» фрикционные диски вместо гидротрансформатора. Отсюда впечатление, что вместо вариатора на машине установлена не самая лучшая роботизированная трансмиссия.
При движении на скорости все вышеперечисленные ощущения и недостатки исчезают, но появляется другая проблема — нелинейная реакция на педаль акселератора. При езде с равномерной скоростью недостаток незаметен, но стоит только ее увеличить, то возникает заторможенность отклика. В случае, когда нужно снизить скорость, водитель убирает ногу с педали газа «газа», а электронная начинка еще находится где-то позади и продолжает поднимать обороты двигателя, реагируя еще на предыдущую команду. К такому поведению автомобиля нужно долго привыкать.
К счастью, в вариаторе «Москвича 3» есть возможность подключения спортивного режима, и тогда автомобиль словно просыпается ото сна. Реакции становятся более понятными, хотя и здесь недостает динамики. До ста километров в час наш паркетник разгоняется за 11 с небольшим секунд. Если сравнить с «родственниками» Omoda C5 или Chery Tiggo 4 Pro, у которых примерно такая же масса, столько же лошадиных сил и вариаторная коробка, то они до 100 километров в час разгоняются за десять секунд. Причем топлива для этого им требуется меньше. «Москвичу 3» нужно одиннадцать литров 92-го бензина на сто километров пробега, а в случае с пробками тринадцать.
Раздражение может вызвать шум двигателя, шумоизоляция автомобиля оставляет желать лучшего. Особенно это заметно при интенсивном разгоне и максимальных оборотах. При небольшой скорости шум заметен меньше, но тут возникает другой его источник — арки колес. При езде на скорости 60-70 километров в час можно отчетливо слышать шум шин, его громкость зависит от качества покрытия. При езде по ровному асфальту шины практически не беспокоят, но в остальном… Впрочем, включайте погромче музыку.
Кто-то скажет, — а что вы хотите от сравнительно недорогого семейного автомобиля? И будет прав. Но вот в чем парадокс, ведь ходовая часть «Москвича 3» радует и вселяет боевой дух. Казалось, простые схемы подвесок, а усилие на руле четкое и приятное, крены адекватные, стабильность можно только похвалить. Так что и в этом случае контраст, — плюсы накладываются на минусы.
Причем речь идет не только о том, что автомобиль может уверенно держать заданный курс, он готов поменять его, когда потребуется. При боковом ускорении инерция стаскивает водителя с места, но машина не сдается: убираешь газ — доворачивает, прибавляешь — выпрямляет траекторию. Нет задержек на повороты руля, радует правильная реакция, отсутствует раскачка.
Когда автомобиль настолько послушен, может страдать плавность езды. «Москвич 3» оснащен безальтернативными колесами Giti GitiComfort F22 размером семнадцать дюймов 215/50. Энергоемкость не вызывает нареканий, при езде по большим кочкам или ямам, автомобиль нареканий не вызывает. Другое дело, что пассажиры могут жаловаться на жесткость, когда попадаются мелкие неровности. Их чувствуют всем телом, да и кузов машины реагирует на них весьма заметно. Если же под колеса попался обычный стык на любой эстакаде, то реакция бывает еще более красноречивой.
Отдельно следует уделить внимание настройке тормозного привода. При нажатии на педаль тормоза она словно невесома, но при этом хотелось бы более уверенного торможения. Пытаешься давить чуть сильнее и будто спотыкаешься о бордюр. Сразу после этого растет сопротивление педали причем не равномерно. Впрочем, все это на любителя, требуется небольшая практика, и к такому поведению педали можно привыкнуть.
Проходимость «Москвича 3» тоже вызывает вопросы. Складывается впечатление, что вся организация проходила второпях и ни о каких российских условиях речи не было. Выше мы уже говорили о подогреве руля, ветрового стекла и задних сидений, которая попросту отсутствует. Но и другими зимними опциями китайские товарищи не озадачивались. Наши инженеры просто не успели адаптировать автомобиль. К примеру, привод только передний и над полноприводной версией нужно будет сильно поработать. Но другие моменты можно было бы исправить достаточно быстро. Клиренс автомобиля всего 17 миллиметров, нужно хотя бы минимум двадцать. Причем на одной из первых презентаций речь шла о 21 миллиметре, но пока не судьба.
Во многих современных моделях автомобилей за езду по бездорожью отвечает электроника. В «Москвиче 3» об этом нет речи. Вспомогательные системы, отвечающие за контроль скорости при спусках или специальный режим антипробуксовочной системы отсутствуют как класс. Отсюда совет, либо не съезжать с асфальтового покрытия, либо вне городских условий рассчитывать только на свой водительский опыт и думать о ровном днище, чтобы внизу не выступали никакие элементы. Отсек двигателя прикрыт исключительно слабеньким пыльником, при наезде на какое-либо серьезное препятствие он не спасет. Серьезная силовая защита моторного отсека может быть установлена дилером за дополнительную плату.
Оснащение
Приобрести «Москвич 3» можно только в двух комплектациях: основная версия «Стандарт» стоимостью 1 992 тысяч рублей, она оснащена механической трансмиссией и наш вариант для испытаний «Комфорт» с вариаторной коробкой стоимостью 2 057 тысяч рублей. Сравнительно небольшая разница в цене объясняется тем, что в остальном обе версии практически одинаковые в одним и тем же оборудованием. Тут конструкторы постарались, чтобы порадовать владельцев. Вот какой предлагается список:
панорамный люк
рейлинги
легкосплавные диски диаметром 17 дюймов
климат-контроль
круиз-контроль
бесключевой доступ
парктроник и камера сзади
электромеханический ручной тормоз с функцией автоматического удержания
датчик света
фронтальные подушки безопасности
система контроля давления в шинах
ESP
ассистент экстренного торможения
мультимедийная система с тачскрином на 10,25 дюйма
Apple CarPlay
Android Auto
Дополнительная «начинка» версии «Комфорт» следующая:
автоматическое складывание боковых зеркал
кожаный салон
авторежим всех стеклоподъемников
частичная электрификация настроек водительского кресла
подогрев передних сидений
цифровая комбинация приборов
система кругового обзора
светодиодная оптика с автоматическим управлением дальним светом
боковые подушки и шторки безопасности
ассистенты контроля слепых зон, полосы движения и предупреждения о фронтальном столкновении
Выбор зависит от вас, даже в первой версии есть все, что нужно водителю и пассажиру, но все-таки если в приоритете безопасность, то остановиться лучше на второй, экономить не следует. Тем более, что здесь присутствует подогрев, подушки и другие приятные опции. Правда, за дополнительные опции требуется заплатить, а если цена растет, то возникнет желание сравнить автомобиль с конкурентами. В общем, как всегда, все зависит от размера кошелька покупателя.
Конкуренты
Haval Jolion
Haval уже давно выпускается на заводе в Тульской области и успел завоевать популярность у россиян. Тем более среди предложений большее разнообразие, есть не только переднеприводная версия, но и полноприводная. В отношении трансмиссии, как механическая коробка передач, так и роботизированная с двумя сцеплениями. Двигатели бензиновые с турбонаддувом на 143 и 150 лошадиных сил. Разброс цен большой: от 1 899 тысяч до 2 549 тысяч рублей. В зависимости от дилера можно сэкономить в среднем сто тысяч.
Geely Coolray
В данном случае более «кусачая» цена, но у этого паркетника более драйверский характер, хотя и уступает Jolion. Помимо этого в случае с Geely Coolray гораздо меньше модификаций. Привод тоже исключительно передний. Трансмиссия — семиступенчатый «робот», оснащенный двумя сцеплениями. Двигатель полуторалитровый, мощность 150 лошадиных сил. Ценник начинается от 2 300 тысяч рублей и заканчивается на 2 710 тысяч рублей. Спрашивается, конкурент ли это по стоимости? Очень даже, потому что в некоторых случаях дилеры предлагают скидку до 350 тысяч рублей.
Changan CS35Plus
Как только китайский производитель обновил версию Changan CS35Plus, автомобиль сразу ворвался в десятку лучших российского авторынка. В новой машине установлен двигатель объемом 1,4 литра с турбонаддувом, мощность увеличена до 150 лошадиных сил. Коробка передач представлена в одном варианте — роботизированная, семь ступеней, привод только передний. Цена на Changan стартует от 2 500 тысяч рублей. Автомобиль в максимальной комплектации стоит 2 309 900 рублей.
FAW Bestune T55
Bestune T55 можно считать практически ровесником «Москвича 3», по данным за первое полугодие, он ворвался в 25 самых продаваемых автомобилей в нашей стране. Оснащается кроссовер полуторалитровым турбированным двигателем, мощность одна из самых больших в сегменте — 169 лошадиных сил. Семиступенчатая роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями и передним приводом. Стоимость новинки от 2 289 тысяч до 2 372 тысячи рублей.
Chery Tiggo 4 Pro
А это старый знакомый, который будет вести упорную борьбу с «Москвичом» и Haval Jolion, чтобы считаться самым доступным паркетником в нашей стране. Автомобиль тоже только переднеприводной, в предложенных вариантах есть механическая коробка передач и вариатор в сочетании с атмосферной или турбированной бензиновыми «четверками». В первом случае мощность мотора 113 лошадиных сил, во втором — 147 «лошадей». Диапазон стоимости от 2 100 тысяч до 2 550 тысяч рублей, при этом производитель обещает прямую скидку в сто тысяч.
Итог
Как видно, ничего сверхъестественного ждать от китайской модели не приходится. Она противоречива и похожа на многие другие автомобили из Поднебесной, и конечно сильно уступает лидерам автопрома, выигрывая только в цене. Но мы хотели бы заглянуть дальше, чем отдельно взятая модель. Если после ухода Renault, оставшиеся сотрудники российского офиса действительно хотят развиваться и в итоге выйти на что-то самостоятельно, то начало положено неплохое. Главное не останавливаться и попробовать оттолкнуться от просто сборочной площадки в собственно настоящий «Москвич». Тем более для этого все имеется.
Ни в коем случае нет желания заниматься советами, но очевидные подсказки, лежащие на поверхности, уже есть в нашем материале. Начать нужно с оснащения базовых калибровок. Первое и очевидное — адаптация автомобиля к российским погодным условиям и традиционно плохим дорогам. К тому же, согласитесь, странно, когда есть наличие радара измерения дистанции, но при этом отсутствует адаптивный круиз-контроль. Налицо дисбаланс ездовых характеристик. Следует добавить комфорта, следовательно, доработать вариатор, заняться шумоизоляцией, расслабить подвеску. Стремиться есть куда и в разных направлениях.
Главное в другом. «Москвич 3» стал выпускаться и продаваться по всей стране с гарантией, внешний вид не вызывает антипатии, особенно хорошо смотрится машина в красном цвете. Появление «Москвича» хорошо уже тем, что автомобиль усиливает конкуренцию. Глядишь, и другие производители задумаются о снижении цен, тем более что доступные автомобили в кризисные времена оказались в дефиците.
Замена ремня ГРМ: когда она нужна и как выполнить процедуру самостоятельно
Укачивает в машине: почему это происходит и как бороться с укачиванием