Можно ли смешивать моторные масла
От выбора моторного масла зависит срок службы двигателя автомобиля, его бесперебойная и стабильная работа – в частности, возможность справляться с механическими и температурными перегрузками. О необходимости долить масло в двигатель подсказывает соответствующая отметка на приборной доске.
В то же время бывают ситуации, что в запасе нет того же масла, что и рекомендуемое производителем. Тогда автолюбители вынуждены менять масло на совершенно другое. Свойства, характеристики и состав смазочных материалов различаются у разных классов и разных производителей. Возникает соответствующий вопрос: можно ли смешивать моторные масла? Если да, то при каких условиях и в каких пропорциях?
Зачем смешивают моторные масла
Все споры автомобилистов и сомнения насчёт совместимости масел имеют разумные основания. Есть ситуации, когда смешивание масел грозит очень серьёзными последствиями для двигателя. Вообще есть ряд причин, по которым водители решаются на смешивание моторных масел:
Экономия. Одна из наиболее распространённых причин, характерная для владельцев подержанных автомобиль. Бывает так, что водителю не по карману дорогостоящее брендовое масло, и он выбирает более дешёвый вариант. В то же время иногда после предыдущего ТО остаётся небольшое количество неиспользованного масла, а нового материала попросту не хватает.
Экстренные ситуации. В ситуациях, когда уровень смазки опустился ниже минимума, а возможности долить то же самое масло, что было в двигателе, попросту нет, приходится использовать смазочные материалы других производителей. Такая ситуация может произойти во время долгих автопутешествий.
Переход на другое масло. Обычно замена моторного масла в легковых автомобилях производится после каждых 10-15 тысяч км пробега. При замене масла, какой бы она ни имела характер, в моторе и поддоне остаётся небольшое количество старого материала: оговоримся, что прежний материал не оказывает существенного воздействия, поскольку концентрация нового состава намного выше.
Из чего состоит моторное масло
Если не углубляться в курс химии, то мы ограничимся двумя составляющими современного моторного масла. Это базовое масло (также известно как «база») и пакет присадок. Базовое масло может быть минеральным, синтетическим или полусинтетическим.
Минеральное масло производится из натуральных нефтепродуктов: оно получается путём прямой перегонки нефти. Это самое дешёвое масло: при бережной эксплуатации машины оно будет полезно в течение 4-5 тысяч км пробега.
Синтетическое масло производится исключительно из материалов искусственного происхождения (а именно из сложной смеси углеводородов). Оно намного дороже минерального, но является намного более стабильным и качественным. Его ресурс составляет от 10 до 15 тысяч км пробега.
Полусинтетическое масло содержит компоненты как искусственного, так и материального происхождения (то есть по сути является смесью минерального и синтетического). Ресурс такого масла в среднем составляет от 7 до 8 тысяч км пробега.
Пакет присадок – это комплекс химических веществ, которые придают моторному маслу необходимые свойства (стойкость к окислению, защита деталей от коррозии, защита масла от вспенивания и так далее). Материалы отличаются друг от друга по плотности, химическому составу и диапазону рабочих температур: в зависимости от разной кинематической вязкости меняются и концентрации активных присадок.
Так что с чем смешивать?
Хотя формальных запретов на смесь моторных масел разных производителей нет, при техобслуживании автомобиля рекомендуется использовать ГСМ одного и того же класса вне зависимости от производителей. В идеале лучше использовать то моторное масло, которое было залито на последнем техобслуживании: многие СТО используют подкапотные бирки из картона, на которых указаны дата замены масла, пробег автомобиля и марка масла. Если в ходе поездки возникла непредвиденная ситуация, когда требуется срочно долить масло, а у водителя нет возможности долить то же самое масло, которое было залито в прошлый раз, то в данном случае лучшим вариантом будет смешать составы и долить другое масло, чем продолжить путь без доливки и с угрозой серьёзной поломки.
Некритичным объёмом доливаемого масла является 10% от общего объёма (к примеру, при полном объёме 4 л доливается 400 мл): некоторые источники пишут, что некритичной является доливка в размере 15–20% от полного объёма (например, 600 или 800 мл при полном объёме 4 л). Но лучше, чтобы доливаемое масло было той же вязкости и имело те же допуски, да и долгие пробеги на этой смеси нежелательны. При первой же возможности доберитесь до СТО и осуществите этого полную замену всего моторного масла и фильтра, а также устраните причину возникшей неисправности.
Говоря о пакетах присадок, можно добавить, что они всегда тестируются производителями на совместимость с другими веществами, но нет абсолютных гарантий того, что два разных пакета присадок не вступят в реакцию друг с другом. В случае подобной реакции могут быть разные последствия, начиная от выпадения осадка и заканчивая изменениями свойств масла, что само по себе нехорошо. Некоторые присадки масел разных классов несовместимы друг с другом настолько, что их взаимодействие приводит к ускоренному износу деталей мотора, уплотнительных элементов или иных узлов, контактирующих со смазочными материалами.
Если говорить о маслах минерального, полусинтетического или синтетического типов, то нельзя смешивать масла любых двух типов из вышеперечисленных: это приведёт к нежелательным химическим реакциям, которые скажутся на долговечности двигателя. Обычно это выражается в виде появления осадка, который забивает фильтр, и существенном снижении эффективности работы обоих пакетов присадок. Также нельзя смешивать моторное масло с трансмиссионным или гидравлическим. В первом случае смесь будет пригорать и загрязнять систему, забивая фильтр, масляные патрубки и каналы; во втором случае последствия могут быть вообще непредсказуемыми, поскольку гидравлическое предназначено совершенно для других задач.
Смешивание масел разной вязкости допустимо в том случае, если изделия незначительно отличаются по свойствам и если произошла внештатная ситуация. Так, если в двигателе использовалось масло типа 5W30, в экстренных ситуациях можно долить масло 5W40. Если автомобиль не эксплуатируется в близком к предельному режиме (в сильный мороз или сильную жару), то не более 10% масла другой вязкости вполне сойдут. Но надо в таком случае как можно скорее произвести полную замену всего объёма используемой смазочной жидкости. И уж точно речи не может идти о том, чтобы смешивать зимние и летние составы (например, 0W40 и 20W50), поскольку они радикально различаются и по физическим, и по химическим свойствам. Помните, что современные автомобили с наддувными двигателями очень требовательны к качеству и вязкости смазки.
Итак, можно ли смешивать моторное масло разных производителей? Ответ очевиден: нежелательно, но в критических ситуациях допустимо.