Царские замашки. Особенности нового болида «Ред Булл»
Творение большого мастера – это всегда загадка, предвкушение, надежда, ажиотаж. Люди толпами валят в кино или картинные галереи – чтобы прикоснуться, попробовать, увидеть и оценить то, что создал очередной гений. Будь то фильм Квинтина Тарантино или Кристофера Нолана, картина Энди Уорхола или еще что-то. В «Формуле-1», конечно, «продукция» конструкторов рассчитана не на массы, не на удовлетворение болельщицких пристрастий и вкусов, а на достижение спортивных высот, однако общие черты с искусством есть и тут – за каждым шагом, вдохом, штрихом замечательного инженера с большим интересом следит все сообщество. Тем более, если машины этого человека уже три года подряд выигрывают чемпионат мира.
Разочароваться увиденным так же легко, как и очароваться (для второго достаточно просто поддаться всеобщему чувству преклонения перед талантом), ведь технический регламент в «Ф-1» уже давно не позволяет никаких порывов для творчества: все современные машины, в целом, похожи – лишь мелкие детали и общая концепция модели выдают дилетанта или настоящего мудреца.
От Эдриана Ньюи каждый год ждут сюрпризов. И англичанин время от времени вытаскивает из рукава какой-нибудь козырь – если не во время презентации новой машины, то, по крайней мере, по ходу самого чемпионата, – однако с каждым годом сделать это становится все труднее. Соперники наступают на пятки, стремление не допустить фатальный просчет приводит к разработке в меру консервативных проектов (в то время как более голодные до успехов парни из «Заубера», например, не стесняются придумывать что-то принципиально новое), а регламент не позволяет переворачивать мир с ног на голову. Выжимая досуха концепцию машины, придуманную еще 5 лет назад, Ньюи постепенно сокращает поле для собственного творчества. Как создать что-то классное, если то, что есть, работает уже практически идеально?
Не сомневаемся, что у Эдриана и его команды все же хватает технических идей, однако придумать что-то хорошее недостаточно – новинку нужно еще правильно внедрить и не нарушить ей баланс в существующей системе. Именно поэтому, наверное, «Ред Булл» очень аккуратно подходит к процессу создания нового автомобиля и придерживается эволюционного пути развития.
«На самом деле мы просто переработали RB8. В новой машине нет серьезных изменений. Во многом это – эволюция. Болид создавался по тем же принципам, что и прошлогодний.
Но многое заключается в деталях. Мы подчистили некоторые элементы, в которых считали, что сможем добиться прогресса. Сейчас ключевой фактор – это развитие машины по ходу года», – говорит Ньюи.
Быть может, в техническом отношении очень сложно придумать что-то необычное, но освежить машину можно и другим способом – посмотрите на эти пурпурные тона, появившиеся на RB9. За долгие годы раскраска болидов Феттеля и Уэббера порядком приелась, а теперь выглядит заметно интереснее. Кстати, выбор данного цвета дизайнерами наверняка не случаен: пурпур – цвет королей и царей. Если вспомнить, что «быки» три года доминируют в «Ф-1», все становится на свои места – имеют право. Впрочем, Юлий Цезарь в последние годы жизни тоже носил пурпурные одеяния, но, как мы помним, не слишком долго…
Но хватит ходить вокруг да около – давайте попробуем понять, что сотворил лысеющий гений, хотя выяснить это не так легко, поскольку фотографировать новую машину на презентации австрийская команда запретила, а студийные снимки сделаны так, чтобы конкуренты не слишком глазели на ключевые узлы болида.
Начнем, как всегда, с клюва. Да-да, именно клюва, так как в классификацию носов этот обтекатель уже никак и никогда не попадет.
В деталях поверхность обтекателя выглядит так: от кончика носа идет подъем по небольшой дуге, затем следует ровная «площадка» и декоративная панель, которая плавно поднимается на высоту кокпита.
Конструкторы устранили широкую щель на трамплине, ведущую в кокпит. Свое предназначение она уже выполнила – дать соперникам извести сотни человеко-часов на попытки разгадать, какое от нее преимущество получает RB8.
В итоге инженеры «быков» создали очень необычную структуру для распределения воздушного потока – в центре он попадает на «трамплин» и частично обходит зону шлема пилота, а с боков – уплотняет поток, следующий к понтонам.
В нашем распоряжении есть и инсайдерская версия увиденного: с момента сборки и до часа презентации машина каркала через клюв ценные технические подробности. Пытаясь заткнуть ей устройство вывода информации, механики перетянули ей клюв у основания резиновым жгутом и убрали его, когда сдавленные стоны умолкли. Впрочем, смотрите сами.
Однако мы отвлеклись. По бокам дизайнерского изыска торчат обтекатели обязательных камер телетрансляций. Правая и левая камеры создают своеобразную планку, которая структурно встроена в нос, и торчит, как ломтик сыра, зажатый в клюве.
Показанная на фото «желтая» часть носа также завалена вниз по сторонам. Это решение, вероятно, будет перенято соперниками – необходимости гнать весь объем воздуха под кокпитом нет. Тот не только проходит там до сплиттера, но и встречает в этой области большое лобовое сопротивление, прежде чем устремиться вдоль понтонов. В этом конкретном случае Ньюи максимально предпочитает уплотнять поток между кокпитом и шинами и сразу проводить его вдоль бортов, благо понтоны сильно сузились с прошлого года.
Переднее антикрыло почти полностью сохранило прошлогодние очертания – на презентации много говорилось о том, что части нового аэродинамического обвеса (переднее и заднее крыло) установят уже на тестах.
«Ред Булл» не стал вслед за «Феррари» и «Маклареном» переходить на переднюю подвеску с тягами, а продолжил использовать толкатели. Высокий центр тяжести для «заваленной» вперед машины уже давно стал визитной карточкой машин из Милтон-Кейнса, и кардинально менять концепцию не стали.
Следующей видимой инновацией RB9 являются понтоны и, пожалуй, это самое агрессивное, что мы увидели в ходе нынешней волны презентаций. Сильно зауженные снизу и сверху они начинаются от очень тонких (как у «Заубера») воздухозаборников, а к середине расширяются.
В принципе, понятно желание аэродинамического отдела сделать широкие боковые каналы для струй воздуха. Как понятно и то, зачем отклоняющие закрылки по бокам так сильно выдвинуты в стороны.
Однако подход «Заубера», состоящий в том, чтобы свести на нет сопротивление воздуха при встрече с наклонными корпусными элементами снаружи и подвергнуть подобным испытаниям струю воздуха внутри понтона, возможно, интереснее.
На задней стороне понтонов приютилась выхлопная система по схеме Коанда с двумя тоннельными каналами для «холодного» воздуха – одним до ската и одним сбоку, с входом в виде прямоугольного отверстия. Стенки канала Коанда имеют приподнятые над корпусом края и частично отсекают нисходящий с понтонов «холодный» воздух от попадания внутрь.
Ну и, наконец, в зоне элементов задней подвески все расчищено до требований крайней необходимости. Видно множество каналов над нижним ребром жесткости для распределения струй к кромкам диффузора и вертикальные лопасти на днище. Все это также эволюционно перекочевало в RB9.
Вот, собственно, и все. Специалистов очень удивило увиденное – мягко говоря, мы видели и более продуманные и элегантные решения: на презентации «Макларена», где каждый изгиб вызывает приятные размышления; у нового «Заубера» – с его удивительно выверенными профилями понтонов, кстати, тоже узкими.
Отсутствие серьезных аэродинамических изменений можно связать и с вполне понятной осторожностью команды, и с тем, что парни из Милтон-Кейнса до конца прошлого чемпионата тратили много сил на RB8, и с тем, что линейка болидов от RB5 до RB9 дошла до своего эволюционного пика – дальше уже просто некуда. Однако есть еще одно объяснение – шины. В 2012 году Ньюи провел много мучительных часов, пытаясь понять поведение покрышек и их работу в постоянно менявшейся конфигурации болида, и не раз заходил в тупик, но теперь, когда эта самая конфигурация более-менее устоялась, можно полностью сосредоточиться на понимании резины. Учитывая, что продукция «Пирелли» в сезоне-2013 вновь серьезно изменится, кто знает, может консерватизм англичанина позволит выиграть его команде еще один чемпионат.
Элегантные обводы. Чем удивил новый болид «Заубера»
Новые «Феррари» и «Форс-Индия». Блеск и нищета «королевских гонок»
Гламурное зазеркалье. Главные особенности нового «Макларена»