Петровский пат. Что приобретет и потеряет «Формула-1» от ухода российского гонщика
В минусе
Промоутеры Гран-при России
Те, кто планировал сделать из этапа в Сочи привлекательный маркетинговый проект, нынче наверняка проклинают Сириля Абитебуля и его соратников. Вокруг боевого гонщика, представляющего огромную страну-организатора, и вопреки неблагоприятным обстоятельствам покорившего вершину автоспорта, сам бог велел строить рекламную кампанию. Причем с королевским размахом, подхватив эстафету Олимпийских игр.
Одно дело, рекламировать людям диковинное состязание как таковое, делая упор на его экзотику и уникальный имидж, что сформировался за последние два с половиной десятилетия. И совсем другое — зазывать народ болеть за соотечественника. Того самого парня, что говорит с болельщиками на одном языке, но при этом с бескомпромиссностью бросает вызов заморским чемпионам мира.
Дабы воочию засвидетельствовать сей факт, а также целую цепочку прилагающихся к ним исторических событий, фанаты наверняка не постоят за ценой. Соответственно, финансовая выручка от соревнования окажется в разы выше, нежели стандартные объемы доходов…
Наглядный пример: только взгляните на количество комментариев в новостях и статьях, касающихся Виталия в интернете. На одном только споре «фобов» и «филов» порталы делают приличный трафик. Тогда как рядом в полном забвении могут находиться актуальные темы, в разы более интересные и привлекательные для внимания среднестатистического болельщика.
Одновременно если Петров через год не вернется в боевой кокпит, рухнут последние надежды маркетологов на превращение сочинского этапа и идущего с ним рука об руку развития вида спорта (вместе с централизованной подготовкой молодых пилотов, разумеется) в национальный проект. Без масштабной же финансовой поддержки очень быстро всякое автоспортивное движение в России заглохнет, оставив Петрова лишь строчкой в исторической летописи «Формулы-1».
«Выборгская ракета»
За время, проведенное в «королевском классе», Виталий обрел полный набор качеств и навыков, необходимых для выживания в «пиранья-клубе». Два года в «Рено» плюс сезон за рулем болида «Катерхэма» подарили пилоту неоценимый опыт в настройке машины элитной серии, оценке ее потенциала, коррекции поведения и подгонке сообразно собственным стилевым предпочтениям.
Особо подчеркнем, что болиды разных команд по классу и «отзывчивости» различались кардинально, превращая потребителя данных в ценный носитель целого многообразия технической информации. Конфликт с руководством французской конюшни и прессинг малазийских ожиданий закалили Петрова психологически. Сегодня россиянина не смутить информационной войной или вбросами от напарника, окажись он в одной упряжке с любителем набросать известную субстанцию на вентилятор прессы.
Наконец, уроженец Выборга набил достаточно шишек в вопросах построения себя как выгодного продукта для потребления командами. У него есть уже обкатанный комплекс физических упражнений, позволяющий оптимально подходить к сезону и в его ходе справляться с нагрузками. Представление, как строить вокруг себя техническую команду и за счет чего делать сотрудничество продуктивным. Менеджмент, что наворотил дел из-за неосторожно сказанных слов или вспыльчивой реакции на политику команды, но тем не менее теперь знающий, какими подводными течениями это может выйти боком. А значит более искушенный в переговорном процессе. Плюс спонсоры, за три года работы с Виталием убедившиеся в дееспособности всей задумки под названием «Российский пилот «Формулы-1»…
Увы, даже в таком комплексе выгод «Катерхэм» не усмотрел для себя достаточных выгод — и сделал выбор в пользу Гидо ван дер Гарде.
«Катерхэм»
Право слово, жизнь ничему не учит малазийскую конюшню. За какой-то час до финиша заключительного Гран-при сезона-2012 детище Тони Фернандеса со свистом пролетало мимо десятого места в Кубке конструкторов и солидной суммы призовых, положенных за него по регламенту. Удачное стечение обстоятельств и покладистость Шарля Пика от позора боссов коллектива спасли, но в то же время стали очень тревожным звоночком.
Если с трудом развивавшаяся «Маруся» едва не заткнула вас, уважаемые «катерхэмовцы», за пояс, то чем, черт возьми, ваши техники и конструкторы занимались последние сезоны? Ведь если поднять бравурные пресс-релизы перед стартом розыгрыша-2012, то вся местная ставка клялась добиться прогресса от машины и вплотную подтянуться к середнякам пелотона. На деле же ни преемственности, ни последовательности в развитии не наблюдалось. Скорее, поначалу «Катерхэм» бросало из крайности в крайность, а затем наступил застой, едва не стоивший команде жизни.
В свете печальных тенденций конюшне бы сфокусироваться на работе — и, оттолкнувшись от созданного базиса, приняться за надстройку. То бишь в связке с пилотами и их техническими бригадами совершенствовать машину, благо база в Лифилде это позволяла.
Однако команда решила до основания рушить былые наработки — и вместе с парой новых пилотов (один из которых прежде в «Ф-1» в боевом формате не гонял вовсе!) начинать все с чистого листа. Причем труды по возведению нового кооперационного каркаса рента-драйверам придется возводить в условиях дефицита времени на адаптацию — как внутри пары, так и в отдельно взятом кокпите. Сказать, что это колоссальный риск, значит, не сказать ничего. Тем не менее «Катерхэм» его принял. Хочется верить, все-таки предварительно оценив.
В плюсе
Финансовый департамент «Катерхэма»
Деньги, как известно, любят счет. Тогда как с этого благоговейного процесса спонсоры Виталия Петрова то и дело сбивали бухгалтеров 10-й команды пелотона. Поступления не отличала регулярность еще во времена «Рено», но тогда задержками относительно состоятельное ведомство могло пренебречь. Нынче же команде, считающей каждую копейку, даже малейшая пауза в траншах становилась поперек горла. Посему подписание более состоятельного рента-драйвера позволила финансовому ведомству «Катерхэма» вздохнуть спокойней. Да и сумма вклада, который совершил ван дер Гарде, по слухам, значительно выше той, что предлагал бывшим работодателям Петров. Разумеется, отказываться от «игры на повышение» в наш финансово кризисный век конюшня и думать не думала, а потому с радостью сменила российский вектор на голландский.
Ван дер Гарде и Пик
Для молодых по меркам «Ф-1» пилотов грядущий сезон — стимул к профессиональному росту в чистом виде. При них конкуренция, где оба находятся в равных условиях: рядом нет ни искушенного напарника в роли чистого «первого номера», ни колоссального давления ожиданий, ни глобального перевеса в опыте или знаниях. Да, Шарль прошлый сезон откатал боевым пилотом «Маруси». Но Гидо ведь тоже не кукурузу охранял, являясь резервным гонщиком именно той команды, в которой пошел на повышение. То бишь выходит баш на баш.
Кроме того, оба внесли в казну «Катерхэма» круглые суммы, соответственно обезопасив себя от досрочных замен и закулисных интриг со стороны столь же состоятельных конкурентов. Как минимум до лета у парней карт-бланш, которым каждый из них волен распоряжаться на свое усмотрение. Плюс никто не отменял «презумпцию невиновности»: поскольку оба только начинают путь в рядах малазийского коллектива, на нефатальные ошибки старта сезона по умолчанию многие будут закрывать глаза. В том числе боссы «Катерхэма».
Наконец, карьерный путь, которым Серхио Перес за считанные Гран-при продвинулся в элиту автоспорта лучше всяких призывов и грантов, способен мотивировать «платников». Так что если у них действительно есть талант и внутреннее стремление к развитию потенциала, отдача может оказаться донельзя позитивной.
Автодромы, претендующие на включение в календарь чемпионата мира
Здесь вообще все просто. Есть финансовые гарантии, есть инфраструктура, есть желания — нет согласия Берни Экклстоуна. Ждать же в очереди на попадание в элитный пул, как показывает практика, можно годами. Нынче же вакантное место в расписании-2014 может образоваться само собой, утрать Россия (а точнее ее власть имущие структуры) интерес к проведению этапа.
Подать его можно под каким угодно соусом: нехваткой средств, ошибкой в представленных бизнес-планах, внеплановым замедлением темпов строительства. Да мало ли отговорок можно придумать в таком милом для этих краев деле, как поиск оправданий!
Ну а стоит «заморозить» проект на год, как и за «ледниковым периодом» не заржавеет. Конкурентам останется лишь подсуетиться, чтобы выбить Сочи из элитного пула. И они наверняка сделают это по щелчку пальцами...
Петров не будет выступать в «Формуле-1» в 2013 году, но надеется вернуться в 2014-м
Заменили его на неплохого гонщика с солидным спонсорским пакетом и посредственного (по крайней мере, по выступлениям в младших сериях) с очень солидным спонсорским бюджетом. Своя логика в этом есть.
Если брать всю карьеру Петрова: феноменальный по нынешним временам взлёт, учитывая крайне низкую стартовую позицию в карьере (найдите ещё более-менее успешного гонщика в основных европейских сериях Ф без опыта участия в картинге и стартом серьёзной карьеры после 20 лет; даже у Сенны-мл не было такого дефицита гоночного опыта); изначально самонадеянный и несколько залихватский менеджмент, сразу определивший Петрова в группу "готов платить всегда и везде". Из неё ему так и не удалось выбраться.
Перспективы: смутные, но, простите за каламбур, мутная вода в нынешнем пелетоне ему на пользу. Есть рента-драйверы с шаткими позициями, есть потенциальные места и в 2014 году.
Что делать: уходить в младшие серии - плохо, есть риск окончательно загубить репутацию; подписывать постоянный контракт в спортпрототипах или IRL - лишить себя возможности заменить кого-нибудь в 2013 году; правильным вариантом представляется контракт тест-пилота, пускай даже с Пирелли, с единичными гастролями в других сериях (можно на квалификацию Инди-500 заявиться, на Дайтону 24-часовую). И ждать, ждать, ждать. И деньги копить.
Посткриптум: кажется, в 2003 году Эдди Джордан в интервью сказал, что через некоторое время молодой гонщик Виталий Петров может выступить в Ф-1, даже в его команде. Учитывая сверхскромный опыт (Кубок Лада, единичные гонки в серии Рено) и зрелый возраст, а также анекдотичную историю с Злобиным, это выглядело как хорошо проплаченный пиар. Эдди вообще таким не гнушался, а в те смутные для него времена тем более. Начинал Виталий тогда в итальянской Ф-3000 и выше 18-20 места квалифицироваться не мог. И доезжал с солидным отставанием. Но вот с 3-его сезона его прорвало. И потом во всех следующих сериях он к 3 сезону выходил на пик. Он с как-то невероятной скоростью "хавал", как сказал бы один на заслуженный футбольный тренер, эти навыки. Человек без гоночного таланта и отличной обучаемости с такого низкого старта даже в GP-2 не закрепился бы.
Это печально, это очень портит Формулу, но это эпоха рента-драйверов. Виталик за 3 года показал, что он крепкий гонщик, сделал подиум, но сверхталанта не показал. Конечно, всем бы хотелось, чтобы в пелотоне были Кобаяши, Хайдфельд, Сутиль, Виталик, а не Чилтон и Ван Дер Гарде, но, повторюсь, тяжелые времена у Формулы. Хорошим гонщикам надо мотать на ус и учиться доставать деньги, а то в пелотоне будут 6-8 топовых гонщиков и 14 рента-драйверов.
С его уходом, ровным счетом ничего не поменяется. Как у Ф1 были свои больщики до Петрова (причём с незапамятных времён), так они и останутся в полном составе. Более того, если человек болел всю жизнь за Williams или Ferrari - он никогда не будет болеть за Катэрхэм, сколько бы там россиян не выступало. Гораздо реже в Ф1 болеют за кого-то персонально (как правило, за многократных, и кто очень давно катается).
Так что поддержки отмелочного и злопамятного вовы ждать не стоило, и не стоит - как мы видим.
Ну зато совесть у Петрова в порядке, надеюсь и карьера возобновится - он заслужил.
Если говорить далее - об негативных настроениях в отношении Петрова - то становится вообще страшно. По пунктам:
1) Петров как гонщик, попавший в "Ф-1" сугубо из-за мифического "газового бабла". Господа хейтеры, позвольте спросить, а пресловутый Грожан, которого взяли в "Ренотус" как раз на место Виталия, на какие по вашему деньги в Формулу попал? За красивые глаза чтоль? Отнюдь. Если кто-то вдруг не в курсе, платит, и очень много, за Роменчика концерн Total, который (вот нежданчик) занимается нефтяным и газовым бизнесом) То есть по сути своей тот же Газпром. Вы что, думаете французские любители "Ф-1" возникали по этому поводу? Ага, конечно).
2) По поводу того, кого из напарников сделал и не сделал Петров. Единственным, кому Виталий проиграл, был Кубица. Пфф, ну а что, в этом кто-то сомневался что ли? Роберт является одним из немногих гонщиков, проходивших через "Формулу-1", в котором невооруженным взглядом виделась "природная скорость" - как видится она в Алонсо, Хэмилтоне, Феттеле (кто бы что ни говорил), возможно Хюлькенберге, и некоторых других гонщиках. На фоне остальных Петров смотрелся весьма недурно.
Что касается мифического провала, который ставят в вину Петрову в бытность выступления в "Ренотусе", то это вообще ничего, кроме смеха не вызывает. Позволю себе напомнить, что в тот пресловутый год у техштаба команды поехала крыша, ребятки решили, что они умнее всех, и явили миру "инновационную" выхлопную систему, направленную вперед. Закончилось это весьма плачевно, исправить собственную дурость по ходу чемпионата не представлялось возможным, и в итоге это привело к тому, что команда положила с прибором на развитие машины по ходу сезона, что и привело к удручающим результатам, которые фобы моментально повесили на криворукость Петрова.
3) Касательно болельщиков. Ребята, ну не надо дурачков разыгрывать, подстраивая ответ по свое видение ситуации. Подавляющее большинство болельщиков по всему миру всегда болело, болеет, и будет болеть "за своих", и касается это абсолютно любого вида спорта. В Германии болеют за Шума, Фета и даже, страшно представить, за Глока. Ну и за "Мерседес" само собой, команда то родная. В Италии за все, что связано с "Феррари", в Испании строго за Алонсо, в Японии за Кобаяси, во Франции безумно радовались, когда в "Ф-1", спустя довольно продолжительное время, появились свои Грожан и Пик. В Великобритании отчаянно поддерживают "Макларен", Хэмилтона и Баттона. Список можно продолжать. Конечно, у ярких личностей и настоящих чемпионов, болельщиков очень много в любой стране мира, но на то они и чемпионы. Однако основная масса фэнов, заполняющих трибуны на каждом конкретном Гран-при, болеют строго за своих. Европейские страны перечислять смысла нет, можно остановиться на трех примерах: как сходили с ума болельщики на "Сузуке", когда Камуи приехал на подиум, как болеют в Индии за "Форсов" и даже за Картикеяна, как в Бразилии болельщики поддерживают Массу и даже, страшно сказать, Бруно Сенну...Россия в этом плане ничем от этих стран не отличается. Виталий может и не способен хотя бы подобраться к шансу на борьбу за титул, но все равно он а) является очень хорошим пилотом (потому что плохих, даже при наличии мешка денег в "Ф-1" не берут, и б) лучше многих гонщиков, выступающих в данный момент в "Ф-1". Поэтому слышать от российских любителей "Формулы" подобные слова в адрес Петрова по меньшей мере странно.
У Алешина классные спонсоры - аж 7000$ собрал по программе ,,народный пилот,,,и результаты( в 25 аутсайдер молодежной серии, где до 20-ти летние пацаны рулят) .
Выиграет в лотерею миллионов 20$ - может возьмут в Марусю.
Квят и Сироткин это минимум 3-5 лет ожидания, и то в случае удачи и подтверждения ими формы нынешней.