Что нужно знать о «Формуле-1» в 2012 году
Новичок года: Шарль Пик
Если бы Даниэль Риккардо не провел в прошлом чемпионате половину сезона, именно он стал бы героем этой рубрики, ведь австралиец в 2012 году оказался одним из самых стабильных спортсменов – для любого пилота из середины пелотона это потрясающее достижение.
В отсутствии столь грозного конкурента звание лучшего новичка без всяких колебаний уходит к Шарлю Пику. Француз начинал год практически без опыта работы с болидом «Формулы-1», а заканчивал в качестве грозного соперника опытного Тимо Глока и парней из «Катерхэма». Учитывая, что молодой гонщик оказался не только талантливым, но и финансово обеспеченным, никто не удивился, что Тони Фернандес ухватился за перспективного парня и быстро подписал с ним контракт на сезон-2013.
Мастер квалификаций года: Льюис Хэмилтон
Английский пилот «Макларена» выиграл семь поул-позиций (восьмую у него отобрали стюарды), а также стал лучшим в пелотоне по количеству стартов с первого ряда.
Помимо природного таланта в достижении столь высоких позиций Хэмилтону помог болид MP4-27, способный быстро прогревать шины и остро атаковать при почти пустых баках. Благодаря этому Льюис получил возможность проводить гонки в стиле Феттеля, отрываясь от конкурентов уже на первых кругах заездов.
Однако, несмотря на высокую скорость, в личном зачете чемпионата он стал только четвертым – болид оказался не слишком надежным, а механики порой совершенно не торопились на пит-стопах. Когда же техника не подводила, на тропу войны выходили всяческие «огурцы»: Мальдонадо, Грожан и даже почти безобидный Хюлькенберг.
Трасса года: Трасса Америк, Остин
Опасений относительно того, что возвращение Гран-при США в календарь «Формулы-1» пройдет не лучшим образом, было предостаточно. «Трассу Америк» строили не слишком быстро, срок сдачи объекта в эксплуатацию пару раз переносился, да и задача перед организаторами стояла все-таки сложная – соорудить нечто, что позволило бы с уверенностью заявить, что «Формула-1» вернулась в США всерьез и надолго.
В итоге задача была выполнена с блеском. Несмотря на все опасения, трек получился обгонным и интересным с пилотажной точки зрения – гонщики отзывались о трассе исключительно в восторженных выражениях, – а зрителей на трибуны пришло столько, что на этот раз «Формуле-1» перед местными гоночными сериями стыдиться не пришлось. Конечно, кто-то может указать на то, что восторженные эпитеты сыпались в адрес автодрома по большей части благодаря новизне события, но что-то все-таки подсказывает, что благодаря Остину все любители автоспорта на долгие годы получили еще одну трассу, следить за гонками на которой будет одно удовольствие.
Гран-при года: Гран-при Бразилии
В этом году прошло несколько великолепных гонок: в Остине болельщики увидели напряженную битву за лидерство, в Валенсии – невероятный драматизм и неожиданную победу гонщика, стартовавшего из второй десятки, а в Малайзии – сюрреалистичную картину погони традиционного середняка за флагманом «Формулы-1». Тем не менее, мы решили признать лучшим Гран-при грандиозный финал чемпионата, который состоялся в Интерлагосе.
По ходу бразильской гонки болельщики увидели все, что только было можно увидеть, и даже больше – все-таки не каждый день в решающей гонке в лидеры выходит пилот, от которого этого меньше всего ждали. В итоге же все встало на свои места: чемпионский титул достался Феттелю, который и должен был победить по всем законам логики, Алонсо в очередной раз заставил зрителей влюбить в себя за счет пилотажа высочайшего уровня, а победа в самой гонке досталась Баттону, вновь напомнившему о своем умении пилотировать в непростых погодных условиях.
Пит-стоп года: остановка в боксах Льюиса Хэмилтона на Гран-при Индии
Пит-стопы в этом сезоне порой поражали воображение – к примеру, в Германии Дженсону Баттону провели замену резины всего за 2,31 секунды. И хотя этот рекорд «Макларена» так и не был перебит соперниками до клетчатого флага Гран-при Бразилии, победу в данной номинации забирает другой пример обслуживания болида в боксах.
По ходу Гран-при Индии на болиде Льюиса Хэмилтона неожиданно возникли проблемы с переключением передач, и команда зазвала пилота в боксы. То, что произошло в дальнейшем, надолго войдет в историю «Формулы-1»: Льюис остановился возле своих механиков, отдал руль человеку слева, в то время как человек справа установил на машину уже рабочий штурвал. Все это, включая смену покрышек, заняло всего-навсего 3,3 секунды.
Соперники не скоро повторят подобное достижение – поломки такого рода происходят очень редко. Ну а нам остается только поразмышлять, что еще можно сделать во время плановой остановки. Среди наиболее интересных идей – загрузка свежего плейлиста для Кими Райкконена, «боевая» смена шлема для Себастьяна Феттеля и внеплановая замена Ромена Грожана вместе с кокпитом. Хотя в последнем случае лучше воспользоваться катапультой.
Пилотаж года: Себастьян Феттель на Гран-при Абу-Даби
Когда стюарды в Абу-Даби лишили Себа завоеванной в квалификации третьей позиции, болельщикам оставалось только потирать руки: ну, наконец-то немчик продемонстрирует свое умение обгонять.
Поначалу Феттель явно нервничал – все-таки, Алонсо ехал далеко впереди, а под ногами путались всякие «Торо Россо», вынуждавшие сбивать ни в чем неповинные столбики, – но затем пилот «Ред Булл» вошел во вкус и принялся усердно опережать одного соперника за другим.
Финиш на третьем месте и минимизация очковых потерь в чемпионате стали наградой за яркое выступление, да и разговоров о неумении Себа обгонять стало чуть меньше.
Юморист года: Кими Райкконен
После Гран-при Абу-Даби редактор раздела «Авто/Мото» получил такой ответ на просьбу написать текст: «Оставь меня в покое — прекрасно знаю, что делать». Иначе, наверное, сказать было грешно, поскольку Кими Райкконен добавил еще один перл в коллекцию своих неординарных поступков.
Вроде бы после поглощения мороженого и угощения оным журналистов, ковыряния в носу во время интервью и легендарного рассказа о «having a shit» чем-то еще удивить публику финну было нереально. Однако Айсмен вновь превзошел сам себя. Показательно, что повзрослевший Кими нынче с иронией относится к казусам, в которые попадает. А потому по итогам Гран-при с улыбкой рассылает механикам майки, украшенной фразой из радиообмена, или делится с прессой рассказами о том, что и при следующем посещении тупика на бразильской трассе вновь проверит, открыта ли калитка. В общем, Кими, спасибо, что ты снова с нами – без тебя определенно было бы не так весело.
Новость года: переход Льюиса Хэмилтона в «Мерседес»
Перед началом сезона – да и, если честно, по ходу года – крайне сложно было поверить в то, что подобное вообще может когда-нибудь случиться. Тем не менее, сейчас об этом можно говорить как о свершившемся факте – Льюис Хэмилтон принял решение покинуть «Макларен» – команду, в которой начал свой путь в больших гонках, в которой вырос, выиграл чемпионский титул, повзрослел и влюбил в себя еще большее количество болельщиков.
Трудно предположить, что всегда предельно амбициозный Льюис сможет в следующем году бороться за чемпионский титул. В любом случае, за судьбой Хэмилтона, как и за тем, что будет происходить в «Макларене», в следующем сезоне следить будет чрезвычайно интересно, а градус накала борьбы, как кажется, накалится до предела – хотя, казалось бы, куда уж больше.
Происшествие года: пожар в боксах «Уильямса»
Сложно найти человека, которого оставило бы равнодушным событие в боксах «Уильямса» в Барселоне, сразу после того, как Пастор Мальдонадо принес команде историческую победу. Пожар – вещь страшная, и просто чудо, что в итоге никто серьезно не пострадал.
Тем не менее, в любом событии, даже самом страшном, лучше всего искать положительные моменты, и в данном случае они, как это ни странно, также имели место быть. Речь, конечно же, идет о том, что «благодаря» этому несчастью, все мы увидели то, что команды «Формулы-1» относятся друг к другу с громадным уважением, и всегда готовы прийти на выручку – так случилось и в данном случае, когда все без исключения коллективы бросились помогать «Уильямсу» справляться с последствиями случившегося катаклизма.
Автомобиль года: «Ред Булл» RB8
Этот болид не всегда был быстрейшим и не доминировал в квалификациях, не оказался самым надежным, но все же помог австрийской конюшне выиграть третий Кубок конструкторов.
Начало сезона для «Ред Булл» выдалось сложным: запрет на выдувные диффузоры отбросил команду в развитии – болид проигрывал соперникам в квалификационном режиме, неэффективно работал с шинами, а выхлопное решение оказалось не самым удачным. Однако инженерный штаб не опустил руки – от гонки к гонке на машине появлялись регулярные обновления, она становилась все быстрее и маневреннее, а под занавес чемпионата наконец обрела истинно чемпионскую форму.
У болида RB8 есть еще одно качество, которое окончательно определило наш выбор – механическая «неломаемость». Наиболее очевидную демонстрацию этого свойства (в виде фото) долго рассматривал Эдриан Ньюи во время Гран-при Бразилии – поврежденная машина без части кожуха в области выхлопной трубы спокойно доехала до финиша. Чудеса!
Разочарование года: технический штаб «Мерседеса»
Победа в этой номинации с большой помпой и «улюлюканием» отправляется подопечным Росса Брауна. Технический штаб «Мерседеса» умудрился полностью слить сезон, несмотря на победу в Китае. Итоговое пятое место, пропасть в 318 очков от лидеров при огромном бюджете и оборудованной базой убедили нас в этом решении.
И ведь никаких видимых предпосылок к этому «достижению» вроде бы не было! Сезон конюшня начала с прекрасным девайсом в виде «двойной» DRS, и поступательно двигалась вперед. А потом начался кошмар – немецкая команда так и не смогла толком справиться с катастрофическим износом резины, а механические проблемы Шумахера вообще стали образцом невезения в этом сезоне.
Много «добрых» слов многочисленные «главные» инженеры получили и за крайнюю непоследовательность действий: например, во второй половине сезона они смогли наконец внедрить успешную выхлопную систему – действительно, сильно отличающуюся от конструкций соперников, – но после одного Гран-при сняли разработку с машин и продолжили мучиться со старой системой.
Прогресс года: Фелипе Масса
В первой части сезона бразилец занимал верхние строчки в рейтингах худших гонщиков чемпионата и уверенно двигался к увольнению из «Феррари», однако после весеннего обновления болида F2012 клона Массы наконец-то убрали из кокпита и усадили за руль машины настоящего вице-чемпиона 2008 года.
С той поры с каждой гонкой Фелипе становился увереннее в своих силах и настойчивее и активнее в гонках. Под занавес чемпионата Масса стал настолько быстр, что не только помог команде отобрать у «Макларена» второе место в Кубке конструкторов, но также и несколько раз надавить на напарника.
Если в Скудерии сумеют поддержать порыв своего гонщика, в следующем сезоне бразилец вновь станет претендентом на победы.
Сюрприз года: 8 разных победителей Гран-при
Ищущий во всем способ заработать Берни Экклстоун мог бы знатно подняться на выпуске сувенирной коллекции, посвященной всем победителям сезона-2012. Наладил бы, скажем, производство матрешек или игральных карт — и продавал всем заинтересованным личностям. Благо разброс предпочтений (а значит, и сегмент потенциальных покупателей) невероятно высок по сравнению с предыдущими чемпионатами.
Нынче аж восемь разных пилотов поднимались на верхнюю ступень пьедестала, дабы испить алкогольной продукции заводов игристых вин. Причем повторов знакомых все лиц не наблюдалось аж до Гран-при Европы: Баттон, Алонсо, Росберг, Феттель, Мальдонадо, Уэббер, Хэмилтон передавали привет родным и благодарили команды на пресс-конференциях, не засиживаясь подолгу в креслах. Когда же к ним добавился Кими Райкконен, звездная плеяда и вовсе заблистала во всей красе.
Не доставало разве что Михаэля Шумахера, но «Мерседес» проявил непозволительное безразличие к надежности машины ветерана, а затем и вовсе «забил» на разработку эффективных апдейтов.
Авария года: страйк Ромена Грожана в Бельгии
Иного победителя этой номинации, нежели Грожан, придумать было сложно. Ведь француз с улыбкой жирафика Рафика и сопоставимого с ним гоночного интеллекта оказался напрямую причастен к семи (!) инцидентам в дюжине стартовых Гран-при сезона.
Самым великим и ужасным творением автоспортивного Гудвина (или все-таки Франкенштейна?) стал завал в Спа, где уже при подходе к первому повороту из-за нерасторопности француза хлебнула горюшка едва ли не половина пелотона. После этого предложение Марка Уэббера устраивать в воскресенье два раздельных старта (один для всех гонщиков, другой – приватно для Грожана) обрело особую актуальность, а крылатая фраза почтальона Печкина «надо его немедленно в поликлинику сдать для опытов» украсила подписи к фото с аварией на множествах форумов.
Ирония, конечно, может показаться слишком жестокой, однако, на наш взгляд, она вполне уместна. Ведь в распоряжение Ромена была предоставлена машина, способная регулярно претендовать на попадание в призовую тройку. Под управлением же Грожана ее куда чаще видели — правда, по частям — в пункте сбора и приема высококачественного металлолома.
Обгон года: Райкконен против Шумахера на Гран-при Бразилии
Окажись на месте Кими и Михаэля более молодые и горячие парни (их имен мы называть не будем – это хорошо известные личности), в лучшем случае встреча пилотов на трассе закончилась бы парой сломанных антикрыльев и штрафом одному из спортсменов.
Однако финн и немец не просто не допустили никаких ошибок, но также подарили болельщикам возможность насладиться красивой борьбой двух чемпионов, которая длилась в течение двух непростых поворотов. В конце концов, даже не столь важно, кто стал победителем в гоночном эпизоде – в данном случае интереснее был именно процесс, а не результат.
Команда года: «Ред Булл»
Кристиану Хорнеру удалось добиться высокой дисциплины в коллективе, сотрудники конюшни демонстрируют невероятную самоотдачу – из-за работы над обновлениями для болида они совсем забывают о доме, – гениальный конструктор Эдриан Ньюи настолько счастлив, что уже не помышляет о любимых яхтах, а непокорный Марк Уэббер вовсе не стремится покинуть команду, в которой, как все считают, он несчастлив.
Вот почему мы не удивлены тому, что командный зачет в третий раз подряд выигрывает «Ред Булл», а чемпионский кубок отправляется на кухню Себастьяна Феттеля.
Пилот года: Фернандо Алонсо
Неприятности ломились в двери гаража Алонсо словно гномы — в уютную норку Бильбо Бэггинса на незваный ужин. Однако испанец круче всякого хоббита с ними разобрался, выжав из совершенно несбалансированной на старте сезона и недостаточно быстрой на финише машины 120 процентов возможного.
На фоне неудач напарника и просчетов технического штаба казалось неизбежным притупление пиренейского инстинкта убийцы. Однако двукратный чемпион мира эдаким Ганнибалом Лектером быстро подрезал языки скептикам, 13 раз завершив Гран-при на подиуме и не добравшись до клетчатого флага лишь в Бельгии и Японии.
То, что Нандо вплоть до последнего этапа боролся с накачанным энергетикой Эдриана Ньюи и деньгами Дитриха Матешица «Ред Булл», вовсе возносит пилота над группой преследователей. Ведь фактических предпосылок к равному соперничеству ни весенний, ни осенний отрезки не предполагали. Тем не менее Алонсо и здесь выиграл в конкурсе «Слабо?», превратившись в немой укор остальным гонщикам и командам, бросившим борьбу за титул до срока.
Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson/Vladimir Rys/Paul Gilham
Фото: REUTERS/Sergio Moraes/Jan Van/Albert Gea/Giorgio Perottino/Lee Jae-Won/Josep Loaso/Kim Kyung-Hoon/Suhaib Salem/Edgar Su
Фото: Максим Поляков
Ощущение что в статью вмешались соображения политкорректности - не могу представить, как нервный пилотаж на перенастроенной самовозке может быть назван пилотажем года. Просто, наверное, нехорошо получается, когда чемпиону не достается ни одной номинации. Но я считаю, в этом году он такое пренебрежение заслужил.
авторам спасибо за статью :)
Хочу особо отметить одну запомнившуюся фразу о "внеплановой замене страйкера Ромена Грожана вместе с кокпитом. Хотя в последнем случае лучше воспользоваться катапультой".
Дей-но лучше воспользоваться ею и в плановом порядке:), скорее всего так и будет, если он сохранит в новом сезоне соотношение законченных гонок и аварийных сходов на том же уровне 11 к 9, тогда можно будет подкатывать катапульту к боксам Лотуса не дожидаясь конца сезона...
а сентенция про вью желательна с примерами.
Руль - это не только ценная отделка не скользкими материалами и лампочки всякие, но и 200-300 граммов управляющей болидом электроники.
Когда пилот покидает кокпит, он действительно снимает руль, но когда его ставят обратно в спокойной обстановке, его тестируют и эти тесты (на стартовой решетке или в боксах), занимает некоторое время, гораздо большее, чем 3 секунды, так как ставят "холодный" руль, который запитывается от болида коннектором и тестирует не только себя, но и бортовые системы.
Если что-то происходит не так, чилавек с рулем идет к стелажам, берет другой и ставит. Одновременно инженеры чешут перхоть, пытаясь определить, дело в руле, креплении с коннекторами, или в какой-то бортовой системе. А пилот тихонько курит в кокпите. Ему все равно, так как времени - вагон.
Тут руль поставили в БОЕВОМ режиме, во время гонки. Где нет права на ошибку. Очень сильно рисковали. И сделали это на 3 секунды.
И психологическое состояние пилота после рестарта тут тоже ключевой вопрос. Я склонен сравнивать это состояние с состоянием слепого, которого внезапно перевели без его желания через дорогу и бросили.
А тут все справились.
номинация Надежда года :)