6 мин.

5 худших выступлений в нынешнем сезоне «Формулы-1»

Михаэль Шумахер, Гран-при Венгрии

Старт: 17-й Финиш: не финишировал Стратегия: два пит-стопа (мягкие шины — средние — средние — сход)

Если понятие «худший уик-энд в карьере» вообще применимо к семикратному чемпиону мира, то резоннее всего использовать его в качестве сопроводительной записки к выходным на «Хунгароринге» в 2012 году. Михаэль угодил в аварию еще до того, как стартовали официальные заезды — механикам довелось браться за инструменты по ходу пятничных свободных практик. Следом пилот оконфузился в квалификации: мало того, что проиграл по чистой скорости напарнику, так еще и из Q3 не выбрался.

Ну а дальше глупейшие ошибки посыпались вовсе как из рога изобилия. Неверная парковка на стартовой решетке. Выведение мотора из рабочего режима в мгновение, когда этого нельзя было делать ни в коем случае. Превышение скорости при проезде по пит-лейну. Блокировка лидеров гонки в ранге кругового. И, как итог, досрочное прощание с Гран-при, где наивысшей позицией в динамике действа значилось 18-е место. Пожалуй, если бы не новая коробка передач, которую Михаэль получил право установить благодаря сходу, даже крупицы позитива в его венгерских мытарствах не нашлось бы.

Жан-Эрик Вернь, Гран-при Европы

Старт: 18-й Финиш: не финишировал Стратегия: один пит-стоп (средние покрышки — мягкие)

Эпический Гран-при, в динамике которого «Торо Россо» устроили настоящую охоту на «Катерхэмы». Но если Дани Риккардо смог отыскать хотя бы теоретические оправдания контакта с Виталием Петровым после покадрового изучения видеозаписи, то Жану-Эрику Верню впору было бы завещать свою почку Хейкки Ковалайнену, чтобы искупить вину. Ошибка оказалась столь вопиющей, что даже всегда политкорректный финн не смог оставить ее без комментария, обозвав школярской. Это ж надо столкнуться на короткой прямой, где пространства для движения хватило бы еще двум болидам! Тем более в моменте, борьбы не подразумевавшем вовсе… Впрочем, француз в те выходные регулярно «давал джазу». Достаточно вспомнить, как в квалификации он проиграл все тому же Ковалайнену в борьбе за место в Q2. Хотя, казалось, любезный Марк Уэббер сделал все от него зависевшее, для выхода бедолаги из первого сегмента.

Дженсон Баттон, Гран-при Канады

Старт: 10-й Финиш: 16-й Стратегия: три пит-стопа (мягкие шины — сверхмягкие — сверхмягкие — мягкие)

Квалификация обещала британцу светлое будущее и множество «ништяков» в качестве компенсации за пятничные страдания. Ведь во время свободных практик на болиде Дженсона возникли проблемы с коробкой передач. Что, в свою очередь, естественно влекло за собой очередную порцию инженерных мучений по настройке болида. Поскольку выжать из МР4-27 сколько-нибудь вменяемые показатели на быстром круге Баттон окончательно отчаялся еще в ходе первой волны обновлений, каждый субботний быстрый круг виделся ему кругом ада. Однако попадание в суперпоул вроде как намекнуло на окончание черной полосы… Ага, как же! По сути, гонка для островитянина закончилась с переобувкой из основного компаунда в опциональный — Дженс осуществил ее первым из пелетона. Почти сразу же после этого его скорость упала настолько, что реальную конкуренцию на трассе «Макларен» составлял только парочке «Марусь». Довершил же унижение напарника Льюис Хэмилтон: он не просто одержал победу на Гран-при, но и обставил горемыку-соотечественника на круг.

Фелипе Масса, Гран-при Малайзии

Старт: 12-й Финиш: 15-й Стратегия: 4 пит-стопа (промежуточные шины — дождевые — промежуточные — промежуточные — средние)

В поиске причин дискомфорта, что испытывал бразилец за рулем «Феррари», инженеры буквально вручную перебрали болид. И по итогам обследования обновили машину чуть ли не на три четверти. Результат не заставил себя ждать: квалификационное отставание Массы от напарника сократилось до трех десятых секунды, что было названо «боссами позитивной динамикой». Как кажется, данная оценка лучше всего отражает уровень ожиданий, применимый к Массе в нынешнем сезоне.

Сутки спустя южноамериканец имел реальный шанс посрамить скептиков — и даже сделал к этому несколько робких шагов. Однако удержаться в очковой зоне не сумел, поскольку убил шины в погоне за высокой скоростью. Показательный момент: период преследования оказался столь непродолжительным, что его толком не заметили ни болельщики, ни комментаторы. А вот критическое падение сцепных свойств покрышек игнорировать оказалось невозможно — в силу финальной позиции Массы. Триумф Фернандо Алонсо лишь усугубил бразильскую печаль. А серебряный финиш Серхио Переса и вовсе заставил усомниться в сезонной конкурентоспособности бразильца.

Бруно Сенна, Гран-при Канады

Старт: 16-й Финиш: 17-й Стратегия: один пит-стоп (сверхмягкие шины — мягкие)

Сколько уже копий сломано в разговорах о том, где оказался бы «Уильямс» на экваторе чемпионата, сиди за рулем синих болидов вменяемые гонщики. Ведь нынче потенциал машины позволяет регулярно цепляться за зачетную зону, гарантируя очковые приобретения еще в субботу. Однако наваждения, накрывающие южноамериканских напарников, то и дело оставляют конюшню за порогом праздника жизни. Взять Гран-при в Монреале, где Бруно Сенна обошел Пастора Мальдонадо на отборочной стадии только благодаря тому, что не врубился в стену в Q2 (впрочем, он это сделал по ходу уик-энда немногим ранее). Выступлением же в гонке бразилец едва не довел сэра Фрэнка до апоплексического удара, поскольку «Катерхэмы» были очень близки к превращению пилота «Уильямса» в клоуна. Думается, в тот вечер многим фанатам коллектива вспомнился рецепт поучения уму-разуму одной из героинь фильма «Девчата»: «Таким, как ты, мы в детдоме «темную» делали: накрывали одеялом — и давай молотить…»

Бонус

Пастор Мальдонадо, Гран-при Монако

Старт: 24-й Финиш: не финишировал Стратегия: ни одного пит-стопа (сверхмягкие — авария)

Порой кажется, что венесуэльский пилот заранее продумывает аварии, которые затем инициирует. Потому как сымпровизировать столь алогичные коллизии не под силу даже изощренным умам. Тем более с разницей в каких-то несколько дней. В четверг, по ходу свободных практик в Монте-Карло, Пастор «антикрылья-напильники» Мальдонадо с контактом подрезал Серхио Переса, а затем, видимо, осознав вину, в знак покаяния разбил машину в «Казино». Воскресным же днем уже на старте, без видимых на то причин протаранил задок болида Педро де ла Росы при подходе к «Сен-Дево». Показательно, что во всех эпизодах никакого внешнего влияния на пилота не оказывалось. Равно как и техника вела себя исправно. Что же творилось в голове самого спортсмена – загадка по сей день.

Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson/Paul Gilham