7 мин.

Спасение рядового аутсайдера

Дом

К первому Гран-при 2012 года в «ХРТ» в очередной раз не успели полноценно подготовить новый болид, и если бы не особенности правил в сезоне-2010 (когда правило 107 процентов было неактивным), испанская конюшня отметилась бы своеобразным хет-триком стартовых катастроф.

Разумеется, команда, пропускающая предсезонные тесты и наспех собирающая новую машину, имеет мало шансов на хорошие выступления, так что неудивительно, что многие считают, что путь развития «ХРТ» ведет в никуда.

Однако есть основания полагать, что такой вывод ошибочен. Начиная с Гран-при Бахрейна у коллектива появилась постоянная база в Мадриде, в спорткомплексе «Каха Магика» – тем самым был положен конец кочевому периоду жизни конюшни. Этот шаг стал одним из множества изменений, внедряемых владельцами команды, компанией Thesan Capital.

«Когда мы начали работу в середине прошлого года, база была в удобном для месте для бывшего руководителя конюшни Колина Коллеса – в немецком Грединге. Однако большинство сотрудников там не работало», – рассказывает нынешний глава коллектива Луис Перес-Сала. – «Многие из них трудились в Испании, Франции или Англии. Технический офис находился в Великобритании под руководством Джеффа Уиллиса, но никто не работал под одной крышей. Люди работали у себя дома или в своих офисах, как поставщики, но не как полноценные члены команды, не в одной группе.

Мы хотели это изменить, ведь когда работаешь разрозненно, то многое теряется. Приходится контактировать друг с другом посредством электронной почты и звонков-конференций, которые отнимают много времени. Такой способ дорогой и не эффективный».

Будущее

Переезд на новую базу и возможность эффективно работать всем членам коллектива – это лишь первый шаг Thesan Capital в развитии «ХРТ». И хотя владельцы честно признаются, что в будущем планируют продать конюшню, сперва они намерены сделать ее сильнее и значительно повысить ценность.

«Смена владельцев повлекла за собой смену курса развития команды, и хотя еще остаются некоторые вопросы относительно финансового будущего, фундамент уже заложен. В будущем Thesan Capital, скорее всего, продаст команду, но для реализации этого плана необходимо сделать конюшню более ценной», – говорит Сала.

Педро де ла Роса, променявший должность резервного гонщика «Макларена» на роль боевого пилота «ХРТ», заметил, что поначалу все складывалось не слишком гладко. Но сегодня спортсмен не сожалеет о своем выборе:

«У нас впереди долгий путь. Пусть машина и стала быстрее в сравнении с первыми гонками, необходимо продолжать развиваться. Все это результат нашей работы вне паддока. У нах хорошая базовая структура для роста. Потребуется время, но я больше уверен в потенциале, чем в Хересе в феврале, когда мы тестировали старый болид.

Теперь у нас есть фундамент, и мы можем сосредоточиться не на реструктуризации, а других задачах».

От де ла Росы ожидают более глубокую роль в команде, чем просто роль пилота. Зимой ходили слухи о том, что Педро примет на себя роль лидера, способного сплотить команду вокруг себя, а также возьмет на себя некоторые обязанности менеджера. Однако сам испанец отрицает слухи и преуменьшает свою роль в команде, заявляя, что его функции в команде не выходят далеко за рамки пилотирования болида.

«Вся разница в том, что меня спрашивают, в каких областях мы можем внести изменения и развиваться больше. Но это не сильно отличается от других команд. Возможно, мое мнение ценное, но я не принимаю решений, и в команде иногда поступали вопреки моим советам.

Я не беспокоюсь о будущем. Не могу сказать, когда завершу карьеру, но если я буду конкурентоспособным и здоровым, не вижу смысла останавливаться. Исходя из этого, я не могу сказать, есть ли у меня качества необходимые для исполнения роли менеджера. Не уверен, что я достаточно хорош. Но время рассудит».

В данный момент де ла Роса рад полностью сконцентрироваться на пилотировании. Возможно его планы на перспективу будут зависеть от достижения ближайших задач.

Луис Перес-Сала имеет прагматичный взгляд на развитие команды. Сейчас его внимание сфокусировано на своевременной подготовке «ХРТ» к старту сезона-2014. Мысль выглядит очень логичной в связи с переходом «Формулы-1» на шестицилиндровые турбомоторы и обновленные шасси.

«Чтобы достигнуть необходимого нам уровня потребуются не месяцы, а годы. Возможно, в 2014-м мы будем полностью готовы. И мы полностью на этом сосредоточены уже сейчас.

Для подготовки к этому чемпионату планируем задействовать не только собственные ресурсы. В наших планах постараться использовать возможности других команд. Например, мы используем аэродинамическую трубу «Мерседеса», и нам она подходит. У нас множество поставщиков карбоновых запчастей, и мы используем коробку передач от «Уильямса». Такие соглашения помогают в плане снижения затрат. Для маленького коллектива тяжело создавать все эти детали самому».

Сегодня в «ХРТ» насчитывается 76 сотрудников, и их число будет постепенно расти. Сала верит, что в перспективе штат составит около 200 человек, однако пока приоритетом для команды является реструктуризация штата вокруг назначенного недавно технического директора Антонио Кукереллы. Так конюшня завершает цикл неопределенности, начавшийся в прошлом году после ухода Джеффа Уиллиса. Заменивший его Джеки Экелярт не стал продлевать свой контракт, истекший в январе, и покинул многострадальную команду.

Финансы

Из-за многочисленных перестановок в межсезонье «ХРТ» не смогла полноценно подготовиться к чемпионату, но кроме чисто организационной, есть и другая проблема, сдерживающая развитие испанской конюшни. Половина команд пелетона – и «ХРТ» не исключение – едва удерживаются на плаву из-за финансовых проблем. По существующему Договору согласия конюшня получает всего 10 млн долларов в год. Остальное приходится искать самой.

Большую часть денег принес с собой Нараян Картикеян, которого поддерживает индийский концерн Tata Group, но очевидно, что команда опирается не только на этот источник финансирования. Thesan Capital также продолжает вкладывать в «ХРТ», но их инвестиции не бесконечны. Единственный шанс выжить и встать на ноги – стать стабильным и надежным, то есть, привлекательным коллективом для спонсоров.

«Теперь можно показать потенциальным партнерам, что мы – команда. До сего момента, без штаб-квартиры, продемонстрировать это было тяжело. Отныне и в будущем ожидаем найти больше партнеров. Да, будет непросто, но мы будем упорно работать, чтобы добыть больше ресурсов. Именно так и надо расти», – считает Сала.

«Новые владельцы команды хотят придать команде лицо. Когда мы планировали штаб-квартиру, гораздо легче было сделать это в Великобритании. Но владельцы решили поступить по-другому, и мы решили попробовать в Испании. Пришлось нелегко, потому что Испания – не лучшее место для команды «Формулы-1». Впрочем, мы не хотим, чтобы нас считали чисто испанским проектом, потому что у нас работают люди со всего мира».

Время

Лучший способ «ХРТ» доказать свою состоятельность для спонсоров – это результаты. В Бахрейне болиды F112 показали неплохую (для худшей команды чемпионата) скорость, а де ла Роса квалифицировался всего в паре десятых от «Маруси» (в Испании Педро отстал от Тимо Глока на 0,5 секунды, но это лучше, чем на первых этапах первенства). Чем лучше команда проявит себя на трассе, тем выше она будет котироваться. Хорошим результатом для «ХРТ» станет, если повторится прошлогодний сценарий, когда в конце сезона болиды испанцев по скорости не уступали российской конюшне.

«В ближайшие годы мы хотим быть маленькой, но эффективной командой, а также ликвидировать отставание от ближайших соперников. Для этого потребуется время, а мы еще не команда «Формулы-1» в полном смысле этого слова. Для нас быть среди 12 команд участников – уже результат», – резюмирует Сала.

К «ХРТ» можно относиться по-разному, однако, оценивая результаты последних лет, возможно, стоит немножко гордиться за то, что испанская команда все еще существует. Впрочем, единственным оправданием неудач коллектива является только долгая реорганизация, но долго так продолжаться не может. У «ХРТ» есть четкий план действий по сохранению своего места в пелетоне, но смогут ли испанцы добиться нужных результатов или же застрянут в трясине выживания – это уже другой вопрос. Понятно одно – чтобы дать итоговую оценку команде, нужно еще немного времени.

По материалам Autosport