5 мин.

Трое строем

Бурно отпраздновав дебютную победу Нико Росберга в «королевском классе», рубрика «разбор полетов» возвращается к прямому исполнению обязанностей. И сразу же фокусируется на обгоне воскресенья, который во многом напомнил прошлогоднюю корейскую битву Льюиса Хэмилтона и Марка Уэббера. С той разницей, правда, что сражение, длившееся на протяжении нескольких поворотов, тогда было личным делом австралийца с британцем — и не принесло успеха инициировавшему атаку гонщику «Ред Булл».

Нынче ситуация, сменив действующих лиц, обросла пикантными подробностями. Благодаря Ромену Грожану и представителям «Уильямса» и «Заубера» маневры превратились в «лямур де труа», а техничная связка 12 и 13 поворотов потребовала от них изворотливости не меньшей, нежели у фанатов «Камасутры» при любовных игрищах.

Началось все с ошибки француза на 45-м круге, когда он попытался обставить Уэббера в шестом повороте. Нырнув с внешнего на внутренний радиус, пилот «Лотуса» вышел бок о бок с болидом оззи, но не учел необходимость раннего торможения перед следующим виражом. А потому повторил ошибку Фернандо Алонсо круговой давности и выехал за пределы трека.

К его счастью, гравийная ловушка в том месте была упреждена асфальтом, а потому Грожан вернулся на трассу без особых потерь. Пропустив лишь Бруно Сенну, мушкетер вклинился между двумя «Уильямсами» и приготовился к восстановлению ритма. Однако венесуэлец не позволил конкуренту даже перевести дух: с 10 по 13 повороты он настолько жестко «придушил» оппонента в связках «правый-левый», что даже искры посыпались. У машин — от плотного контакта, у болельщиков — от остроты борьбы, где малейшее лишнее движение неминуемо вело бы к аварии. Благо оба гонщика, знававшие друг друга еще со времен GP2, вырулили из «улитки» просто образцово.

Отлетевшие элементы аэродинамики не в счет, поскольку вовсе обойтись без повреждений в таком стесненном пространстве было невозможно. Выход на короткую прямую вроде как решил дело в пользу Ромена: его болид, обосновавшийся у левой части трассы, стабильно перенес фазу «торможение-разгон» и оторвался от преследователя. Который, в придачу, внезапно обнаружил на хвосте Серхио Переса! Мексиканец, воспользовавшийся замешательством тандема, подобрался к нему вплотную ровнехонько перед зоной DRS.

И вот здесь-то началось самое интересное. Уцепившись, как в той сказке о репке, друг за друга, гонщики полетели навстречу шпильке. Впереди Чапай-Грожан на лихом скакуне, за ним — побратимы с американского континента, казалось, сосредоточившиеся на междоусобной борьбе. Но едва машины подобрались к точке торможения, как пилот «синих» выкинул хитрющее коленце. Нажав на педаль позже всех, он, двигавшийся по центру полотна, попробовал разом отсечь обоих соперников за счет перехлеста траекторий.

Перес в таком случае должен был поиздержаться на разгоне после выхода на апекс — прямо на пути у него маячила бы задняя часть «Уильямса». Тогда как заходившему по внешнему радиусу Грожану мешал бы нос болида с индексом FW. И все получилось бы идеально, окажись участок трассы узким. Но в силу того, что поворот шел после прямой, Грожану хватило пространства обогнуть визави. Впрочем, одним везением француз бы здесь не обошелся: выход к прямой старта/финиша лидером связки ему обеспечили собственные стальные нервы. Гонщик прочертил абсолютно идеальную траекторию движения, которая изначально закладывалась по этому маршруту. Собственно, только за этот маневр он был достоин завоевать первые очки в элитном классе.

Синхронного попадания в зачетную зону (чего не случалось с осени 2010 года) заслуживали и представители «Уильямса». Совсем не потому, что в понедельник босс конюшни отмечал 70-летие — рента-драйверам наверняка не проблема изыскать средства на более роскошный подарок. Причина в качественно проделанной работе на здорово управляемом, но отнюдь не реактивном болиде. Мальдонадо, к примеру, благодаря своей бескомпромиссности постоянно попадал в объективы телекамер. И хотя политика «пленных не брать» зачастую доводит до беды, в Китае она принесла венесуэльцу успех.

Одним только сражением на равных с Фернандо Алонсо на 54-м круге спортсмен может по праву гордиться. Ведь синхронному прохождению прямой старта/финиш с двукратным чемпионом мира и невесть откуда нарисовавшимся Камуи Кобаяси (в этот момент таймер показал отрывы между гонщиками, равные 0,000) предшествовала упорная борьба. Около минуты испанец искал лазейку, чтобы поставить на место храброго конкурента. Но тот умело выбирал линию движения болида и оттормаживался «на тоненького», отбрасывая преследователя на исходные позиции. В 12 и 13 поворотах Алонсо вовсе пошел ва-банк, начав преследование с позиции силы. Однако и здесь потерпел поражение, поскольку Пастор не сбавил обороты, даже когда угроза столкновения из потенциальной стала реальной… А ведь было еще самоотверженное сопротивление напору Дженсона Баттона, оставшееся за британцем только благодаря DRS. И довольно активные попытки не сломаться сразу же под напором Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля.

Последний, кстати, выглядел менее агрессивно, нежели напарник, что выглядело дивно на фоне тенденции последних лет. В топовую зону Себ, правда, и без этого пробился. Но по итогу в Шанхае больше запомнился крылатыми афоризмами («На старте я почти проиграл позицию «Катерхэму», что было…ммм… дико»), нежели яркими маневрами. А вот проваливший старт австралиец, напротив, блеснул гранями таланта. Острота его атакующих выпадов аналитиков не удивила — оззи и прежде мог на протяжении нескольких кругов работать первым номером. Хотя за обгон напарника в 14-м повороте предпоследнего круга Марку можно выписать бонус. Удержать машину в пределах трека на внешнем радиусе после тонкого торможения да еще и на потрепанных шинах — это без преувеличения шедевр. Благо оборонительные действия не оставили без внимания как аналитики, так и журналисты. Да и можно ли было игнорировать отпор, данный двум чемпионам мира — Райкконену и Хэмилтону?

Грамотная защита позволила услышать теплые слова в свой адрес и Фелипе Массе — впервые на весеннем отрезке чемпионата. В Китае удерживать позиции за рулем болидам «Феррари» было трудно по умолчанию: нестабильность на торможениях просматривалась невооруженным взглядом. Бразильцу от этого тяжелее вдвойне, а то и втройне: недостаточный прогрев покрышек или же утрата оптимальной температуры при поддержании их в тонусе сразу же бьют по управляемости. И, соответственно, обрушивают время прохождения круга.

Как Масса ни старается, собрать пазл воедино у него не получается: то снижение уровня топлива делает неэффективными настройки, то пляска тепловых характеристик асфальта выбивает из колеи, то неравномерное и неконтролируемое зернение становится поперек горла.

В придачу ко всем бедам добавляется психологический пресс. Ведь дела у Фелипе не ладятся, в то время как маг-напарник вытягивает из шляпы белого кролика даже когда этого самого кролика там нет. Вот и получается, что, бродя по замкнутому кругу, Масса приближается к собственному увольнению…

Однако в Шанхае бразилец предпринял успешную попытку вырваться из порочного круга. Прежде всего, за счет продуманной защиты. Периодически собирая за задним антикрылом именитых конкурентов, к концу этапа он мог бы сформировать из прищученных трафиком целую секту, в которой отметились и Хэмилтон, и Кобаяси, и Грожан, и Райкконен. Разумеется, на прямой и особенно в зоне DRS Фелипе ничего не мог противопоставить конкурентам. Но в связках поворотов (особенно техничных), рук не опускал до последнего. Возможно, этими самыми руками Масса вытянет себя из болота безнадеги начала сезона?