5 мин.

Кришна чешет в затылке

Цитировать самого себя, конечно, моветон. Но после того цирка, что устроил Нараин Картикеян в заключительной стадии воскресного Гран-при, чувствую, что просто обязан познакомить читателей с представлением «ХРТ» для одного из белорусских интернет-порталов.

Ведь последовавший в его ходе рассказ о боязни за судьбу лидеров пелотона при обгоне испанских круговых Раджеш Кутраппали «королевского» класса наглядно проиллюстрировал на 48 круге. Зачем самому быстрому индусу в мире понадобилось сдавать вправо, когда его пещерный бэтмобиль уже справился с центробежными силами и начал движение по фарватеру, проложенному шедшей впереди «Марусей» Шарля Пика? Одному Шиве известно. А может и многорукий бог одной из своих конечностей после маневра недоуменно почесал в затылке, поскольку за мгновения до фатального поворота руля с «ХРТ» поравнялся, а затем укатил вперед «Ред Булл» чемпиона мира. Но, даже если аутсайдер не заметил голубых флагов (что, кстати, сомнительно — Льюиса Хэмилтона полуминутой ранее он ведь не по наитию пропустил!), то уж здоровенный RB8 точно бы в зеркалах заднего вида не пропустил. Тем не менее Нараин плевал на правила и сделал страйк. За что, кстати, получил бонус от Себа Феттеля.

Правда «виновник торжества» после гонки покивал на пробуксовку сликов, очутившихся на мокрой от дождя белой линии. И даже уколол пострадавшего: мол, если бы крутые парни в погоне за траекторией не выдавливали маленьких, сирых и убогих куда ни попадя, аварии бы не произошло. Наверное, в менее суровом и бескомпромиссном виде спорта эти претензии и имели бы право на жизнь. Но в «Формуле-1» разве что «это Спарта!» только не кричат. А потому на снисхождение рассчитывать не стоит. Впрочем, если грамотно просчитывать действия на несколько шагов вперед и адекватно сопоставлять ходовые качества аутсайдерского болида с лидерским, это самое снисхождение не понадобится.

Выносом из борьбы чемпиона мира Картикеян закольцевал сценарий своего участия в чрезвычайных ситуациях этапа. Прологом же к нему послужил эпизод на девятом круге, когда встреча с автоспортивной реинкарнацией Кришны вышла боком Дженсону Баттону. Впрочем, здесь Нараин остался без медали за очередного сбитого чемпиона мира — пилот «Макларена» начудил сам. В девятом повороте индус вел себя безупречно, повторив маневр Фернандо Алонсо по выходу на апекс практически под копирку. А вот Дженсон от канона отошел. По официальной версии — для прогрева резины. Судя же по записям — со вполне конкретной целью атаковать тихоходную машину «ХРТ». Благо пространства для движения по внутреннему радиусу (Картикеян двинул по внешнему с запасом в счет раннего торможения) оставалось более чем достаточно. Однако сорванный на аквапланировании задок помешал осуществить задумку. Хуже того, машина полностью вышла из-под контроля и поплыла навстречу судьбе. Даже если бы у Баттона был опыт управления гондолами, MP4-27 это вряд ли спасло бы…

Вряд ли сберег бы машину и Ромен Грожан, на третьем круге слишком широко вышедший из четвертого поворота. А вот репутацию француз точно сохранил бы, держи язык за зубами. Однако выбравшись из кокпита, пилот не пойми зачем вдруг начал обвинять во всех смертных грех Михаэля Шумахера. «Как?» — единственный вопрос, который возникал у любого трезво мыслящего человека, просмотревшего эпизод в замедленной съемке. Ведь автор бреда, которому позавидовал бы сам Эрик Булье, очевидно теряет контроль над носовой частью машины уже в начальной стадии выхода из виража. А затем даже не пытается повлиять на траекторию движения — только пробует оттормозиться (по залитой водой трассе, ага-ага)… В общем, ваш автор видит некое божественное провидение в том, что француз, второй этап кряду квалифицирующийся на «ура», завершает Гран-при в самом дебюте. Если у человека творится такой бордель в подсознании, его длительное пребывание на трассе наверняка представляет собой угрозу для окружающих.

В отличие от пилота «Лотуса» Нико Росберг нынче совершенно безобиден. С одной стороны потому, что его «Мерседес» беспощадно уничтожает компаунды при попытках агрессивно управлять болидом. С другой, пустеющие баки, вырабатывающие ресурс шины, изменяющаяся температура асфальта и прочие технические нюансы постоянно правят баланс болида. В какую именно сторону – немец предугадывает с трудом, в отличие от более опытного соотечественника. Потому-то пока защищаться Нико толком не может: на «Сепанге» он в течение трех кругов кряду последовательно пропустил Феттеля, Райкконена и Уэббера. Вроде бы впору пенять на DRS, снимающий с блондина большую часть вины. Но Росберг сдавал позиции без боя и тем соперникам, которые магической системой не пользовались. Например, австралиец отвоевал позицию благодаря верному выбору траектории и куда более точному следованию по оной. Если «трехлучевые» не придут на помощь Нико в самое ближайшее время, то на европейских трассах пропасть между ним и Михаэлем окажется непреодолимой.

Собственно, регулярно быть битым рискует и Фелипе Масса. Невозможность контролировать задок в поворотах вводит любителя избыточной поворачиваемости в ступор — даже при исполнении классических гоночных элементов бразилец нервничает либо перестраховывается сверх меры. Вспомните самый яркий обгон этапа, когда в начале 35 круга Баттон эффектно уделал представителя Маранелло.

При подходе к первому повороту бок о бок Масса контролировал внутренний радиус и тем самым, казалось, защитил себя от нападок. Как минимум потому, что у Дженсона было минимум пространства, чтобы по внешней траектории рвануть в обход конкурента. Кроме того, кругом ранее в связке пятого и шестого поворотов бразилец внешне уверенно отбил схожую по исполнению комбинацию визави, закрепив защитный успех в последней шпильке... Однако в куда более простой ситуации бразилец не смог распорядиться тактическим преимуществом. Хуже того, опростоволосился по полной программе, допустив дрифт в середине поворота (вот что значит не работать с болидом с позиции силы) и заметавшись, словно в водовороте, между двумя линиями движения. Баттон вопиющего просчета визави не простил: не отпуская ноги с педали, британец до конца протянул свой болид по изначально избранной траектории и был таков.

В завершение обзора обратим внимание на первый поворот. Там, где Фернандо Алонсо красивейшим образом обставил Серхио Переса, воспользовавшись преимуществом в скорости, а Дани Риккардо довершил разгром Фелипе Массы, взяв того на испуг. Именно в этом вираже на 44 круге во всей красе предстал «Уильямс», заслуживший звание самого стабильного шасси марта. То, как элегантно Бруно Сенна перещеголял Пола ди Ресту в борьбе за седьмое место — бальзам на раны конструкторов, традиционно сильно начинающих сезон, но затем «сдувающихся» в силу скромности бюджета. Обгон показал, что перфомансы Пастора Мальдонадо в Австралии неслучайны: даже при пустеющих баках и перехода с промежуточной резины на слики характеристики машины не пляшут, как температура у больного лихорадкой. Недостаточная поворачиваемость если и наклевывается, то спорадически. Высокая чувствительность оставляет временные зазоры для исправления ошибок пилотирования. А буст при включении DRS добавляет машине километров в час без всяческой болтанки и сноса с траектории, требующей рулевой корректировки. Так что отдадим должное технарям «синих»: свою обязательную задачу-минимум на сезон они уже выполнили на совесть.