5 нововведений, которые «Формуле-1» следовало бы внедрить к старту сезона
Введение дополнительного комплекта покрышек для Q3
Право слово, смешно наблюдать, как одна автоспортивная рука не ведает то, что творит другая. Весь сезон пилоты жаловались на вынужденную экономность в суперпоуле: мол, и хотели бы бороться за высокие позиции на стартовой решетке, но игра не стоит свеч. Лучше за счет тактической сдержанности днем позже отыграть утерянное в субботу (благо система DRS, в отличие от KERS, работает у всех), нежели безоглядно рисковать в квалификации. Там-то, конечно, есть шанс сорвать банк и покрасоваться перед камерами, но лишь в случае безупречного выступления и ошибки «Ред Булл» в качестве обязательного дополнительного условия. Случись же плану хотя бы на мизер отклониться от сценария – и спортсмену гарантировано прозябание в группе середняков да ограниченность стратегических маневров в гонке.
С другой стороны, уже который месяц хнычут шинники из «Пирелли». Подавай, говорят, им плацдарм для обкатки новых компаундов с прицелом на 2014-й, а то совсем беда будет. Да и разницу в линейке покрышек, по слухам, итальянцы не прочь сделать тоньше, чтобы подбросить дров в костер интриги. Собственно, бонусный комплект шин, использующийся только в Q3, отчасти удовлетворял бы обоим условиям. Однако официально «прописать» его в правилах ни поставщикам, ни командам пока не удалось. Почему – непонятно: расплывчатая мотивация со стороны ФИА относительно увеличения расходов на фоне общего выигрыша убедительной точно не выглядит.
Модификация зон DRS
Капитан очевидность подсказывает, что обгоны интересны в том случае, когда сопряжены с риском. Либо прохождение виража в совокупности с преодолением незапланированной «преграды» являет миру атакующую искусность пилота, либо перспектива контрудара позволяет блеснуть изящностью защиты. Бездумно выставленная по принципу «каб было» зона DRS нивелирует обе ключевых составляющих одновременно. Доходит до абсурда: спортсмены отказываются пилотировать агрессивно в тех местах, где раньше не задумываясь жали бы на газ. А все потому, что перспектива свести риск к минимуму пятьюстами метрами спустя активацией волшебной системы застит глаза. Стоит ли удивляться, что вопреки инновациям, концовка многих Гран-при все равно превращается в карусель на «доезд», а обгоны совершаются лишь в хвосте пелетона теми, кому терять нечего?
Проблема одним росчерком карандаша на плане автодрома не решается. Однако неделя-полторы консультаций с командами способны существенно оптимизировать расстановку волшебных зон. Хотя бы в том смысле, чтобы к концу DRS-маневра предусматривалось торможение – и отрыв в скорости для атакующего в одночасье не становился колоссальным. Либо же, как вариант, появление на небольшом отдалении от зоны DRS ее аналога, подразумевающего перспективу контратаки. Есть же у нас расположенные по соседству «эски», на которых потерявшие внутренний радиус пилоты имеют шанс реабилитироваться. Так почему хотя бы теоретически не предоставить нечто подобное приверженцам DRS-верняков?.. Понятное дело: все аэродинамические нюансы нововведений следует выверить до миллиметра. Но, согласитесь, подобные исследования точно не станут пустой тратой времени. Выход из положения окупится сторицей.
Увеличение шага в линейке покрышек
Господа, вот положа руку на сердце, сколько раз за время гонки в Валенсии вы в среднем посылали проклятия проектировщику? Как часто зевали по ходу Гран-при Франции? Постоянно ли задавались вопросом «какого черта я смотрю на эту имитацию бурной деятельности на «Хунгароринге», если гонка проходила посуху? А в довесок – опять же, говорим начистоту! – мечтали об интригующих поворотах событий в Абу-Даби, соответствующих богатому антуражу?
Неочевидную интригу на состязаниях подобного рода вполне реально очертить предметно – пусть и искусственным методом. Поливать трассу перед заездом – первая мысль, приходящая на ум. Но радетели за чистоту вида спорта совершенно справедливо отринут ее: ставить на поток единственный непредсказуемый фактор гонок – все равно, что сознательно топить его в рутине. А вот раскрутить на полную катушку шинный маховик сам бог велел. Ведь изменение уровня топлива в баках существенно влияет на баланс машины, вынуждая гонщиков прямо в соревновательном процессе вносить коррективы в стиль. Износ покрышек требовательность к пилотажу повышает. Но, как мы видели в минувшем сезоне, зернение превратилось в «нон-фактор» уже к лету – команды приспособились нивелировать потерю сцепления чуть ли не механически. Так почему бы не бросить гонщикам еще один вызов, предложив варьировать приоритеты в более широком диапазоне?
Введение дополнительной тестовой сессии в пятницу
Инновацию можно рассматривать с разных сторон. Во-первых, как благотворительную помощь «Пирелли» в решении уже озвученной выше проблемы. Во-вторых, как способ адаптации молодых пилотов к новым вызовам. Скажем, сделать доступной сессию исключительно для резервных гонщиков и обязать их в течение полутора часов протестировать оба комплекта шин на Гран-при. Это поможет заранее отсеять зерна от плевел в когорте потенциальных новобранцев. А заодно хотя бы отчасти утолить рента-драйверскую жажду порулить боевым болидом. В-третьих, как практику снижения рисков при выборе базовых настроек. Согласитесь, куда интереснее смотреть за реальной борьбой во главе пелетона не двух, а трех-четырех команд. И повышение их количества напрямую зависит от квалифицированной работы в пятницу. Возможно, качество материала, собранного резервными пилотами, окажется не самым высоким. Однако это тот случай, когда количество прямо или косвенно, но все-таки положительно влияет на общую наработку.
Изменение формата официальных пресс-конференций
Хотите верьте, хотите нет, но первое, чему научился, начав писать о «Формуле-1» профессионально – сочинять переводы пресс-релизов с бесед после гонок еще до того, как они выходили в печать. Довольно быстро выяснилось, что их смысл и качество минимально разнились с истинными словами пилотов: заготовку следовало лишь шлифануть в нескольких местах, чтобы она появилась на сайте спустя несколько секунд после опубликования на инглише и процентов на 95 соответствовала оригиналу. Со временем показатель, правда, несколько уменьшился – импровизации пилотов хоть изредка, но стали прорезаться в спичи. Однако общая тенденция, увы, трансформаций не терпела: те же банальные вопросы, кочующие из этапа в этап, столь же политкорректные ответы, словно заранее отшлифованные пресс-службами. По сравнению с флэш-интервью, что делали в боксах представители канала Би-би-си или немецкие телевизионщики, официальное блюдо казалось пресным и постным.
Возникает резонный вопрос: почему бы не внести в антураж беседы нотку женственности Тани Бауэр или спонтанности Эдди Джордана? Одолжить, скажем, у телекомпаний какую-нибудь нестандартную «микст-пару» и предложить ей после каждого этапа импровизировать в поле расспросов. Когда же международный тандем на выдумки иссякнет, сменить их иной сборной. Глядишь, многие зрители и прекратили бы выключать трансляции, едва лидеры допивают последние капли шампанского на подиуме…
Дмитрий, поясните, пожалуйста, мысль.
Вроде же DRS автоматом закрывается при нажатии на тормоз? То есть любой или, если хотите, каждый «DRS-маневр» заканчивается торможением и так. Или я что-то путаю?