Петровская эпоха
Почему «Катерхэм»?
При желании абзац можно было бы закончить лаконичной констатацией «А больше свободных мест на рынке рабочей силы элитного класса и не наблюдалось». И правда, топ-конюшни еще до тестов определились с приоритетными кандидатами, а середняки поставили на рента-драйверов, едва получили доказательства их платежеспособности. В итоге оставалось лишь ловить золотую рыбку в мутной аутсайдерской воде, да и то с рядом оговорок. Заброс удочки в водоем «ХРТ» виделся нецелесообразным с точки зрения элементарных энергозатрат: кроме статуса «боевой пилот «Ф-1» сотрудничество ничего не давало.
А вот репутацию могло подорвать ой как серьезно, ведь в регулярно замыкающем таблицу гонщике (а иных результатов на смеси тостера и пылесоса не показать!) серьезные коллективы редко когда видят кадр для собственного усиления. «Маруся» и «Катерхэм» в этом смысле не столь безнадежны: к примеру, в прошлом году даже на фоне невыразительных результатов автоспортивная общественность оценила ренессанс Хейкки Ковалайнена и похвалила работоспособность Тимо Глока. То бишь трамплином для возвращения на вершины оба коллектива назывались не для красного словца.
Тогда почему Виталий был принят на работу малазийцем Тони Фернандесом, а не вручил трудовую книжку соотечественнику Николаю Фоменко? Ведь и тот, и другой искали рента-драйвера на место второго боевого пилота. Как кажется, тому есть несколько объяснений. Во-первых, «Марусе» требовались деньги уже к декабрю: в стремлении выиграть время команда еще по осени прогнала уменьшенную модель-2012 сквозь аэродинамический тоннель «Макларена», чтобы к началу зимы пустить в производство элементы боевого шасси. Спонсоры Шарля Пика оплатить «броню» подопечного до дедлайна успевали, покровители Петрова – нет. Кроме того, в конце года менеджер россиянина Оксана Косаченко все еще надеялась посадить подопечного в более пристойный болид. Однако переговоры раунд за раундом срывались…
Во-вторых, «Маруся» нынче вступает в переходный период. Отказавшись от экспериментального проектирования «памяти Ника Уирта», россияне строят болид фактически с нуля. Причем без KERS – единственные в пелетоне. С мотором «Косуорт», радикально перекроенной аэродинамикой и обкатанной по усеченной тестовой программе машиной пилоту остается рассчитывать разве что на борьбу с конкурентами из «ХРТ». А для Виталия это все равно, что выкинуть 10 млн. евро спонсорских денег на ветер: прорубать путь сквозь тернии к звездам из самой чащобы уместнее молодому пилоту без имени, а не человеку, уже зарекомендовавшему себя. Тем более в такой солидной конторе как «Лотус-Рено» – вне зависимости от показанного там результата. А значит, вполне резонно, что госпожа Косаченко сосредоточила вектор переговорных атак на «Катерхэм».
Почему вместо Трулли?
Если бы в командах «Формулы-1» по примеру реалити-шоу «Последний герой» раздавали тотемы, защищающие от увольнения, Хейкки Ковалайнен мог бы увесить ими всю машину. Роль спасительного артефакта замечательно исполнили бы мячики для гольфа, которые финн использует при играх с боссом конюшни Тони Фернандесом во время каникул. Личная дружба как таковая подкрепляется результатами скандинава. Пусть за 38 Гран-при в составе британцев он так и не набрал зачетных очков, зато несколько раз вплотную подбирался к десятке сильнейших, демонстрируя приличный темп на отнюдь не стабильном болиде. Кроме того, Хейкки зарекомендовал себя бескомпромиссным бойцом, который избегал жалоб на капризничающую рулевую колонку, то и дело бессистемно выходящий из-под контроля задок и прочие технические неурядицы. Он просто работал – так, как делал это на совесть в «Макларене» и «Рено». И этого хватало, чтобы оставаться в «Лотусе» (нынче «Катерхэме») лидером.
Для Ярно ситуация имела совсем иной коленкор. В свои 37 он, обладающий колоссальным опытом, прекрасно понимал, в чем на самом деле силен, где потолок его возможностей и как извлекать максимум пользы из козырей техники пилотирования. Однако выглядевший на голову сильнее Фернандо Алонсо в «Рено»-2004 и бравший подиумы с «Тойотой» в конце 2000-х, на британской почве ветеран никак не мог зацвести. Дело в том, что машина совершенно не соответствовала его потенциалу. Вернее, не давала реализовывать себя в привычной манере по причине технического несовершенства. Плюс нововведения в правилах (KERS, DRS, запреты на смены траектории, отказ от дозаправок) и специфика шин «Пирелли» привели к тому, что Трулли исчерпал резерв конкурентоспособности. Это, к слову, периодически отмечали даже мы, анализируя действия итальянца в рубрике «разбор полетов».
Если раньше дока оборонительных действий, собирая за собой знаменитый «паровозик», успешно мог отбивать атаки грандов чуть ли не весь Гран-при, нынче его не хватало даже на десяток кругов. А то и в разы меньше, случись болиду оказаться «пробитым» в настройках… Разумеется, Ярно это сам прекрасно понимал: его резкое недовольство техническими характеристиками машины и претензии в адрес команды – из этой оперы. Равно как и психологический дискомфорт, приведший к закату звезды некогда славного пилота.
Можно сколь угодно долго говорить о негуманности увольнения Трулли в контексте январских заявлений Фернандеса, сокрушаться об отсутствии итальянских пилотов в пелетоне-2012, клясть засилье рента-драйверов. Тем не менее пятничное решение «Катерхэма» по сути верно. Ведь оным малазийский бизнесмен решил сразу несколько важнейших стратегических задач. А) Получил внушительное вливание в бюджет молодой развивающейся команды. Средства придутся как нельзя кстати, поскольку в свете покупки KERS и КПП «Ред Булла» шасси к лету ждет затратная, но многообещающая модернизация. Б) Заручился поддержкой пилота, еще не выработавшего ресурс, а, наоборот, ищущего пути для возвращения в топ-команду. В) Обзавелся интересными стратегическими партнерами, услуги которых могут прийтись ко двору к моменту проведения Гран-при России.
Естественно, без жертв не обошлось: в плане межсезонной работы с болидом и его настройки на гоночные уик-энды опыт Трулли несоизмеримо богаче наработок Петрова. Да и серьезного конкурента Ковалайнену глава команды подсуетил, несмотря на протекционизм по отношению к финну. Однако риски в данном случае оправданы, поскольку Фернандес намедни отказался от заведомо убыточного итальянского проекта.
Почему ставки высоки?
На кону репутация. Одно дело – конкурировать с Робертом Кубицей в ранге дебютанта и набираться опыта методом проб и ошибок. Другое – иметь равные результаты с Ником Хайдфельдом, спешно приглашенным в команду и в силу пропущенной предсезонки толком не освоившим поведенческие нюансы машины. Петров, всю зиму ходивший по лезвию бритвы, в ближайший год должен дать конкретный ответ на вопрос, кто же он по своей гоночной сути – претендент на постоянное место в элитном пуле, либо же прожигатель денег «Сибура», прикрывающийся оберткой национального проекта. Во время выступления в топ-командах Ковалайнен выступал примерно в той же роли оруженосца, что Виталий – при Кубице. Однако после трансфера в «Катерхэм» вышел на более высокий профессиональный уровень, расправив крылья. Русской «Ракете» предстоит как минимум повторить подвиг – в противном случае еще одного шанса для выхода на орбиту он не получит.
На кону деньги меценатов. Рента-бюджет Виталия – один из самых раздутых среди всех «платников» в нынешнем сезоне. Собственно, именно поэтому собрать и подтвердить его госпоже Косаченко удалось с превеликим трудом. Даже вмешательство самых высоких власть имущих чинов, по слухам, случившееся уже на «падающем флажке», процесс ускорило лишь отчасти – в качестве непрофильного актива проект «Выборгская Ракета» перестает быть интересным практически со всех позиций. Апелляции к подиумам и отсылки к зачетным очкам нынче неуместны: на фоне того, как долго переводились средства на гарантию контракта и оплату выступлений, былые достижения попросту теряют смысл. Лишь успешные выступления в «Катерхэме» вернут сочетанию «национальный проект» осмысленность, и вместе с этим гарантируют дальнейшую оплату услуг выступлений Петрова.
К слову, пора перестать кривиться при сочетании «рента-драйвер» по отношению к Виталию. Такова на сегодня объективная реальность: без финансовой поддержки талант российского гонщика не востребован – как минимум, на уровне тех требований, что предъявляют основные движущие силы «Формулы-1». Кроме того, он не получает зарплату, как ведущие гонщики пелетона, и не является объектом охоты со стороны крупных компаний, заинтересованных в расширении раскрутки бренда. То же, каким образом он «аннулировал» контракт Трулли, лишь подчеркивает специфику нынешнего статуса спортсмена. Так что в свете последних событий избавиться от обидного клише Петров сможет только после того, как подпишет контракт, не гарантированный собственными средствами.
На кону вызов. За спиной Петрова притаился Гидо ван дер Гарде – амбициозный молодой пилот, ждущий возможности ухватить за хвост птицу-удачу. На рынке свободных агентов маячит любитель китайского трэша Адриан Сутиль. Нет-нет, но заходит разговор об экзотичных пилотах, способных рупиями, юанями или иенами позолотить ручку Фернандеса. В общем, расслабляться Виталию точно не резон: любой прокол будет идти по гамбургскому счету без всяких скидок на трудную предсезонку или нули в чековой книжке. «Катерхэм» нынче нацелен завоевать первые очки в истории, для чего затеял масштабную программу реорганизации и развития. И если не идти в ногу со временем, велик риск остаться на обочине истории…
------------------
Статья в целом здравая, но вот это утверждение спорно. Бюджет Виталия ничто, по сравнению с финансами Бруно Сенны и Пастора Мальдонадо. Да и у Серхио Переса судя по слухам, не малый бюджет..
Врятли он особый конкурент, если только не тонны бабла)
Лирики как всегда «радуют» физиков своими познаниями в точных науках.
«В конце прошлого десятилетия» - это же звучало бы как-то грубо и неженственно.